Главная arrow Внутрення политика
Внутрення политика
С любовью к Отечеству Печать E-mail
Автор ad   
20.12.2009 г.

Говоря о создании таких комплексов, как Монумент Независимости в Алматы и «Казак Елi» в Астане, всегда задумываешься об определенной преемственности, поскольку перед авторами, при всей разности воплощаемых ими образов и форм, стоит общая задача - показать художественными средствами такие понятия, как Родина, государст­венность, независимость.

Мы попросили рассказать, как решал эту сложную задачу автор Монумента Независимости в

Алматы, почетный архитектор Казахстана, академик Международной академии архитектуры стран Востока Шота Валиханов.

- Я был в составе правительственной делегации, которая во главе с Президентом Казахстана в середине 90-х посетила Египет, - рассказывает он. - В городе Луксоре нам показали огромный храмовый памятник, перед которым стоял устремленный ввысь обелиск. Увидев его, Нурсултан Абишевич сказал мне, что нечто подобное необходимо создать и в Алматы. «Монумент должен быть посвящен нашей независимости, подумайте над этим», - поставил задачу Глава государства.

Вернувшись в Казахстан, я собрал группу архитекторов, и мы приступили к работе. Нам, конечно, не хотелось повторять уже известные формы, было желание создать оригинальный, связанный с историей Казахстана монумент. Над разработкой комп­лекса вместе со мной работали молодые талантливые скульпторы Нурлан Долбай, Адилет Жумабаев, Кайрат Суранчиев и архитектор Казбек Жарылгап. Нам очень хотелось, чтобы монумент был цельным по стилистике и пластике, чтобы все его части гармонировали и дополняли друг друга.

Из шести разработанных нами вариантов Президент Казахстана утвердил тот, который казахстанцы видят сегодня на площади Республики: расписанную национальным орнаментом и руническими письменами 28-метровую стелу, завершающуюся фигурой Золотого воина.

Батыр изображен не на коне, извечном спутнике номадов, а на летящем снежном барсе. Это, по мнению авторов, является олицетворением не только силы и мощи народа, но и его космической связи со Вселенной. Беркут, которого воин держит в руках, говорит о миролюбии народа. Вокруг стелы на барелье­фах нашла отражение история Казахстана - от времен владычества в Великой степи царицы Томирис, образования Казахского ханства до наших дней.

Монумент Независимости стал символическим центром города, к нему постоянно приходят алматинцы и наши гости. «Казак Елi» с момента открытия привлек к себе внимание всей страны. Иначе и не могло быть: эти знаковые произведения монументального искусства Казахстана созданы с любовью к Отечеству, с гордостью за наш народ.

Галия ШИМЫРБАЕВА

http://www.kazpravda.kz/index.php?uin=1152013916&chapter=1260923203

 
Будущее глазами молодых Печать E-mail
Автор ad   
20.12.2009 г.

Как эффективнее укреплять независимость нашей страны - об этом дебатировали студенты усть-каменогорских вузов в пресс-клубе областного филиала НДП «Нур Отан». И в казахскоязычной, и в русскоязычной лигах сценарий игры был один: «глава правительства» докладывает свою программу действий, максимально аргументируя их эффективность, а «оппозиционеры» стараются найти слабину и дать альтернативу.

В общем, все, как в реальной жизни. Да и оперировали дебатеры существующими документами и обстоятельствами. И это вызывало особый интерес: коль будущее «возводить молодым», то хотя бы абрис его прорисуется в ходе дебатов...

Второкурсник Восточно-Казахстанского государственного технического университета Асмат Адаев, «глава правительства» по версии казахскоязычной лиги, считает, что Казахстан независим политически и экономически, но дальнейшее развитие независимости страны во многом упирается в уровень патриотизма у молодежи.

Его оппонент - студент факультета международных отношений Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова Серик Жунусов, согласившись с тем, что неоспорима политическая независимость Казахстана, заострил внимание на том, что есть опасность информационного «плена». Потому что телевидение импортирует и, по сути, пропагандирует идеологию других стран, и это далеко не лучшим образом влияет на патриотизм людей.

Позиция русскоязычных дебатеров была во многом схожей. Арман Бектурсынов, второкурсник технического университета, которому доверили роль Премьер-Министра, констатировал:

- Казахстан за 18 лет суверенитета не смог пока преодолеть наследный статус сырьевой страны. У нас есть все возможности заменить импорт своей продукцией. В плане развития независимости мы на вторую позицию поставили бы культуру, поскольку именно она формирует сознание людей. На третью позицию предлагаем выдвинуть науку, потому что без научных разработок невозможно осуществить индустриализацию страны и отойти от сырье­вой направленности экономики.

