Главная arrow Аналитика - Архив arrow К САММИТУ G20 В ЛОНДОНЕ: НАЧАЛО «НОВОЙ ЭРЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
К САММИТУ G20 В ЛОНДОНЕ: НАЧАЛО «НОВОЙ ЭРЫ ГЛОБАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Печать E-mail
Автор Мухамеджанова Д.Ш.   
20.03.2009 г.

Image

На  пленарной сессии Европарламента Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что решения по борьбе с глобальным финансовым кризисом, принятые на ноябрьском саммите G20 в Вашингтоне, знаменуют  новую эру совместного управления мировой экономикой, так как в условиях глобальной взаимозависимости ни одно из государств не сможет выйти из этого кризиса только благодаря национальным усилиям [1].

Начало «новой эры глобального управления» или период после исторического Саммита в Вашингтоне и до  предстоящего в начале апреля саммита G20 в Лондоне прошел в поисках ответа на  классический вопрос, определивший повестку прошедшего в Америке мероприятия, - «что делать?». Что же делается, чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями и позитивным  опытом  для  дальнейшего развития? 

Основным  итогом прошедшего «антикризисного»  периода стала консолидация усилий разных по уровню развития государств для выработки общего подхода к  предотвращению  мировой рецессии   и обеспечению роста мировой экономики; определения основных  причин мирового кризиса  с целью поиска оптимальных путей выхода из сложившейся ситуации, а не с целью «найти и наказать виновного»; оценки глубины глобальной экономической взаимозависимости и  степени государственной ответственности за   развитие национальных экономик.

На предстоящем в Лондоне саммите актуальные перемены, вероятнее всего, коснутся   таких  аспектов глобального управления,  как  организация  мирового финансирования,   реформа  международных  институтов (МВФ и ВБ), развернется дискуссия внутри «большой восьмерки» (и «двадцатки»),   обозначатся общие позиции и основные противоречия в вопросах формирования посткризисного мира развитыми и развивающимися экономиками. Можно предположить, что останутся открытыми такие важные для экономической теории вопросы, как: устойчивость рыночной экономики и последовательность рыночной экономической политики;  универсальность механизмов существующего валютного регулирования для всех  стран субъектов мировой экономики; степень  взаимопроникновения экономических  интересов  государства и бизнеса, а также сферы их   экономической ответственности в условиях глобализации.

Своеобразной повесткой дня апрельского саммита «большой индустриальной двадцатки», на долю которой приходится 85% мирового производства, можно назвать представленный Премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном план «Дорога к лондонскому саммиту»('The Road to the London Summit'[2]). Основной задачей, которую ставит перед собой Великобритания как организатор саммита, является стимулирование активизации глобальной экономики и содействие уменьшению, как глубины, так и продолжительности общемировой рецессии.

Накануне саммита. Бесспорным фактом накануне саммита остается нарастание масштабов кризиса и неотложность принятия каких-то конкретных, пусть и не судьбоносных  для мировой экономики шагов. Согласно прогнозам МВФ, в этом году рост экономики может опуститься ниже нулевой отметки, что станет худшим результатом на памяти большинства из нас[3], заявил  его глава  Доминик Стросс-Кан. По оценкам дирекции фискального департамента МВФ финансово-бюджетные балансы в наиболее развитых державах мира, в 2008-2009 гг. ухудшатся в среднем на 6%  ВВП, а госдолг вырастет на 14,5 %  ВВП. Большая часть ухудшения произойдет в нынешнем году. Что касается ситуации в странах с переходной экономикой, к числу которых в МВФ относят и Россию, она тоже ухудшится, хотя и менее заметно. В значительной мере это будет связано со снижением цен на сырье и активы[4]. До этого и Всемирный банк  объявил,  что в 2009 году мировая экономика переживет самый значительный спад со времен Второй мировой войны.

