Главная arrow Аналитика - Архив arrow ПРЕДПОСЫЛКИ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕВРАЗЭС
ПРЕДПОСЫЛКИ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕВРАЗЭС Печать E-mail
Автор Мухамеджанова Д.Ш.   
24.04.2009 г.

Image На сегодня страны G20 единодушны в вопросе скорейшего реформирования существующей финансовой системы и  глобальных финансовых институтов. Самыми спорными  в экспертной среде вопросами реформирования мировой финансовой архитектуры представляются предложения по  созданию новой мировой резервной валюты и формированию модели с использованием нескольких резервных валют.   С одной стороны, капиталистическая экономика стремится к стабилизации  и, следовательно, заинтересована в долларе как мировой резервной валюте с другой стороны, наблюдается тенденция к регионализации  валютного пространства.

Что касается доллара, как мировой резервной валюты, то в ближайшей перспективе  его следует рассматривать в таковом качестве, по крайней мере, до восстановления американской экономики. Наиболее четко эта позиция была озвучена Председателем Американской торговой палаты в России «если сейчас случится закат доллара, то все предложения по реформе мировой финансовой архитектуры... должны быть реализованы очень быстро. Но быстро это сделать невозможно, ведь речь идет о масштабных изменениях. Поэтому, нравится это кому-то или нет, но в среднесрочной перспективе доллар все-таки останется мировой резервной валютой. Все должны быть заинтересованы, прежде всего, в том, чтобы экономика США уже в ближайшее время восстановилась. А потом уже в проведении каких-либо глобальных изменений [1]». Не ставится вопрос о мировой валюте и в повестке предстоящего в Лондоне саммита G20.  Но если в среднесрочной перспективе создание новой мировой валюте не следует рассматривать как объективную реальность, то   предложения по формированию  экономической модели с использованием нескольких резервных валют заслуживают определенного внимания. Все чаще в процессе  широкой дискуссии о реформировании мировой финансовой архитектуры предлагается отказаться от господства какой-либо отдельной денежной единицы и создать устойчивую многополярную финансово-платежную систему.

Глобальные факторы. Мировой финансовой кризис ускорил  региональные интеграционные процессы, в том числе в валютно-финансовой сфере. В первую очередь,  это связано необходимостью справиться с негативным влиянием  глобального финансового  кризиса на национальные экономики. Глобальные масштабы кризиса «делают невозможным решение возникших проблем усилиями лишь отдельно взятой страны или группы стран... Нужно взять на себя смелость и признать, что мировая валютно-финансовая система безнадежно отстает от современного мира и его потребностей. Она явно тормозит развитие всего мира»[2].

Во-вторых,  с невозможностью международных финансовых институтов, в частности МВФ,  в нынешнем виде выполнять   функции глобального управления, что обусловлено рядом причин, связанных с  несовершенством существующей  финансовой системы базирующейся на долларе;  отсутствием  у МВФ достаточных финансовых  ресурсов и  функции эмиссии денежных средств;  узкими возможностями кредитования, ограниченными ранее сформированным и накопленным капиталом;  несоответствием целевых функций МВФ современным глобальным параметрам финансовой системы;  излишней политизированностью фонда.

В-третьих,   с разногласиями между странами «восьмерки» и «двадцатки» по поводу  организации и распределения финансовых потоков, обусловленными  не только различиями в уровнях экономического развития, но различиями в нуждах и подходах к проблеме, что  также побуждает к формированию и усилению роли региональных финансовых альянсов.