- Я не согласен с существующим положением дел и программой «правительства», - бескомпромиссно, как и понимает роль оппозиции, заявил первокурсник факультета международных отношений ВКГУ Арман Хамитов. - Нам предлагают все - от йогурта до космических аппаратов - делать в своей стране, видя в этом гарантию экономической и продовольственной независимости. Но сейчас не то время. Зачем повторять СССР с его закрытым занавесом? В эпоху глобализации мы должны интегрироваться в мировую экономику. А чтобы быть на равных с другими странами, наша задача - найти и развивать те ниши, в которых мы можем быть уникальны и сильны. В этом будет наша независимость.

Студентка ВКГУ Сабина Серикова в роли вице-премьера еще раз продемонстри­ровала, что женщина в политике - это дорога компромиссов, она предложила свой подход:

- Главная беда в том, что у нашего народа действует стереотип сознания с советских времен: все импортное лучше, чем отечественное. И пока так будет, то, как бы мы ни развивали импортозамещение, оно будет «буксовать». Вот этот стереотип нужно ломать прежде всего. Правильно кто-то из великих сказал: «Война начинается в умах».

Пока в умах казахстанцев не произойдет переоценки ценностей и на первое место не выдвинется казахстанский патриотизм, трудно рассчитывать на укрепление нашей независимости и суверенитета. Механизм такой «революции в умах», креативные подходы к индустриа­лизации страны могли бы предложить «болашаковцы». Программа «Болашак» существует уже много лет. А отдача стране от тех, кто получил лучшее образование, - минимальная.

...Увы, по завершении дебатов абриса будущего увидеть не удалось. Но ребята умеют мыслить и анализировать, у них есть неподдельная забота о будущем страны, и они стремятся к знаниям. Это главное, что позволяет с оптимизмом смотреть в то зав­т­­ра, которое они будут возводить.

Виктория ШЕВЧЕНКО

Восточно-Казахстанская область

http://www.kazpravda.kz/index.php?uin=1152013916&chapter=1260922731

 
Сага о свободе Печать E-mail
Автор ad   
20.12.2009 г.

Стремление к свободе столь же характерно для человечества, как и стремление к счастью. С древнейших времен свобода, устремленность к раскрытию своих возможностей всегда были важнейшим стимулом человеческого существования. Быть свободным - не только цель. В свободном развитии человека в значительной степени заключен сам смысл человеческой жизни. Вот почему человек как личность в конечном счете оказывался сильнее любой тирании.

Склонность к мифам и к «волшебным» историческим превращениям очень живуча. Уже давно нет советской системы, из которой мы вышли, но мифологическое сознание не исчезло. Странно, но многие люди приняли «картинки» заграничного рыночного благополучия за жизнь в раю. Маятник качнулся в другую сторону. Жизнь в западных развитых странах стала казаться «заоблачной», беспроблемной. Как будто там все падает с неба. А то, что эти благоденствия приходят к людям только в результате долгого упорного труда или покупаются в кредит (который надо обязательно возвращать!), не принималось в расчет.

Опыт последних десятилетий и тот мировой кризис, который все еще далеко не закончился, показывают, что демократия и рынок требуют от людей собранности, ответственности, знаний и соблюдения законов. В сочетании свободы и строгой законности и заключен один из движущих моментов современного развития. Те ограничения, которые имеются в демократических странах, никак не идентичны ограничениям, присущим авторитарным обществам. В хорошем знании законов, в их добровольном соблюдении и социальной ответственности и кроется настоящая свобода.

Да, демократия и рынок необходимы, но не стоит полагать, что они разом и автоматически решат все проблемы. Не следует мифологизировать рынок и демократию, так как они - только инструменты для позитивного развития общества. При этом, избавляясь от мифологического сознания, следует понимать: человечество так и не придумало практических путей к созданию идеального общества. Да и возможно ли оно? Нужно ли оно? История человечества говорит, скорее, о том, что людям необходимо исходить из реальных возможностей, а не из фантазий.

Любое, даже самое развитое по нашим меркам общество имеет свои проблемы, и даже значительные, как, например, США, Великобритания, Франция и др. Это и нарушения прав человека, и коррупция, и социальные противоречия, и религиозные антагонизмы. Однако в целом эти общества стабильны и поступательно развиваются. Так происходит не только по экономическим причинам, но в том числе и потому, что в этих странах эффективно функционируют демократические институты, которые позволяют свободно обсуждать и решать возникающие проб­лемы. Ценность демократии именно в этом - не в абсолютном (раз и навсегда) разрешении противоречий, а в возможности свободного, широкого и постоянного социально-политического диалога.