По прогнозам инвестиционной компании Charles Schwab     общий спад в мировой экономике завершится к концу 2010 года.  Причем  15%  от общего числа  опрошенных экспертов полагают, что экономические катаклизмы продлятся еще дольше[5].  На фондовом рынке спад будет ощущаться сильнее, чем в реальном секторе экономики, а самыми надежными инвестициями станут ценные бумаги с фиксированной доходностью, акции крупнейших американских корпораций, а также вложения в крупнейшие корпорации  формирующихся рынков.  Глава ФРС США Бен Бернанке ожидает окончания рецессии в США к концу 2009 года, при этом он подчеркнул, что давать четкие прогнозы о завершении рецессии и начале восстановления экономики пока не представляется возможным. Мы видим некий прогресс на финансовых рынках, отметил он, однако пока они не стабилизируются и не начнут нормально работать, нам не стоит ждать улучшения ситуации [6].

О заинтересованности лидеров всех стран в проведении Саммита и  подготовке конкретных предложений к программе преодоления последствий мирового финансового кризиса свидетельствует  недавно прошедший Давосский Форум, а также организация ряда региональных антикризисных мероприятий. В частности  таких,  как прошедший  в Брюсселе   внеочередной неформальный саммит  27 стран-членов ЕС, посвященный экономическому кризису, Саммит стран-участниц Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) собравшихся в  Таиланде. Свое видение проблем имеют страны БРИК, об этом говорится в коммюнике по итогам встречи министров финансов Бразилии, России, Китая и Индии. Недавно завершился второй Астанинский экономический форум, где по итогам  обсуждения различных аспектов негативного влияния кризиса на мировую экономику и способов его преодоления  были также приняты рекомендации для руководителей стран G20.

«Генеральной репетицией» перед Саммитом в Лондоне стала встреча  министров финансов двадцати богатейших стран мира  и глав Центробанков,  которые собрались  на свое корпоративное заседание в английском городке Хоршем (графство Западный Суссекс) для подготовки проекта программы преодоления последствий мирового финансового кризиса и  в целях координации общей позиции.  Ключевым вопросом, по которому стороны пришли к соглашению, стала необходимость увеличения финансовых ресурсов МВФ,  кроме того обоснована  необходимость коллективного продолжения борьбы с любыми формами протекционизма и совместного регулирования финансовых рынков, а также контролирования деятельности рейтинговых агентств.

Предполагается значительное увеличение финансовых ресурсов МВФ. При этом отмечается чрезвычайная важность помощи тем странам, которые сильно пострадали в результате кризиса. Сейчас в распоряжении МВФ находится 250 млрд. долларов, за последние месяцы МВФ выделил экстренные кредиты для стабилизации финансовых систем Исландии, Венгрии, Латвии, Украины, Сербии, Белоруссии и Пакистана на общую сумму 48 миллиардов долларов. В настоящее время фонд ведет переговоры с Турцией о предоставлении ей аналогичного займа. Конкретные цифры увеличения финансовых ресурсов  МВФ названы не были, но планируется их утверждение на Саммите. Пока  предполагается, по меньшей мере, удвоить объем тех средств, которые пойдут на выдачу займов странам, оказавшимся в критическом состоянии.  Министр финансов США Тимоти Гейтнер (Timothy Geithner) предложил втрое увеличить ресурсы МВФ - до $750 млрд. ЕС поддерживает более скромное увеличение до $500 млрд.[7]   Не удалось пока достичь согласия по поводу  органа, который станет регулировать международную  банковскую сферу.

Сам МВФ не готов ограничиваться лишь увеличением финансовых ресурсов, доступных ему для экстренного финансирования тех или иных стран, столкнувшихся с проблемами при обслуживании внешнего долга. Фонд готовит изменения в устав и собирается расширить свое влияние,  чтобы привлечь к своим кредитным ресурсам не только обремененные уже непосильными долгами государства, нуждающиеся в долгосрочных кредитах, но и те, кому кредиты нужны на короткий срок. Эти идеи находят определенную поддержку в Европе. Помимо увеличения финансирования, Евросоюз готов наделить МВФ расширенными полномочиями по  контролю над экономической и финансовой сферами с тем, чтобы предотвратить повторение кризиса в будущем.  В заявлении министров финансов Евросоюза, среди прочего говорится, что увеличение фондов должно идти за счет всех членов МВФ и, в первую очередь, за счет тех стран, которые обладают значительными валютными резервами. В этом заявление ЕС повторяет ранее прозвучавший призыв внести весомый вклад в пополнение фондов МВФ к таким государствам, как Китай и Саудовская Аравия. Япония уже согласилась предоставить МВФ дополнительные 100 миллиардов долларов. В предполагаемой  финансовой реформе ожидается расширение влияния развивающихся стран на мировую экономическую политику за счет представительства последних  в руководстве мировыми  финансовыми институтами.