В-четвертых, с противоречиями между наднациональным характером инструментов и институтов финансового рынка и национальным характером деятельности регуляторов и самой резервной валюты. В краткосрочной перспективе МВФ должен завершить проводимую реформу квот и голосов в пользу стран с формирующимися рынками и развивающихся государств. Исходя из результатов первого этапа реформы, завершенного в апреле 2008 года, поставленные цели  достигнуты не были. Развивающиеся страны, включая Россию, хотят добиться большего влияния в структуре МВФ, где до сих пор доминируют США и Евросоюз.  Поднимаются вопросы  участия России и ряда других  стран в  Форуме финансовой стабильности. По мнению участников II Астанинского Форума  сейчас необходимо «объединить усилия всех стран по нахождению консенсусного решения по приведению мировой валютно-финансовой системы в соответствии с целями развития человечества и вызовами современного мира", для чего рекомендуется под эгидой ООН создать "дискуссионную площадку между странами G20 и остальными странами, голос которых до сегодняшнего дня не учитывался при формировании международной валютно-финансовой системы».[3]

И, наконец,   следует иметь в виду, что вопросы устойчивости мировой финансовой архитектуры за счет «системы региональных и континентальных валютно-расчетных единиц»  рассматриваются,  прежде всего,  как необходимый « переходный этап для введения единой мировой валюты ... чтобы «снять или хотя бы перераспределить нагрузку со старой дефектной мировой валюты»[4].

«В условиях глобализации для нормального функционирования мировой экономики необходима стабильная, предсказуемая и функционирующая по заранее известным правилам международная валютно-финансовая система, в основе которой лежит поддержание макроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировыми экономиками, - говорится в тексте  предложений от России саммиту G-20 в Лондоне. - Требуется "укрепление устойчивости мировой финансовой системы путем развития диверсифицированной системы резервных валют и финансовых центров"[5]. Там же отмечается, что "в текущих условиях крайне важно стимулировать проведение расчетов и формирование цен в нескольких валютах, эмитенты которых отвечают установленным на международном уровне требованиям. Эти требования должны применяться к уровню развития экономики и финансовой системы, бюджетной и денежно-кредитной политике, регулированию инвестиций и финансовых операций».

О последовательности шагов по реформированию валютной системы говорится и в интервью   помощника российского президента  А. Дворковича. "Мы не предлагаем сегодня - и далеки от этого - просто взять все валюты и заменить какой-то новой. Но нужна дискуссия о том, можем ли мы постепенно двигаться к этой системе", - отметил он. "Сегодня есть специальная валюта Международного валютного фонда - специальные права заимствования. Когда-то, когда она вводилась в действие, были дискуссии о том, а не заменит ли она существующие валюты со временем"... "Эксперты говорят о том, что есть серьезные аргументы в пользу возврата к первоначальным идеям и развитию, например, валюты МВФ как основной резервной валюты мира"[6].

Региональные факторы. В отсутствие  совершенной мировой финансовой системы  актуальным становится вопрос формирования региональных  инструментов глобального  управления. «Мир уже дошел до той черты, когда ответственность за наше будущее мы сами должны взять в свои руки»[7]. «Важной тенденцией современного мира является трансформация однополярной системы мироустройства в многополярную. Сегодня на мировой арене закономерно формируются новые, оказывающие влияние на мировое развитие центры ... Наравне с развитием многополярности будут усиливаться процессы регионализации. Складываться региональные рынки, в рамках которых будет производиться и потребляться большинство товаров и услуг. Формироваться континентальные интеграционные группировки. Защита национальных экономик внутри одного географического пространства становится тенденцией глобального развития. Примеры тому мы наблюдаем в Латинской Америке, регионе Персидского залива, Восточной Азии. Раньше этот процесс начался в Еврозоне»[8].

Современные процессы формирования экономической интеграции в сфере валютного регулирования на региональном уровне характеризуются  рядом особенностей. Во-первых, это  стремление к независимости от  доллара  и желание оказаться вне сферы американского доминирования.  В пользу альтернативных доллару проектов активно высказываются  руководители Казахстана и России. Президент Казахстана Н. Назарбаев, находясь в начале года с визитом в Индии, говорил о целесообразности создания единой мировой валюты под эгидой ООН: «Я думаю, что будущая мера заключается в том, чтобы мы имели совершенно справедливую мировую валюту, и не с одним эмитентом, как это сейчас происходит». Российский премьер В. Путин, выступая  на Давосском форуме, говорит о необходимости перехода к модели нескольких резервных валют: «Чрезмерная зависимость, по сути, от единственной резервной валюты опасна для мировой экономики».