И когда задается вопрос: что мы приобрели в результате распада СССР и создания независимого Казахстана, то следует подчеркнуть - свободу. В чем она выражается? Во-первых, мы приобрели правовую и экономическую свободу. Современный гражданин волен выбирать себе то направление жизни, ту отрасль деятельности, где он может реализовать себя, накопить средства, внести свой вклад в создание определенных ценностей. Если же вспомнить вчерашний день, то и круг профессий, и заработная плата строго ограничивались тем скупым перечнем, который предлагало государство.

Сейчас человек, при наличии способностей и стартовых условий, может начать собственное дело, пойти в ту или иную отрасль бизнеса, в строительство, в сферу образования. Частный сектор сегодня есть практически везде. Конечно, повсеместно имеются и огромные проблемы, есть большой риск провалиться, но это уже именно ответственность самого человека, следствие того, как он сам рассчитывает свои способности, силы, средства. Но главное в том, что человек уже имеет возможность самостоятельно выбирать себе дорогу в жизни.

С другой стороны, сегодня реально существует свобода выражения мнений. Человека уже невозможно заставить думать шаблонно, он свободен в обсуждении проблем, отсутствует цензура, которая всегда прежде пресекала свободу прессы. Разумеется, говоря о свободе, нельзя путать ее с вседозволенностью, с беспределом. Любое цивилизованное общество, чтобы гарантированно и стабильно существовать, ставит определенные моральные и правовые рамки, определяет правила, по которым оно будет развиваться.

В частности, для современного понимания свободы очень важны толерант­ность, политкорректность. Притом политкорректность и внутригосударст­венная (между самим государством и гражданским обществом), и внешняя (между страной и ее партнерами на международной арене). Особенно важна дружественность, элементарная корректность в отношениях между соседями, что верно как в повседневной человеческой жизни, так и в жизни государств.

Верно и то, что свобода не может быть безбрежной и беспринципной. Любое общество и государство, которое стремится к жизнеспособности и устойчивому развитию, должно эффективно запрещать пропаганду жестокости, терроризма, насилия, разврата, этнической, расовой и религиозной нетерпимости.

Сегодня, в конце первого десятилетия нового века, когда уже давно сгнил прежний «железный занавес», современный гражданин Казахстана волен ответственно выбирать место учебы и работы. Он может, оставаясь гражданином свой страны, жить и заниматься своим делом в том государстве, в той географической точке, к которой у него есть интерес и склонность. Функ­ционируют многочисленные программы, которые позволяют получить зарубежное образование. Для особо одаренной молодежи успешно действует программа «Болашак».

Принципиальные изменения прои­зошли в сфере гуманитарных наук. В прежние времена гуманитарная наука была, как хорошо известно, полностью зарегламентирована. Ученые были предельно ограничены в круге своей проблематики, даже в круге научной литературы, которую могли читать. То же самое касается и студентов, которые не имели возможности познакомиться непосредственно с мировым наследием гуманитарной мысли, с зарубежной прессой и литературой. Теперь же, в условиях интеллектуальной свободы, и ученый, и преподаватель, и студент могут читать и изучать те книги зарубежных авторов, о которых они раньше и не слышали.

Сегодня можно оперативно знакомиться с новинками иностранной литературы, и это раздвигает горизонты гуманитарного знания. Следует подчеркнуть, что интеллектуальная свобода, которая имеет совершенно особое значение для развития общества, в годы независимости в полной мере пришла в Казахстан.

Достигнуты ли уже все «пределы» свободы? Наверное, нет. Но позитивные результаты свободного развития в нашей республике очевидны. Конечно, поколение, воспитанное в советских традициях, нередко все еще ностальгирует по твердой руке, когда государст­во было нам и как отец, и как дед. Но те времена безвозвратно ушли. И уже выросло целое поколение, которое знает о прошлой системе только по рассказам старших. В новой ситуации, в ситуации независимости, государство, разумеется, никуда не исчезло. Оно осталось на своем высоком месте. Но при этом сегодня граждане получили ту экономическую, политическую и интеллектуальную свободу, которой не было и не могло быть раньше.

...Времена принципиально изменились. И мы должны, наконец, в полной мере познать силу и красоту свободного полета. Народ Казахстана этого достоин.

Два последних десятилетия отечественной истории - это, можно сказать, наша современная «Сага о свободе», страницы которой ежедневно пишутся каждым человеком, каждым гражданином. И первые страницы в этой исторической саге написаны в годы независимости.

Эта книга о свободе еще не завершена и вряд ли кто-то сможет полностью завершить ее. Ведь человеческую свободу невозможно измерить каким-то количественным показателем. Свобода - это динамичное состояние общества. Общества, которое не застыло, не находится в депрессии, а оптимистично устремлено вперед, к развитию, к диалогу.

