Главная arrow Аналитика - Архив arrow Послание Президента как антикризисная идеология
Послание Президента как антикризисная идеология Печать E-mail
Автор Булуктаев Ю.О.   
07.04.2009 г.

Image Если употребить метафору по отношению к третьему закону механики Ньютона, то можно сказать, что на всякое действие (кризисные явления) должно быть противодействие (антикризисные меры). И потому, наверное, прилагательное «антикризисный (-ая, -ые)» все прочнее занимает свое место в политическом дискурсе.

Если под идеологией считать систему взглядов и идей, в которых осознается и оценивается отношение к действительности, то в этом смысле, в контексте развернувшегося экономического кризиса, имеет право на жизнь и антикризисная идеология.

Для чего нужна идеология, или что она должна делать?

Идеология должна:

  • 1. объяснять, каким образом те или иные явления стали таковыми, каковы они есть;
  • 2. указывать направления развития этих явлений (руководство к действию).

Вот в таком понимании Послание президента можно рассматривать как антикризисную идеологию. Действительно, в нем не только объясняются причины кризиса, но и указаны направления антикризисной программы, то есть дано руководство к действию.

В Послании Глава государства подчеркнул: «Давайте объединимся ради преодоления жесточайшего в истории планеты кризиса! Важной задачей остается сохранение мира и согласия в стране».

По существу эти слова могут рассматриваться как призыв к консолидации казахстанского общества.

Слово "консолидация" в переводе с латинского (лат. consolidatio) означает упрочение, укрепление, сплачивание чего-либо. Консолидировать можно народ, нацию, усилия людей, а также демократию, политическую систему. Консолидация может быть духовной, идейной, национальной.  Следует отметить, что процесс консолидации казахстанского общества начинается не с нулевой отметки, он имеет под собой серьезные основания. Как тут не вспомнить вышедшую в 1993 году работу президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева под таким названием - "Идейная консолидация общества - как условие прогресса Казахстана". В ней была обоснована платформа идейной консолидации общества, поставлена цель создать атмосферу, консолидирующую общество".

Сейчас, в условиях кризиса, эта задача вновь актуализировалась.

Исторический опыт показывает, что преодоление острейших системных кризисов общества и переход на траекторию устойчивого социально-экономического развития всегда начинался с определения политическими режимами долгосрочных целей. Именно такая методология находилась в основе послевоенного «германского» и «японского» чуда, прорыва «азиатских тигров» Сингапура и Малайзии, нынешних успехов Китая. Очевидно, дело в том, что преодоление разрушительных последствий системного кризиса требует осуществления таких масштабных качественных изменений во всех структурах общества, которые невозможно реализовать в рамках кратко- и среднесрочных программ.

Наличие же долгосрочной стратегии позволяет сохранять преемственность курса независимо от результатов выборных циклов, что важно для сохранения устойчивости политической системы и политического согласия в обществе. Именно в этом и заключается значение «Стратегии-2030», когда консолидация общества (наряду с внутриполитической стабильностью) была названа Президентом РК Н. Назарбаевым в  числе семи долгосрочных приоритетов развития Казахстана на первую половину двадцать первого века. При этом под ней понималось укрепление и упрочение социальных связей и отношений, разрушение старых и предотвращение появления новых барьеров, которые создают трудности на пути к единству общества.

Последовательное воплощение положений Стратегии определяет современный облик Казахстана. Модель политического согласия неоднократно уточнялась и конкретизировалась в кратко- и среднесрочных стратегиях и программах политического режима. К примеру, в Послании Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева от 30 сентября 1998 года была определена программа демократизации и политических реформ. И вот теперь, перед лицом новой опасности, в своем Послании Глава государства вновь призывает общество объединиться, сплотиться, то есть консолидироваться для достижения единых целей.

Понятие консолидации общества раскрывается здесь через выявление его основы, сущности, формы и значения. Так, социально- политическую основу консолидации общества составляют те социальные и национальные силы с их политическими организациями, интересы которых совпадают по главным направлениям развития общества.