Во-вторых, поскольку современная рыночная экономика ориентирована на доллар, то решение о переходе к использованию какой-то иной валюты в качестве региональной или созданию новой единой валюты на практике, скорее всего, принимается на основе «политического императива»[9].  Ранее большинство проектов по введению региональной валюты обосновывалось соображениями экономического развития. Например, концепция единой азиатской валюты появилась у стран Восточной Азии еще до того, как на регион обрушился финансовый кризис 1997 года. Когда впервые был озвучен план по созданию единой валюты ЕврАзЭС, речь также шла об углублении интеграции. Теперь  акцент сделан на необходимости защиты от доллара путем создания не чисто экономических. но и политических альянсов. О своей готовности к такому шагу уже объявили участники двух региональных организаций Латинской Америки, стремящихся к самостоятельности. В конце декабря прошлого года о намерении создать единую региональную валюту договорились страны, входящие в Центральноамериканскую интеграционную систему (ЦАИС) - Белиз, Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Панама, Сальвадор и Доминиканская Республика. «У нас насаждали несостоятельную экономическую модель, которая связала нас по рукам и ногам. В этой ситуации спасение для стран региона может быть только в единстве», - так прокомментировал это решение президент Никарагуа Даниэль Ортега. Чуть ранее о введении общей валюты (на первом этапе - для электронных расчетов) договорились члены созданной в 2004 году Уго Чавесом и Фиделем Кастро группы ALBA (Боливарианская альтернатива для Америк), куда сегодня входят также Боливия, Никарагуа, Доминика и Гондурас. Причем инициатором создания общей системы резервов и региональной денежной системы выступил президент страны-наблюдателя, Эквадора, экономист Рафаэль Корреа. «Мы не намерены ждать сложа руки, пока Международный валютный фонд и Всемирный банк будут решать наши проблемы», - резюмировал президент Венесуэлы Уго Чавес.

В-третьих,  альтернативная региональная валюта на современном этапе глобального негативного давления со  стороны рынка  предпочтительнее  мировой в силу ряда  объективных факторов.  Вслед за политической, мир сегодня  стремится к валютной многополярности или  формированию  модели с использованием нескольких резервных валют, а во взаиморасчетах между странами в этих условиях предпочтительнее использовать региональную валюту в виде  новой денежной единицы. «Все эти процессы региональной валютной интеграции по своей сути являются важными вехами развития региональных центров "транзитала" по всему миру»[10].

 Процесс разработки и создания региональных наднациональных межгосударственных расчетных единиц идет в мире уже не первый десяток лет. Первой стала европейская валютно-расчетная единица экю (ecu - European Currency Unit), которая со временем органично трансформировалась в полноценную европейскую наднациональную валюту евро. Возможность введения региональных валют рассматривается рядом стран Юго-Восточной Азии (acu - Asian Currency Unit),), Латинской Америки (sucre, от испанского Sistema Unitario de Compensacion Regional), Африки (afro), Персидского залива (динар или риал, халиджи, джуман).  Возможность введения единой региональной валюты, взамен американского доллара, канадского доллара и мексиканского песо (amero) рассматривается также странами Североамериканского Союза (США, Канада и Мексика).