Строго говоря, сага - это легенда. Но в отличие от легендарных сказаний прошлого, наша «Сага о свободе» уже не миф, а живая реальность. Реальность независимого Казахстана.

Буркитбай АЯГАН,

профессор истории

http://www.kazpravda.kz/index.php?uin=1152013916

 
Время испытаний, успехов и надежд. Восемнадцать лет назад началось строительство нового государства Печать E-mail
Автор ad   
09.12.2009 г.

Принятый 16 декабря 1991 года Конституционный закон о государственной независимости Республики Казахстан возвестил миру о появлении нового суверенного государства в самом сердце Евразии, издревле именуемом Великой степью. Это событие ознаменовало собой распад советской системы, основанной на жестком и тотальном контроле всех сфер жизнедеятельности общества. Де-юре провозглашая демократические принципы, суверенитет союзных республик, уважение прав и свобод граждан, де-факто эта система превратилась в машину по всяческому искоренению инакомыслия и либерализма.

Получив в наследство от СССР осколок агонизирующей экономики, независимому Казахстану все пришлось начинать практически с нуля. И самой главной задачей в этот период стало определение стратегического курса развития страны. Перед нами стоял выбор - остаться верным старому командно-административному способу управления, централизованной экономике и утопической идеологии либо пройти трудный, но многообещающий путь, ориентированный на создание подлинно правового и демо­кратического государства со свободной экономикой. То есть следовать за наиболее прогрессивной частью человечества.

Мы выбрали последнее и, как показала история, не ошиблись. Экономические успехи республики под руководством Первого Президента Нурсултана Абишевича Назарбаева стали предметом пристального внимания для многих наших соседей, с которыми мы имели одинаковые, если не худшие стартовые условия.

Всего за годы независимости в экономику Казахстана привлечено более 97 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, объем же собственных инвестиций превысил 140 млрд.

Благодаря накопленному за эти годы экономическому потенциалу и последовательной политике сбережений в период глобальной рецессии Казахстану удалось избежать самых негативных вариантов развития событий, сохранить устойчивость экономики и финансовой системы, выполнить все намеченное по социальной защите населения.

Что касается представительных органов, то их роль в советское время была сведена к механическому законодательному оформлению решений, уже принятых высшей партийной номенклатурой. Современная же история казахстанского парламентаризма начинается с выборов Верховного Совета Казахской ССР XII созыва в марте 1990 года. Это были, по сути, первые выборы депутатов на альтернативной основе. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовали более двух тысяч кандидатов. Отличительной чертой данных выборов было и то, что 90 человек избирались от республиканских общественных организаций.

Верховный Совет XII созыва сыграл особую роль в становлении нашей государственности. При всех издержках и недочетах в его работе именно тот депутатский состав принял исторические документы: Декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР», Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» и первую Конституцию независимого Казахстана. Следует признать, что Основной закон страны 1993 года открыл простор для динамичного развития казахстанского общества, отказавшегося от однопартийного правления, централизованной экономики, политики закрытых дверей.

Именно тогда в республике положено начало переходу на качественно новый этап обеспечения нацио­нальной независимости, реальных гарантий гражданских прав и свобод, построения демократического общества и правового государства. Однако Верховный Совет XII созыва при всей его исторической значимости в силу объективных причин так и не сумел преодолеть рецидивы советской административно-командной системы и был вынужден подвергнуться процедуре самороспуска. И это не случайно. В новую эпоху нужны были новые кадры, освободившиеся от оков старой идеологии, способные мыслить масштабно, генерировать смелые идеи, внедрять рыночные методы управления.

В связи с этим в 1994 году сформирован первый профессиональный Верховный Совет суверенного Казахстана. Это был весомый шаг по демонтажу советской системы представительных органов, выступавших декором безраздельной власти одной партии.

Но и судьба Верховного Совета XIII созыва оказалась весьма драматичной. Он вступил в права в наиболее сложный период государственного строительства, когда еще не был создан действенный механизм разделения властей, не выстроена система обеспечения баланса власти между государственными органами. Свою негативную роль сыграло несовершенство статусного состояния и регламентных процедур.

Отсутствие четкого разграничения полномочий между ветвями власти в конце концов привело к тому, что Верховный Совет XIII созыва погряз в бесплодных политических дискуссиях, пытаясь подменить собой исполнительные органы, вместо того чтобы принимать законы, в которых тогда так остро нуждалась страна.

