Главная arrow Аналитика - Архив arrow АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ Печать E-mail
Автор Чуланова З.К.   
22.05.2009 г.

Image Мировой финансовый кризис, переросший в беспрецедентный экономический, охватил все страны мира независимо от уровня их экономического развития. Снижение темпов роста мировой экономики, сокращение сферы занятости повлекли за собой значительный рост безработицы. На сегодня приходится констатировать тот факт, что безработица как основной фактор, порождающий бедность населения, имеет неутешительный прогноз развития. За один день только по обе стороны Атлантики работы лишились 76 тыс. человек. Таких масштабных сокращений мир не видел с 1982 года. По версии Forbes такие крупные компании как фармацевтический гигант Pfizer заявил об увольнении 19,5 тысяч человек, голландский  Philips - 6 тысяч, англо-голландская Corus - 3,5 тысяч человек. При 8,1%-ной безработице в США - самой высокой за последние четверть века, к концу 2009 года ожидается ее уровень до 10%. Рост безработицы, в свою очередь, как правило, усугубляется возрастающей опасностью сращивания экономического кризиса с социальным и последующим выходом ситуации из-под контроля. Об этом, в частности свидетельствуют протестные уличные выступления, сопровождавшиеся столкновениями, в Греции, Испании, Латвии, Литве и других странах. Францию с ее развитой системой социальных гарантий охватила волна общенациональных забастовок рабочих и служащих всех сфер экономики, требующих повышения заработной платы и обеспечения работой.

Сложившаяся ситуация одинаково проблематична как для развитых, так и для развивающихся стран. Осознавая возможные последствия этой проблемы, все мировое сообщество, в том числе и каждая отдельно взятая страна, предпринимает шаги по снижению негативного влияния этого мирового явления, формируя и реализуя свой комплекс антикризисных мер по нейтрализации его последствий.

Казахстан имеет уникальный опыт радикального обновления в условиях рецессии и кризиса. Испытав на себе кризис начала 90-х годов прошлого столетия с его гиперинфляцией, повсеместной остановкой предприятий, массовыми увольнениями, высоким уровнем безработицы и ростом численности бедного населения, пришедшийся на период становления государственности, республика, реализовав комплекс кардинальных мер по восстановлению и подъему экономики, борьбе с безработицей и бедностью, сумела сформировать собственную национальную модель организации и функционирования сферы труда, не позволившей безработице выйти из-под контроля. Извлекая уроки из прошлого кризиса и анализируя вызовы нынешнего глобального кризиса, поступающие и проникающие в экономику, в Казахстане с целью недопущения развития вышеуказанных ситуаций, активно принимаются меры по смягчению последствий и дальнейшему выводу экономики из кризиса.

Исходя из ситуации, что нынешний кризис является частью глобального финансово-экономического, истоки которого находятся вне пределов Казахстана, стало очевидным, что в этом случае необходима действенная концепция ускоренной адаптации экономики к активизировавшимся неблагоприятным внешним факторам и решения все возникающих рисков.

Уже в январе 2008 года Правительство РК, Национальный банк, Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций РК заявили о совместных действиях, направленных на устранение негативного воздействия внешних факторов и стабилизации финансовой системы. Надо сказать, что на сегодня мы определенно можем констатировать тот факт, что предпринятые меры предотвратили перерастание финансового кризиса в социальные потрясения. Во многом этому способствовало усиление мер социальной защиты населения. Расходы государства на соцобеспечение и социальную помощь в 2008 году составили 566,5 млрд. тенге, что на 22,3% больше чем в 2007 году.

Однако продолжающееся падение цен на экспортируемые Казахстаном сырьевые товары отразилось на объемах внутреннего производства. Если в период с 2000 по 2006 гг. среднегодовые темпы роста ВВП составили 10,2%, то в 20007 г. - 8,5%, а в 2008 г. - 3,2%.

В значительной степени воздействие кризиса сказалось на реальном секторе экономики. На начало текущего года остановились 25 предприятий с более чем 7 тыс. работников. Число предприятий с частичной занятостью составило 234 с численностью свыше 72 тыс. человек. Как следствие, по причине остановки предприятий или снижения объемов выпускаемой ими продукции, в республике отмечен рост безработицы. В декабре 2008 года число безработных по экспертной оценке составило 562,4 тыс. человек, что означает уровень безработицы в 6,7% к численности экономически активного населения. В январе уровень безработицы возрос до 6,9%.