Эти тенденции существуют, однако процессы формирования региональных валют в силу ряда обстоятельств не пришли к логическому завершению. По мнению некоторых экспертов,  в основном благодаря  противодействию со стороны США[11].  Как, например, создание Азиатского валютного фонда и единой восточноазиатской валюты ( Asian Currency Unit), начавшееся во время азиатского финансового кризиса. Группа стран, входящих в Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и три государства Северной Азии (Япония, Китай и Южная Корея) уже имели на тот момент опыт согласования своих экономических интересов в рамках форумов АСЕАН+3 и проведения общей политики. Естественным было и их стремление к независимости от доллара и долларовых спекуляций на валютных рынках, а также к освобождению от диктата МВФ, контролируемого Соединенными Штатами и строящего свои программы на использовании  доллара. Но роль Японии, как экономического лидера  и сторонника политики  США ,способствовала остановке  процесса переговоров на этапе обсуждения.В 2000г. в таиландском городе Чиангмай была принята так называемая «Чиангмайская инициатива» - система двусторонних соглашений о валютных свопах в случае кризиса (в 2006-м они были заменены многосторонними соглашениями). Тогда же был создан специальный фонд, размер которого к концу прошлого года вырос с 39,5 млрд. долларов до 80 млрд. А на встрече министров финансов стран группы АСЕАН+3, прошедшей в Таиланде на острове Пхукет, принято решение об увеличении фонда до 120 млрд. долларов.[12] Помощь предоставляется в течение двух недель одновременно всеми странами. Впрочем, для использования большей части средств фонда требуется согласие МВФ.

Введение единой валюты в 2010г. было предусмотрено и принятой в 2001г. программой развития Совета по сотрудничеству стран Персидского залива (СССПЗ), куда входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия. Этому должно было предшествовать создание таможенного, а затем валютного союза. В данном случае интеграционный проект был приостановлен подписанием соглашений о свободной торговле  США сначала с Бахрейном, затем Оманом. На встрече министров финансов стран СССПЗ осенью прошлого года было подтверждено намерение создать единую монетарную систему, но  без указания   конкретных сроков.

В целом проект Таможенного союза ЕврАзЭС «воспринимается за рубежом как проект восстановления Советского Союза, каким он, наряду с другими интеграционными структурами постсоветского пространства, в известной степени и является. Разумеется, США и Запад в целом не заинтересованы в возрождении геополитического конкурента, поэтому всеми способами будут препятствовать этому. Есть опасность того, что их усилиями развитие объединительных процессов в Евразии, включая и введение единой валюты, будет заморожено на уровне деклараций[13].

Перспективы создания валюты ЕврАзЭС. Основные предпосылки формирования единого валютного пространства ЕврАзЭС были заложены  советской экономикой и постсоветскими усилиями по созданию Содружества Независимых Государств. Становление и развитие финансовых систем государств - участников СНГ проходило в условиях ограниченности финансовых ресурсов, высоких темпов инфляции, наличия определенных факторов риска, присущих странам переходного периода. Национальные валюты были вытеснены из взаимных расчетов государств Содружества, не удалось создать рынка финансовых услуг государств - участников СНГ,  обеспечивших реструктуризацию конкурентоспособных производств, создание зоны инвестиций, прекращение бегства капиталов. В рамках Содружества были созданы Межгосударственный банк, Межгосударственный валютный комитет,  ассоциации (союзы) валютных и фондовых бирж государств Содружества, банковские и страховые ассоциации и другие объединения. Продолжается работа по  организации многостороннего сотрудничества в области валютно-финансовых отношений, однако попытки создания единой системы многосторонних межгосударственных расчетов не увенчались успехом. Одним из препятствий  на пути экономической интеграции стало несоответствие географических масштабов СНГ глобальным масштабам банковской системы стран-участников. Так, территория СНГ в пять раз крупнее Евросоюза, но банковские системы государств Содружества по международным меркам очень незначительны. СНГ занимает одну шестую часть суши, но в глобальном масштабе банковская система государств - участников СНГ почти незаметна.

В утвержденной  в 2004 г. Советом глав правительств СНГ  «Концепции сотрудничества и координации деятельности государств - участников Содружества в валютной сфере» обоснованы принципы, цели и методы ведения согласованной валютной политики в СНГ. Такая политика, в свою очередь, предполагает общность подходов и методов сближения в области валютного регулирования и формирования обменного курса. В целях реализации указанной Концепции разработан проект программы мероприятий до 2017 года.