И сегодня, с высоты пройденных лет, представляется благом, что Верховный Совет XIII созыва был признан нелегитимным в связи с тем, что Конституционный суд признал не соответствующим Основному закону некоторые нормы избирательного законодательства, в соответствии с которыми проводились выборы депутатов. Благом потому, что в 1995 году Глава государства, используя свои временные законодательные полномочия, данные ему народом и закрепленные новым Основным законом, издал более 140 указов, имеющих силу закона, которые, по сути, стали фундаментом будущих экономических достижений Казахстана. Страна получила соответ­ствующие мировым стандартам законы, заставившие повернуть экономику в совершенно новое русло.

Следует отметить, что сам факт роспуска Верховного Совета Конституционным судом явился революционным прорывом в политической модернизации страны.

Впервые в Казахстане на практике реально сработала система сдержек и противовесов между ветвями власти, что означало отказ от старых принципов государственного управления, основанного на всевластии одной партии.

В те годы в стране практически ежедневно происходили бурные перемены во всех сферах жизнедеятельности государства. Ощущалось стремление народа как можно скорее построить новые отношения, способные вывести республику из пучины хаоса и неразберихи постсоветского периода. Некоторые слои населения стали ошибочно отождествлять демократию со вседозволенностью и анархией, забыв о том, что демократия - это прежде всего ответственность и уважение прав других индивидуумов. Стали усиливаться центробежные силы, пытавшиеся заработать политические дивиденды за счет педалирования национального вопроса. В стране был налицо политический кризис, усугубленный сложнейшими экономическими, финансовыми и социальными проблемами.

В этих условиях стала особо заметной оторванность Конституции 1993 года от реальных социально-экономических и политических процессов. Как непосредственный участник и свидетель событий тех лет, могу прямо сказать, что тогда Основной закон уже не отвечал велениям времени и действительно перестал адекватно отражать перемены, происходившие в жизни общества и государства.

«По сути, - отмечал позже в этой связи Глава государства, - мы переживали кризис всей государственной системы, не сумевшей последовательно и полностью отрешиться от советской идеологии и практики. Кризис этот достиг своего пика к 1995 году и требовал безотлагательного конституционного разрешения, ибо государственные структуры уже не могли дейст­вовать эффективно и без сбоев. В результате было принято решение о конституционной реформации всей системы государственной власти, в том числе и законодательной ее ветви».

Поэтому 30 августа 1995 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция Республики Казахстан, которая по-новому, с учетом требований времени, решила многие вопросы: оптимальной организации управления государством, собственности, прав и свобод человека и гражданина и другие. Новая Конституция не просто провозгласила принцип разделения власти, обеспечивающий стабильность, эффективное функционирование и взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной ветвей, - в ней была закреплена конкретная система сдержек и противовесов. По сути, на республиканском референдуме народ сделал свой выбор в пользу стабильности, законности, твердой и в то же время контролируемой власти. Огромная значимость всенародного голосования заключалась в том, что оно было первым в истории Казахстана подлинно демократическим актом государственного самоутверждения нашего народа.

При этом в основу стратегии по построению новой архитектуры государственного управления была заложена модель президентской республики.

Как показывает опыт различных стран, сильная президентская власть - закономерная потребность транзитного общества, сохраняющего традиции коллективизма и уважительного отношения к центральной власти. В условиях Казахстана именно она позволила осуществить решительные, принципиальные и быстрые изменения, предопределившие ту скорость и эффективность реформ, которыми мы сегодня по праву гордимся.

Любопытно, что считающаяся одной из самых демократичных стран - Франция при создании пятой республики под руководством легендарного Шарля де Голля практически прошла через тот же путь, что и мы в целях стабилизации политической ситуации в стране. Тогда, в конце 50-х, старая конституция Франции, несмотря на всю ее демократичность, стала причиной частых политических кризисов в стране, в конце концов приведших к принятию новой конституции, значительно усилившей полномочия исполнительных органов. Стоит отметить, что сегодня Франция живет и здравствует на основе все той же конституции 1958 года.

Новая Конституция Казахстана дала мощный импульс развитию суверенного государства и заложила основы современного парламентаризма. В соответ­ствии с ней высшую законодательную власть в стране стал осуществлять двухпалатный Парламент, выборы которого состоялись в начале декабря 1995 года.

Отказавшись от неуместных амбиций и политической демагогии, Парламент сразу же приступил к осуществлению своей прямой обязанности, а именно разработке и принятию законодательных актов. В кратчайшие сроки была создана правовая основа для эффективного функционирования сильной и, главное, дееспособной государственной власти. Реальным содержанием наполнены конституционные нормы о правах и свободах граждан. Созданы условия для развития экономики, обеспечения гражданского согласия и усиления социальной защиты населения.