Кроме общих направлений финансовой поддержки (предоставления государственных гарантий по обязательствам финансовых институтов, вливания капитала, защиты сбережений населения) достаточно подробно оговорены условия вхождения государства в капиталы частных банков - прозрачность банковской информации, мониторинг вхождения, а также выход из капитала при улучшении экономической ситуации. Финансисты также пообещали снижать ставки Центробанков и бороться с протекционизмом - возведением экономических барьеров между странами. Ряд государств приурочили к саммиту заявления об ослаблении банковской тайны. Банки Лихтенштейна, Швейцарии и Австрии скоро будут раскрывать информацию о счетах не только лиц, подозреваемых в уголовных преступлениях, но и тех, по поводу которых есть «обоснованные подозрения» в уклонении от уплаты налогов. Участники встречи договорились также об увеличении капитала Азиатского банка развития, который оказывает поддержку наиболее бедным странам.

Открытые проблемы и противоречия.  Не следует ожидать от саммита решения всех проблем  глобального кризиса, тем более что эта задача и не стоит в  его повестке. Предварительная позиция министров финансов G20  определяет   главную идею  предстоящего в Лондоне саммита - продемонстрировать миру, что страны «двадцатки» готовы сотрудничать,  хотя  не следует пока надеяться на выработку какого-то общего подхода к решению глобальных экономических проблем. Но, как заметил британский министр финансов Алистер Дарлинг (Alistair Darling), «мы можем начать предпринимать какие-то шаги к его достижению, исходя из того, что наши общие интересы не противоречат интересам каждой отдельно взятой страны»[8].

Хотя, если оценивать ситуацию объективно, внутри западной коалиции существует тенденция  преобладания региональных интересов над глобальными. Так, призыв Министра финансов США Т. Гейтнера к странам G-20 выделить в 2009 и 2010 годах по 2% своих ВВП на антикризисные меры поддержала пока только Япония. Лидеры Германии и Франции дали понять, что считают госрегулирование более действенным антикризисным инструментом.  Пока существует тенденция спасения от кризиса в одиночку или в рамках региональных альянсов, например ЕС. Дело не столько в экономических, сколько в территориальных интересах, так как  Европа боится дестабилизации на своих границах. Также рано говорить о формировании единого блока интересов развивающихся стран в рамках БРИК. При этом «своего слова пока не сказала Америка, а позиция Вашингтона на апрельском саммите G20 будет очень много значить»[9].

На встрече министров финансов «двадцатки» реформирование финансовой системы, по сути, свелось к предложению об увеличении ресурсов МВФ и квот представительства крупных развивающихся стран в организации. По словам Министра финансов России Алексея Кудрина более смелой и конструктивной в реформировании финансовой системы стала позиция БРИК. Страны БРИК добились необходимости пересмотра квоты в капитале МВФ (что должно привести к увеличению влияния на работу фонда развивающихся стран) к январю 2011 года. Предполагается принять развивающиеся страны в Форум финансовой стабильности - организацию, целью которой является предотвращение будущих глобальных кризисов. Что касается реформы Всемирного банка,  она должна быть завершена к весне 2010 года, хотя  более конкретные ее параметры предварительно  озвучены не были.