В ноябре 2008г. главы правительств стран-участниц СНГ  утвердили  Стратегию экономического развития Содружества до 2020 года. Этот документ был уже одобрен главами государств СНГ на саммите в Бишкеке 10 октября 2008 года. Целью Стратегии стало придание новых импульсов экономическому развитию государств-участников СНГ, обеспечение стабильного и сбалансированного экономического роста, экономической безопасности, повышение благосостояния и качества жизни населения на основе масштабного производства экономически выгодных товаров, работ и услуг, конкурентоспособности экономики стран Содружества, укрепление их позиций в мировой хозяйственной системе.     В документе сформулированы приоритетные направления взаимодействия государств СНГ. Среди них, завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках Содружества в соответствии с нормами и правилами ВТО, формирование предпосылок для создания общего экономического пространства, развитие общих рынков отдельных видов продукции. В документе также идет речь о формировании межгосударственного инновационного пространства, создании эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества[14].  

Вместе с тем объективные предпосылки создания единого экономического пространства существуют пока только в формате ЕврАзЭС. Только в ЕврАзЭС начались процессы обсуждения  необходимости наднациональных образований и создания наднациональной валюты. Предположительно решение о переходе к новому порядку взаиморасчетов будет озвучено в Москве на  встрече  глав государств, создающих Таможенный союз 1 апреля 2009г.  накануне Саммита « большой двадцатки» в Лондоне. В соответствии с принятым прошлой осенью планом действий,  в Москве пройдет утверждение единого таможенного тарифа (ЕТТ).

 Казахстан еще в 2003 году выступил с инициативой введения в рамках ЕврАзЭС единой наднациональной межгосударственной валютно-расчетной единицы, которую тогда предлагалось назвать «алтын». Позицию Казахстана по вопросу единой валюты достаточно четко обозначил еще в марте 2003 года Г. Марченко, тогда, как и ныне, возглавлявший Национальный банк. В интервью газете «Известия» он сказал: « Но с нашей точки зрения единой валютой не должен быть российский рубль, а Центробанком, соответственно, не должен быть Банк России.... российский рубль эмитируется Банком России, а ЦБР подчиняется российскому политическому руководству. И если у российского политического руководства будут одни интересы, а у экономического сообщества, ЕврАзЭС, будут другие интересы, то эти интересы станут решаться в пользу российского политического руководства. Это неправильно».

Ранее, когда в2003г. была предложена идея введения общей валюты  Единого экономического пространства (ЕЭП),  в его составе были Россия, Украина, Беларусь и Казахстан. Сейчас, после того как Украина в одностороннем порядке отказалась от участия в этом проекте, Н. Назарбаев выступил за введение региональной валюты «евраз» (или евразия) в рамках Евразийского экономического содружества, в состав которого, наряду с Россией, Беларусью и Казахстаном, также входят Киргизия и Таджикистан. Глава государства назвал ЕврАзЭС  наиболее перспективным региональным интеграционным объединением. «Казахстан вместе со своими партнерами по региональной и континентальной интег­рации уже давно находится в русле глобального тренда XXI века - формирования регио­нальных интеграционных объединений. На сегодня наиболее перспективное среди них - Евразийское экономическое сообщество[15]

Выступая на  II Астанинском Форуме, Президент подчеркнул, что «Мы на практике должны приступить к созданию валютно-финансового интеграционного объединения. Внутри него может быть введена своя собственная стабильная единая межгосударственная наднациональная безналичная расчетно-платежная единица. Ее курс не должен зависеть от колебаний мировых валют. Новая валютная система, не ломая уже сложившихся, позволит вести стабильное долгосрочное и инфраструктурное инвестирование. Она должна обеспечить устойчивые и ритмичные безналичные транзакции между государственными субъектами, юридическими и физическими лицами внутри и между странами ЕврАзЭС. Эмитироваться валюта должна исключительно в интересах стран ЕврАзЭС и мирового сообщества в целом».