Важным событием в жизни страны и в деятельности самого Парламента явился Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от седьмого октября 1998 года. Эти изменения значительно усилили роль политических партий в обществе, предоставив им десять депутатских мест в высшем законодательном органе страны.

Логическим этапом развития парламентаризма в Казахстане стала конституционная реформа 2007 года, которая, в частности, заменила доминировавшую до этого мажоритарную систему выборов в Мажилис Парламента на пропорциональную. И это не случайно. Весь опыт развития демократии в различных странах в основной массе говорит в пользу пропорциональных выборов по партийным спискам, так как они дают гораздо лучшее отражение реального соотношения сил на политической арене страны. При этом главным фактором является то, что политические партии обретают возможность влиять на государственные решения, на деле становятся каналом трансляции интересов граждан в сферу государственного управления.

Сегодня в Казахстане действуют десять политических партий, отражающих весь спектр мнений в обществе, включая оппозиционные. Среди этих партий наиболее популярной, дееспособной и организационно подготовленной является, безусловно, Народно-демократическая партия «Нур Отан», возглавляемая Президентом Нурсултаном Назарбаевым.

В результате конституционной реформы высший законодательный орган страны получил возможность участвовать в формировании и контроле деятельности Правительства, утверждать две трети состава таких ключевых органов, как Конституционный совет, Центральная избирательная комиссия, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Казахстанский Парламент прошел непростой путь от Верховного Совета коммунистического покроя до профессионального двухпалатного законодательного органа, доказавшего свою состоятельность конструктивной законотворческой деятельностью, способствующей экономическому процветанию, укреплению политической стабильности, гражданского мира и национального согласия в стране. И сегодня высший законодательный орган по праву является важнейшим элементом политической системы независимого государства, функционируя в соответствии с общепринятыми в мировой практике принципами парламентаризма и демонстрируя тем самым демократическую направленность развития казахстанского социума.

Если же говорить о нормотворческой деятельности Парламента, то все эти годы происходила эволюция законодательной базы республики в сторону ее качественного улучшения и приведения в соответствие с передовыми мировыми аналогами.

С момента образования профессионального двухпалатного Парламента принято более 1 600 законодательных актов, затрагивающих все сферы жизнедея­тельности государства. Все это время шел процесс очищения казахстанской правовой системы от тоталитарных пороков мелочного регламентирования экономической и общественно-политической жизни общества, от карательно-репрессивного характера деятельности правоохранительных органов, обвинительного уклона в судопроизводстве и от самодовлеющего приоритета государственных интересов во взаимоотношениях власти и собственника.

Посредством таких законодательных актов, как Гражданский, Налоговый, Таможенный, Бюджетный кодексы, законов «Об акционерных обществах», «Об инвестициях», «О рынке ценных бумаг», «О государ­ственной поддержке инновационной деятельности», «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», обеспечена мощная правовая поддержка решению важнейших экономических задач, стоявших перед казахстанским обществом. Благодаря этим и сотням других законов нам удалось построить полноценное рыночное государство, привлечь инвестиции и дать мощный толчок дальнейшему социально-экономическому развитию Казахстана.

При этом Парламент постоянно стремился к усилению социальной ориентации экономических реформ. На основе международного опыта в республике кардинально реформировано пенсионное законодательство. В целях социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения и повышения их благосостояния одобрены законы о специальном государственном пособии и о государственных социальных пособиях по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту.

Казахстанский Парламент одним из первых среди стран СНГ принял Закон «О государственной службе», четко определивший статус государственного служащего и обеспечивший его правовую и социальную защиту. Мы первыми ввели в действие Закон «О борьбе с коррупцией» и объявили о начале широкомасштабной общенациональной антикоррупционной кампании.

Особое внимание было уделено гуманизации казахстанских уголовной и уголовно-исполнительной систем. С 2003 года в стране введен мораторий на смертную казнь. Ведется работа по постепенной декриминализации правонарушений, относящихся к преступлениям небольшой тяжести, и расширению применения имущественных санкций за отдельные виды экономических преступлений. Введение института присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве стало еще одним шагом в сторону либерализации правовых отношений, связанных с осуществлением правосудия.

Ратификация Парламентом Международного пакта о гражданских и политических правах, Факультативного протокола к нему, Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также принятие совсем недавно законов «О противодействии бытовому насилию», «О беженцах», «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей мужчин и женщин», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам защиты прав граждан на неприкосновенность частной жизни», «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс по вопросам производства предварительного следствия и дознания в упрощенном порядке» на деле подтвердили нашу приверженность основополагающим принципам в сфере защиты прав граждан и стремление построить подлинно правовое государство, где жизнь и права человека являются высшей ценностью.