Исходя из сложившейся ситуации, приоритетность проблемы занятости населения возведена в разряд особой актуальности. Если в 2008 году основным вопросом ставилось недопущение дополнительного роста цен или борьбы с инфляцией, то в 2009 году на первый план вышел вопрос занятости. В частности, определен социальный приоритет - не допустить роста безработицы и смягчение ее последствий.

Между тем стремительно развивающийся кризис практически ежедневно преподносит новые вызовы, требующие оперативного реагирования в аспекте принятия корректирующих мер по стабилизации экономики. Отвечая на вызовы времени, государство, усиливая свою роль в решении проблемных вопросов, но не вмешиваясь при этом в экономическую деятельность предприятий, приступило к решительным действиям по недопущению осложнений на рынке труда и в сфере трудовых отношений. Положительно оценивая эти действия, миссия Международного валютного фонда, работавшая в Казахстане с 12 по 16 января текущего года, пришла к заключению, что «правительство оперативно приняло комплекс мер экономической политики в рамках антикризисной программы с целью смягчить действия факторов экономической уязвимости и создания основы для восстановления высоких темпов роста в будущем». Это, к примеру, стимулирование мероприятий по поддержанию объемов продаж, сохранение и создание рабочих мест, помощь строительным компаниям по завершению незаконченных строительных объектов с целью нейтрализации экономических трудностей в секторе недвижимости с сохранением занятости и т.д. Все это, в конечном счете, способствует снятию социальной напряженности как в отдельных рабочих коллективах, так и в обществе в целом.

Большую значимость приобретает в критически сложной ситуации практика заключения меморандумов о сотрудничестве с крупными компаниями по обеспечению полной занятости, а также прав работников, высвобождающихся в результате снижения объемов производства. Справедливо будет отметить, что эта реакция государства на нарушение стабильности в сфере занятости в огромной степени позволила избежать массовых увольнений, чреватых непредсказуемыми последствиями. Если в 2008 году было подписано 110 меморандумов с предприятиями и 10 соглашений с объединениями работодателей, то к концу января текущего года число их превысило тысячу: полностью сохранили рабочие места 998 предприятий, 22 перешли на режим частичной занятости и только 8 предприятий уволили 353 человека. Следует отметить, что число заключенных меморандумов о взаимных обязательствах продолжает увеличиваться, в частности, на начало марта уже с 3280 предприятиями крупного и среднего бизнеса заключены меморандумы. В результате 97,9% компаний в стране обеспечили полное сохранение рабочих мест.

Однако нельзя утверждать, что все работающие защищены меморандумом от неожиданных увольнений. По оценке Агентства РК по статистике, в конце февраля численность безработных составила 598,5 тыс. человек, а уровень безработицы - 7,1%. Особенно тяжело приходится предприятиям среднего и малого бизнеса, которым из-за их малой мощности трудно противостоять нестабильности. В этом аспекте в целях создания дополнительных возможностей для самореализации граждан предполагается ориентация бюджетных расходов на достижение максимального социального эффекта за счет увеличения государственных закупок отечественных производителей.

В республике ведется большая работа по защите незанятого населения. Так, в январе было трудоустроено 9426 человек, 711 направлены на сезонные рабочие места, 11450 человек заняты на общественных работах. Если же человек в силу сложившихся обстоятельств оказался вне сферы занятости, то на этот случай предусмотрены меры с целью смягчения последствий потери работы для уволенных работников. Одним из источников социальной поддержки безработных является Государственный фонд социального страхования, причем решением Правительства максимальный период выплаты пособий по безработице продлен до 6 месяцев. Эти выплаты ежемесячные и выплачиваются со дня регистрации в качестве безработного. Государственными службами занятости ведется работа по системному анализу и прогнозированию возможных ситуаций на рынке труда и распределению высвобождаемых работников на другие производства.  Предусмотрена также их оперативная переквалификация за государственный счет.