Казахстанская сторона предложила создать рабочую группу по обсуждению конкретных вопросов разработки, создания и развития валютно-финансового объединения и готова создать ей все условия для продуктивной работы. «Только интегрированными усилиями можно существенно снизить разрушительный прессинг глобального кризиса на экономики стран ЕврАзЭС, преодолеть его и выстроить новую реальность. Только такой подход обес­печит стабильное и стратегичес­кое развитие науки, образования и культуры на всем пространстве. И только на этой основе можно достигнуть роста качества жизни и конкурентоспособности народов и стран. Из системного кризиса можно выйти только по пути системного обновления. Другого способа просто не существует».

Говоря об экономическом измерении евразийской интеграции, глава государства еще раз подчеркнул, что практическим воплощением теории евразийства, стало  создание Евразийского союза. В рамках ЕврАзЭС сделаны существенные шаги по созданию режима свободной торговли товарами. Это позволило увеличить объем взаимного товарооборота стран - участниц Сообщества в 3,5 раза, а общий объем взаимных инвестиций - почти в 5 раз. В рамках ЕврАзЭС стали создаваться реальные механизмы финансовой интеграции. Например, Евразийский банк развития сегодня финансирует ряд проектов в Казахстане, России, Белоруссии и Таджикистане. На февральском саммите ЕврАзЭС в Москве приняты такие прорывные проекты, как создание совместного Антикризисного фонда в размере 10 миллиардов долларов и международного Центра высоких технологий. Эти структуры призваны смягчить удары мирового кризиса по экономике стран сообщества. Под эгидой ЕврАзЭС стали обсуждаться и приниматься конкретные экономические проекты. Например, создание общей энергетической системы, единого цикла в области производства мирной атомной энергии, сооружение евразийских транспортных магистралей и другие. Выходит на финишную прямую формирование тремя странами - Казахстаном, Белоруссией и Россией - Таможенного союза. Следующим шагом может стать валютный союз стран ЕврАзЭС и создание евразийской наднациональной расчетной единицы.

Формирование таможенного союза  идет по утвержденному главами трех государств - Беларуси, Казахстана и России - "Плану действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества". Этот документ предусматривает выполнение ряда задач для того, чтобы в 2010 году создать единую таможенную территорию.

14 марта этого года в Минске прошло совещание членов Интеграционного Комитета в составе Беларуси, Казахстана, Российской Федерации, где обсуждались ключевые вопросы формирования таможенного союза и правовой базы единого экономического  пространства. По итогам приняты конкретные решения по созданию единой системы регулирования внешней торговли, таможенного администрирования, органов управления таможенным союзом, проведению переговоров с третьими странами для обеспечения единого торгового режима. Детально члены Интеграционного Комитета рассмотрели вопросы подготовки договорно-правовой базы единого экономического пространства.

Идею Казахстана создать единую валюту для стран Евразийского экономического сообщества поддержал Глава МИД РФ С. Лавров. На состоявшейся недавно пресс-конференции по итогам переговоров с казахстанским коллегой М. Тажиным  он заявил, что предметное рассмотрение предложения Казахстана состоится в рамках ЕврАзЭС и, конечно же, получит развитие. По его мнению, данная инициатива отражает необходимость изменений в тех правилах, которые регулируют мировые финансовые системы. С этим мнением согласился и глава МИД Казахстана, отметивший, что идея направлена на стабилизацию существующей мировой финансовой и валютной системы. Глава российского МИД  подчеркнул, что в вопросах регионального сближения Казахстан выступает не только последовательным сторонником, но и инициатором. В последнее время по инициативе нашей стороны были приняты некоторые важные решения, отвечающие требованиям времени: это, в частности, создание антикризисного фонда и формирование Коллективных сил оперативного реагирования на военные и иные угрозы и вызовы.