В ходе законотворческой работы большое внимание было уделено вопросам охраны окружающей среды. Принятый в 2007 году Экологический кодекс позволил систематизировать природоохранное законодательство и внес существенный вклад в обеспечение экологической безопасности в стране. К тому же, в текущем году Казахстан ратифицировал Киотский протокол, что вызвало большой положительный отклик в мире. Присоединение к этому важному международному документу, уверен, будет способствовать активному внедрению энергосберегающих технологий в стране, снижению вредных выбросов в атмосферу и в конечном счете улучшению экологической обстановки в Казахстане и регионе в целом.

Большая работа проведена Парламентом по созданию правовой основы для последовательной демократизации страны и консолидации казахстанского общества. Основываясь на европейском опыте, приняты и впоследствии скорректированы в сторону дальнейшей либерализации законы «О выборах», «О политических партиях», «О средствах массовой информации», «О некоммерческих организациях».

Однако вся эта кропотливая нормотворческая дея­тельность не сможет достигнуть своих истинных целей без эффективной правоприменительной практики. Каких-то 20 лет назад для многих казахстанцев слово «закон» было весьма абстрактным понятием, так как мы привыкли руководствоваться решениями Политбюро ЦК КПСС, а законы, считалось, пишутся только для юристов и правоведов. Поэтому нам еще предстоит провести огромную работу по преодолению правового нигилизма. Дальнейшее продвижение вперед немыслимо без глубокого внутреннего уважения к закону. Большая роль в этой работе отводится политическим партиям и общественным объединениям. Им необходимо найти новые формы общественной мобилизации, которые могут подняться над частностями и сосредоточиться на подлинно общенациональных интересах, таких интересах, которые уже не так жестко привязаны к различным идеологическим постулатам.

В результате постепенных и в то же время последовательных политических реформ в республике сегодня обеспечена реальная свобода слова. Из функционирующих в стране 3 000 средств массовой информации более 80% являются негосударственными.

Способность прессы формировать общественное мнение, соответствующее историческому моменту, является решающим фактором в разрешении проблем и достижении консенсуса в обществе.

В 1990 году в Казахстане было зарегистрировано всего 100 неправительственных организаций, а сегодня их несколько тысяч. Своей деятельностью они охватывают практически все общественно значимые области. Это вопросы экологии, социальной сферы, образования, культуры, здравоохранения, гендерных отношений, защиты прав человека.

Эволюционный подход в модернизации политической системы был продиктован объективной необходимостью. Мы исходили из того, что в условиях переходного периода и связанной с этим угрозой нестабильности только постепенное и вместе с тем неуклонное реформирование политических механизмов способно обеспечить динамичное экономическое развитие государства и успешное продвижение по пути прогресса. Здесь мы не имеем права на поспешность, тем более на ошибки, которые слишком дорого могут стоить и государству, и обществу. Уместно было бы отметить, что даже самый ярый сторонник либерализма бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер очень точно заметила, что «...свобода без порядка есть не что иное, как анархия».

Будучи одним из самых многонациональных государств, Казахстан в непростые годы трансформации общественного уклада и смены модели экономических взаимоотношений сумел сохранить мир, стабильность и согласие в обществе.

И все это во многом благодаря тому, что с первых дней независимости для республики гармонизация межэтнических отношений стала стержнем всей внутренней политики.

Казахстанская модель межнационального согласия стала одной из основных составляющих нашего международного авторитета и престижа, являясь объектом изучения и примером для многих стран, где, к сожалению, все еще существуют разделительные линии по этническому и религиозному признакам.

На институциональном уровне огромную роль в гармонизации межэтнических отношений и консолидации общества играет созданная в 1995 году по инициативе Президента Ассамблея народа Казах­стана. Широко опираясь на институты гражданского общества и в первую очередь на этнокультурные объединения, она стала важнейшим механизмом формирования единого и сплоченного общества, способного преодолевать любые вызовы и угрозы современности.

Конституционная реформа 2007 года придала ассамблее принципиально новый статус, преобразовав ее из консультативно-совещательного института в конституционный орган, имеющий девять мест в Мажилисе.

Одним словом, мы на деле показали, что многонациональность не является недостатком, а напротив, стала, выражаясь экономическим языком, «конкурентным преимуществом» Казахстана. При этом основой достигнутого духовного согласия стала многовековая толерантная и открытая для инноваций культура казахского народа. Она послужила тем консолидирующим ядром, вокруг которого выстраивается, но не растворяется культурное многообразие всех казахстанцев.

Сегодня мир все больше подходит к осознанию актуальности выработки общих подходов, обеспечивающих согласованность действий мирового сообщества в долгосрочном режиме. И как следствие, мы стали свидетелями множества инициатив, выдвигаемых политическими и общественными лидерами, по созданию максимально благоприятных условий сотрудничества и взаимопонимания во всем мире, в том числе и на стыке Европы и Азии, где волею судеб находится Казахстан.