По существу, основные разногласия внутри «двадцатки» по поводу определения основных финансовых механизмов посткризисного развития мировой экономики обусловлены  неготовностью ее лидеров   к объективной оценке сложившейся ситуации. Так, признав факт своего глобального экономического превосходства, несовершенство управления глобальной экономикой и необходимость реформирования существующей финансовой системы, построенной в интересах  глобальных экономических  игроков, G8 не считает нужным или возможным сделать следующий шаг. А именно,   признать также  и факт своей  нарастающей в условиях кризиса зависимости  от темпов развития других «новых» экономик. Экономик, развивающимся по своим, не отвечающим  принятым большой восьмеркой «демократическим правилам»  поведения  в мировой экономике и политике, но обладающих  экономико-географическими либо иными преимуществами.

 Это порождает   невозможность разрешить некоторые противоречия в оценках и путях выхода из кризиса,  уже возникшие в процессе подготовки  лондонского саммита  между странами с различными  уровнями экономического развития и  принадлежностью к различным экономическим союзам. Во-первых, развитые страны продолжают настаивать на увеличении международных фондов в интересах развивающихся экономик, не обозначая свои интересы, и не учитывая, что рост мировой экономики  в последние годы обеспечивали  преимущественно развивающиеся страны за счет  сырьевой направленности их экономик и дешевизны основных факторов производства. Хотя, например,  Министр финансов США Т. Гейтнер уверен, что оздоровление экономики США, а значит, и мировой экономики напрямую зависит от доступа американских компаний к открытым и развивающимся экономическим системам других стран[10], и именно поэтому финансовые лидеры стран выразили готовность расширять стимулирующие программы. Во-вторых, не признав факт чрезмерной политизированности системы оказания международной финансовой поддержки через МВФ, не меняя ее правил, и только за счет дополнительных финансовых вливаний, нельзя решить основного вопроса - реформирования   самой финансовой системы. А также невозможно изменить практику экономического и политического давления на менее развитые страны,  которые вынуждены принимать международную финансовую «помощь»  на невыгодных для себя условиях.

К числу вопросов, которые остались за рамками обсуждения или не нашли приемлемого для всех сторон решения, следует отнести вопрос о величине международных финансовых взносов и проблему протекционизма как возведения экономических барьеров между странами.

Необходимость дополнительных финансовых вливаний в международный фонд накануне встречи в Хоршеме всячески подчеркивал Министр финансов США, утверждая,  что экономический стимул не менее важен, нежели реформы самой системы финансового регулирования, и что план спасения может работать успешно только при наличии обоих этих компонентов. Сами  США уже выделили на борьбу с кризисом 2,5 триллиона долларов[11] (согласно сценарию США бюджет МВФ должен быть в идеале утроен или же как минимум удвоен). Безоговорочно поддерживает США одна лишь Британия. Евросоюз придерживается более осторожной позиции, считая разумным подождать и понаблюдать, за тем как работают на спасение уже вложенные ими миллиарды. В ходе встречи Гордона Брауна с Канцлером Германии Ангелой Меркель, которая находилась в Лондоне с визитом в тот же день, когда в Хоршеме заседали министры, канцлер заявила, что если от Германии требуются дополнительные средства на стимулирование экономики, то решение об этом будет принимать непосредственно сам Берлин. Практически в том же духе высказалась на заключительной пресс-конференции в Хоршеме и французский Министр финансов Кристин Лагард[12].

В свою очередь, министры стран БРИК заявили, что ресурсы МВФ «явно недостаточны», но что сами они готовы предоставить Международному валютному фонду дополнительные средства только в обмен на увеличение числа голосов своих представителей в этой организации. В заявлении стран БРИК говорится, в частности, о необходимости устроить распродажу части золотого запаса МВФ и о необходимости изучить роль резервных валют в международной валютной системе [13].

На итоговой пресс-конференции в Хоршеме Алексей Кудрин заявил, что Россия из-за объема своего ВВП и экономической ситуации, которая была в 90-х годах, не войдет в число стран, влияние которых в МВФ вырастет. Между тем в коммюнике, подписанном в субботу в Британии финансовыми министрами «двадцатки», предусматривается, что развивающиеся страны, включая наиболее бедные, должны получить возможность увеличить свое представительство не ранее января 2011г. Однако затягивание реформ МВФ по части квот   еще на целых два года представляется неправомерно медлительным, тормозящим  финансовые реформы.