 Лауреат Нобелевской премии по экономике 1999-го за формирование «международной экономической модели и теории оптимальных областей валюты, которые привели к созданию евро»  профессор Роберт Манделл на II Астанинском Форуме обрисовал различные пути выхода из кризиса и, в частности, выразил полное согласие с предложением  Президента Казахстана о создании глобальной валюты. Есть подход к регионализации, согласно которому можно создать собственную валюту в Европе, в Азии или Африке, - отметил ученый. - Этим можно воспользоваться. Думаю, заявление Нурсултана Назарбаева по поводу создания наднациональной валюты выводит на правильный путь[16]. Профессор сделал акцент на необходимости стабилизации основных валют - доллара и евро - в условиях кризиса и отметил, что последствия кризиса, будут ощущаться еще очень долго, хотя скорость восстановления мирового богатства зависит от экономических стратегий.

На сегодня вопросы  создания региональных валют связаны в первую очередь с опасением государств за содержание своих  золотовалютных резервов (ЗВР). Падение курса доллара,  к которому  привязано  большинство государств, чревато уменьшением ЗВР.  Первым шагом на пути формирования новой валютной системы, в том числе  в ЕврАзЭС, по мнению отечественных экспертов, является диверсифицирование ЗВР и снижение удельного веса доллара. А так как с момента формирования в мире мультивалютной системы,  происходит процесс обесценивания основной функции доллара как мировой меры стоимости, «вполне реально до 2012 года формирование новой валютной системы. Возможно, она появится в странах ЕврАЗЭС или Единого экономического пространства, если, конечно, на то будет политическое решение[17]».

 Интеграция предполагает проведение нескольких последовательных шагов, и создание валютного пространства является завершающим этапом на этом пути.  К примеру, в ЕС это стало возможно через сорок лет после создания организации, да и то не для всех государств.  Таким образом, введение единой валюты  должно стать   закономерным этапом развития Таможенного союза, если тот будет развиваться в направлении дальнейшего углубления  экономической интеграции, через индексирование курса валют, введение условной расчетной единицы и затем к реальной единой валюте. Само по себе создание единой валюты только путем политического согласия со стороны стран Таможенного союза теоретически возможно. Но, не имея достаточных экономических предпосылок, в частности схожих  экономических показателей всех стран-участников ЕврАзЭС, а также стратегии глобального экономического развития региона сложно предположить проведение эффективной единой экономической и валютной политики внутри объединенного пространства.


 


[1] Из интервью Председателя американской торговой палаты в России Э.Соммерса // Известия №48,2009

[2] Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на открытии II Астанинского Экономического Форума . Астана ,11 марта 2009

[3] Рекомендации участников II Астанинского экономического форума, прошедшего 11-12 марта 2009 г., для руководителей стран-участниц 20 ведущих экономик мира G20.- Астана// http://ru.government.kz/

[4] Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на открытии II Астанинского Экономического Форума . Астана ,11 марта 2009

[5] Предложения России к саммиту G20 в Лондоне  / http://kremlin.ru.

[6] Россия представила свои предложения к апрельскому саммиту G20 / http://www.newsru.com/finance

[7] Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на открытии II Астанинского Экономического Форума . Астана ,11 марта 2009

[8] Н.Назарбаев. В долгосрочной перспективе альтернативы ему не существует// http://www.akorda.kz

[9] Н.Кузьмин: Антидолларовая революция  //www.expert.ru

[10] Н.Назарбаев. Ключи от кризиса// Российская газета / www.rg.ru

[11] Н.Кузьмин: Антидолларовая революция  //www.expert.ru

[12] там же

[13] там же

[14] http://www.president.kg/ru/press/news

[15] Выступление Президента РК Н.А.Назарбаева на открытии II Астанинского Экономического Форума . Астана ,11 марта 2009

[16] Глобальные идеи для реальной интеграции //www.kazpravda.kz

[17] ЕврАзЭС нужна своя валюта //www. news/finance

 
« Пред.   След. »