Одним из ярких примеров таких инициатив является Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Стоит отметить, что идея созыва такого совещания впервые озвучена Главой государства Нурсултаном Назарбаевым в 1992 году на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Наша республика председательствует в этой организации с момента ее основания, и сегодня можно с уверенностью сказать, что за это время СВМДА трансформировалось в реальный фактор международных отношений, служит эффективным инструментом для поддержания без­опасности и сотрудничества в Азии.

Другим примером успешной реализации инициативы региональной интеграции является создание Евразийского экономического сообщества, которое по праву стало практическим воплощением евразийской идеи Президента Казахстана.

По мнению большинства экспертов, на постсоветском пространстве ЕврАзЭС сегодня по праву является самой продвинутой моделью экономического сообщества, которой отдают предпочтение главы государств и народы Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана.

Сегодня можно твердо сказать, что суверенный Казахстан - это признанное мировым сообществом государство, имеющее ясную стратегию и четкие перспективы социально-экономического развития, несмотря на все турбулентные процессы в мировой экономике. Важным моментом в новейшей истории республики стало ее избрание на пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Несомненно, достигнутое согласие государств - участников ОБСЕ по вопросу лидерства Казахстана в Организации является объективным решением, основанным на признании возросшего авторитета страны на мировой арене, большого вклада в обеспечение региональной безопасности, а также конкретных реформ, направленных на построение открытого, социального и экономически продвинутого государства.

Убежден, что для ОБСЕ будет ценным и опыт участия нашей республики в системах региональной без­опасности, и опыт руководства такими организациями, как СНГ, ШОС, СВМДА, ЕврАзЭС.

Еще в 1991 году независимый Казахстан выступил с буквально ошеломляющими инициативами: отказ от четвертого в мире потенциала атомного оружия, закрытие Семипалатинского ядерного полигона. И это не было каким-то пиаром, желанием обратить на себя внимание мирового сообщества. Об этом свидетельствуют последующие шаги Президента Нурсултана Назарбаева в этом направлении, такие как проведение в Астане трех съездов лидеров мировых и традиционных религий, подписание в Семее Договора об объявлении в Центральной Азии зоны, свободной от ядерного оружия. А буквально на днях Генеральная Ассамблея ООН поддержала предложение казахстанского лидера об объявлении 29 августа Международным днем отказа от оружия массового поражения.

За годы независимости мы добились значительных успехов на пути укрепления демократии, верховенства закона. На этом пути нас подстерегали многие «политические ловушки», но нам удалось обойти их, проявив зрелость и самообладание. Мы можем гордиться и гордимся достигнутым, однако далеки от самоуспокоенности и самодовольства, так как понимаем, что многое предстоит еще сделать. Сегодня мы, казахстанцы, определяем себя не только по тому, что мы сделали и делаем, но также и по тому, к чему мы стремимся. И в основе этих устремлений - построение государства, отвечающего нуждам и чаяниям народа и способного занять достойное место в семье свободных и равноправных народов планеты.

Урал МУХАМЕДЖАНОВ,

председатель Мажилиса Парламента РК

http://www.kazpravda.kz/index.php?uin=1151645457

 
Динамика высоких переделов Печать E-mail
Автор ad   
09.12.2009 г.

Глава государства Нурсултан Назарбаев вчера принял президента национальной атомной компании «Казатом­пром» Владимира Школьника.

Как сообщила пресс-служба Главы государства, В. Школьник проинформировал Президента о текущей работе НАК «Казатомпром», финансовых показателях за 2009 год. По итогам года ожидаемая прибыль за счет операционной деятельности составит около 49 млрд. тенге - это почти в три раза выше аналогичного показателя прошлого года.

В ходе беседы речь также шла о выполнении поручений Главы государства по развитию более высоких переделов топливно-ядерного цикла, о работах по тестированию порошков, организации производства по изготовлению тепловыделяющих сборок.

- Я доложил о развитии альтернативных источников энергии. Компания при поддержке фонда «Самрук-Казына» намерена усилить работы по развитию солнечной и ветровой энергетики, производства тепловых насосов. У нас успешно реализуется программа развития продукции из редких и редкоземельных металлов. В первом квартале 2010 года готовится к подписанию соглашение о создании двух со­вместных предприятий с японскими компаниями «Тошиба» и «Сумитомо», - сказал на брифинге В. Школьник.

 

http://www.kazpravda.kz/index.php?uin=1152520370&chapter=1260315016

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 1 - 9 из 643