При этом особое место должно быть уделено повышению эффективности разных механизмов построения общественного диалога: Ассамблее народа Казахстана, политическим партиям, институту Омбудсмена, Гражданскому форуму, Съезду мировых и традиционных религий и другим. В формате этих диалоговых площадок, с широким привлечением общественно-политических сил страны, должны обсуждаться программы антикризисных мер. Деятельность этих институтов, организаций и форумов должна быть нацелена на консолидацию общества во имя преодоления кризисных явлений.

Надо сказать, что в Послании содержатся прямые поручения как партии «Нур Отан», так и депутатам парламента и маслихатов: «Избиратели, голосовавшие за нашу партию, оказали нам огромное доверие. И сейчас, в трудный кризисный период, мы должны его оправдать, стать во главе широкого антикризисного движения в обществе. Вместе с правительством и местными органами надо решать конкретные проблемы людей, взять на особый контроль реализацию антикризисных мер, расходование выделяемых на эти цели бюджетных средств».

"Сейчас не на словах, а на деле проверяется, кто действительно думает о народе, а кто - нет", - отметил Президент, обращаясь к Ассамблее народа Казахстана, ко всем политическим силам.

Действительно, целью Ассамблеи является обеспечение межэтнического согласия в Республике Казахстан в процессе формирования казахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособной нации на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана при консолидирующей роли казахского народа.

А  одной из основных задач Ассамблеи остается  укрепление единства народа, поддержка и развитие общественного консенсуса по основополагающим ценностям казахстанского общества. Очевидно, что успешное выполнение этой задачи явится существенным вкладом в консолидацию общества.

В принципе основные направления деятельности Ассамблеи остаются такими же, что и обозначенные в Законе «Об Ассамблее народа Казахстана»:

1) содействие в разработке и реализации государственной национальной политики;

2) содействие формированию казахстанского патриотизма;

3) пропаганда казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия в стране и за рубежом;

4) осуществление мониторинга состояния межэтнических отношений, в том числе в области применения государственного языка и других языков народа Казахстана;

5) выработка рекомендаций и реализация практических мер по урегулированию разногласий и споров, недопущению конфликтных ситуаций в сфере межэтнических отношений и участие в их разрешении и др.

Только теперь надо иметь в виду. что эта деятельность будет осуществляться «в контексте антикризисной идеологии».

Рассматривая различные параметры консолидации общества, следует подчеркнуть тесную взаимосвязь  и взаимозависимость между политической стабильностью и социальной безопасностью граждан, выступающей как условие поддержания политической стабильности.

Проблема социальной безопасности, под которой обычно понимается устойчивое функционирование всех структур, обеспечивающих устойчивое (стабильное) развитие общества, сегодня выдвинулась на одно из первых мест. Несмотря на то, что существенная часть населения ориентируется на адаптацию к современным социально-экономическим реалиям, к новому социальному порядку, в обществе имеются значительные социальные группы, недовольные своим положением. Примечательно, что их представляют не только те, кто не видит путей к изменению своего бедственного положения, но и значимые общественные группы, обладающие сплоченностью и потенциальной решимостью не мириться с существующим положением вещей.

Итоги ряда социологических замеров свидетельствуют, что вот уже на протяжении длительного времени к числу дестабилизирующих казахстанское общество проблем, препятствующих полноценной консолидации, относятся: бедность населения, безработица, высокий уровень преступности и коррупции, деградация малых городов и сел, экологическая обстановка, снижение культурного уровня населения, его маргинализация.

Естественно, что в период кризиса эти проблемы резко обостряются. И потому антикризисные планы и программы нацелены на решение проблем занятости населения, искоренения бедности, социальной защиты уязвимых слоев, обуздания коррупции и преступности. Следовательно, решение этих проблем (которые являются своего рода вызовами существующему режиму) требуют пристального внимания со стороны властных органов, гибкости политической системы, ее адекватности проводимым преобразованиям, разработки и осуществления мер по обеспечению социальной безопасности.

Реальную угрозу, как процессу консолидации общества, так  и социальной безопасности, представляет социальное рейдерство.

Но это тема отдельного разговора.

Таким образом, консолидация общества, являясь важной частью антикризисной идеологии, есть социально-политический и культурный фундамент не только его успешного реформирования, но и одно из важнейших условий преодоления кризиса. Такова в общем плане социально-практическая значимость проблемы консолидации общества в современном Казахстане.

 

Последнее обновление ( 14.05.2009 г. )
 
« Пред.   След. »