 В настоящее время большинство голосов в МВФ принадлежит США (17 процентов), около трети голосов - у стран Евросоюза. Квота России в МВФ - 2,7 процента, Китая - 3,7 процента[14]. Однако к 2010г.  согласно прогнозам большинства международных  экспертов резко возрастет влияние именно  Бразилии, России, Индии и Китая.

Что касается протекционизма, то обязательство участников первого саммита G20, прошедшего в ноябре в Вашингтоне, воздерживаться от протекционистских мер,  было нарушено почти сразу же большинством стран, в том числе и Россией. Что, в частности, российские эксперты  связывают с отсутствием   экономических  инструментов, обеспечивающих  выполнение взятых странами  обязательств.  «Сейчас протекционизмом в той или иной мере занимаются, наверное, все без исключения страны. В России это выражено, в частности, в переориентировании госзаказа по максимуму на внутренний рынок»[15]. Одним из самых ярких примеров протекционизма эксперты называют заниженный курс китайской валюты к доллару. Однако Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао неоднократно заявлял, что ни одна из стран не имеет права оказывать давление в отношении повышения или понижения курса юаня. Совсем недавно и Евросоюз ввел новые пошлины на ввоз американского биотоплива. Эти и другие нерешенные проблемы реформирования мировой экономики предполагается обсудить в Лондоне на саммите G20 и позднее в Вашингтоне на саммите МВФ и Всемирного банка.  Что касается вопроса создания новой мировой валюты, то этот вопрос  в повестке дня предстоящего саммита не стоит. Не стоят в повестке и вопросы посткризисных перспектив мировой экономики.

Если говорить о перспективах глобальной экономики после Лондонского саммита,  здесь уместно привести слова Заместителя МИД Великобритании, специального представителя Премьер-министра Гордона Брауна по саммиту «группы двадцати» лорда Марка Маллок-Брауна, побывавшего в Москве перед саммитом для консультаций с российским правительством.  Он отметил,  что «конец кризиса не будет означать возврата к исходной точке»... «Нам нужна более сбалансированная модель экономики»[16]. О необходимости глобальных прогнозов сказал Главный экономист и начальник исследовательского департамента МВФ Оливье Бланшар на брифинге для журналистов, представляя вместе со своими коллегами серию новых докладов о «начальных уроках» кризиса: «Нормализация ситуации в мировой экономике и финансах займет еще долгое время.  Сейчас уже многие страны предложили очень большие пакеты мер финансово-бюджетного стимулирования на текущий год, но о планах на более дальнюю перспективу пока известно мало»[17].     

Остается надеяться, что в процессе поиска путей выхода из глобального по масштабам,  но все-таки преходящего финансового кризиса, не останутся вне рамок  обсуждения  такие актуальные проблемы устойчивости мировой  экономической системы, как ресурсно-экологическое равновесие,  социальные, цивилизационные  и  возможно другие неэкономические аспекты развития  человеческого общества.

 

И.о. руководителя Центра мировой экономики ИМЭП  Мухамеджанова Д.Ш.

 

 

 


[1] http://www.rian.ru/crisis_news

[2] http://www.londonsummit.gov.uk

[3] www.finmarket.ru/z/nws

[4] http://www.prime-tass.ru/news/show

[5] Независимый прогноз 1,24 тысячи финансовых консультантов от 20- 30 января 2009 //www.rfinance.ru/news

[6] http://globalaffairs.ru/news

[7] http://news.bbc.co.uk/hi/russian/international/newsid

[8] Там же

[9] Осторожное сближение// www.rbcdaily.ru  

[10] alexsword.livejournal.com

[11] www.rbcdaily.ru

[12] http://www.guardian.co.uk/politics

[13] www.public.ru/tagcloud/MVF

[14]www.rg.ru

[15] newizv.ru/news

[16] http://photodaily.org/full_news

[17] www.pravda.ru/news/economics

 
« Пред.   След. »