Примечательно, что в нынешней непростой ситуации принято решение доходы от сырьевого сектора экономики направить непосредственно в республиканский бюджет с целью усиления стабилизационных мер. В этой связи очень важным представляется реализация стратегии региональной занятости. На эти цели в республиканском бюджете предусмотрены 140 млрд. тенге, 14,4 млрд. из которых будут направлены на переподготовку кадров и 8,6 млрд. - на создание социальных рабочих мест и организацию молодежной практики. При этом в региональных программах задачи сохранения рабочих мест, переподготовки и обучения востребованным специальностям являются ключевым приоритетом антикризисных действий.

Очень важным в условиях развивающегося кризиса в республике представляется усиление защиты национального рынка труда и рабочих мест, осуществляемое через контроль соблюдения квоты на ввоз иностранной рабочей силы и замены зарубежных специалистов местными кадрами. В частности, в наступившем году вдвое сокращена квота на привлечение иностранной рабочей силы. Не исключается возможность введения моратория на ввоз низкоквалифицированной рабочей силы.

Весьма значимым фактом представляется то, что, несмотря на кризис, Казахстан сохранил фундаментальные основы экономического роста и стабильности национальной экономики. Республика и в условиях кризиса продолжает активно жить и развиваться. Вводятся в строй новые предприятия, цеха, производственные линии. Осуществление 5785 проектов в 2009 году позволит создать около 350 тыс. новых рабочих мест, что на треть больше, чем в предшествующем году. Эти вакансии будут заниматься в основном работниками, вынужденно высвобождаемыми с предприятий.

Конечно, государство не питает иллюзий по поводу того, что в столь непростое время, оно сможет резко сократить безработицу, но предотвратить массовое высвобождение работников, удержать и не выпустить безработицу за пределы отведенного ей 8%-ного коридора считает возможным. Безусловно, во многом этому будет способствовать то, что в этом аспекте уже на ранней стадии в республике были предприняты необходимые меры.

Запустив системы внутренних стимулов производства и потребления, республика нацелена на реализацию возможности сохранения экономического роста с акцентом не на достижение прежних темпов, а на улучшение их качества.  Как ни парадоксально, но сложившаяся критическая ситуация является возможностью для максимального использования нового шанса социально-экономической модернизации национальной экономики. В контексте этого следует отметить, что в условиях мирового финансового кризиса максимальную занятость населения в регионах предполагается обеспечить за счет реализации плана дальнейшей модернизации экономики, что позволит создать в перспективе более 500 тыс. рабочих мест и обеспечит около 8% дополнительного прироста ВВП в ближайшие пять лет. Постановка столь масштабной задачи в сфере труда представляется предопределяющим моментом в перспективе дальнейшего хода развития событий с возможностью решения внутренних проблем и переходом на инновационную модель посткризисного развития.

В заключение следует отметить, что разразившийся кризис высветил резко возросшую роль государства по выводу страны из кризиса. В условиях стабильного развития регулирующие функции государства, осуществляемые, в частности через социальную, налоговую политику, развитие законодательно-правовой базы, систему антимонопольных и прочих правовых ограничений и т.д. - это норма. Однако в чрезвычайных ситуациях, в период войн, коренных ломок и формирования новых общественных устоев, в данном случае  в условиях мирового кризиса, норма приобретает статус приоритетной императивной госфункции. История свидетельствует, что именно в эти периоды дезинтеграционные процессы, имея разрушительную природу, несут народу большие бедствия. Во избежание этого, отстаивая интересы страны, национальное государство вынуждено усилить свои регулирующие функции относительно всех сфер деятельности, и, в частности, в сфере занятости. Если же говорить в целом о диаде «государство - экономика», то «государство должно видеть свою роль не в качестве пожарного, что мы имеем сейчас, а в роли стратега и гаранта стабильности экономики». Реалии сегодняшнего дня показали, насколько актуальной становится проблема обеспечения устойчивости казахстанской  экономики к негативным внешним воздействиям. А это подразумевает совершенствование системы управления, в том числе и государственного регулирования, внутренним экономическим развитием с учетом развития трендов в глобальной экономике и ее конъюнктуры.

 

Выступление на Круглом столе «Совершенствование государственного регулирования в условиях мирового финансового кризиса», посвященного 75-летию КазНУ им. Аль-Фараби, Алматы, КазНУ, 24 апреля 2009 г.

 

 
« Пред.   След. »