Главная arrow Внутренняя политика - Архив arrow Миграция и толерантность
Миграция и толерантность Печать E-mail
30.06.2009 г.

Скоро в Астане состоится семинар по вопросам толерантности и недискриминации, проводимый нашей республикой в качестве председателя Средиземноморской контактной группы ОБСЕ. В рамках форума предполагается обсудить и тематику международной трудовой миграции. Свое видение решения проблем в данной сфере в контексте совершенствования законодательного регулирования сегодня представляет секретарь Комитета Сената Парламента по международным отношениям, обороне и безопасности Адил АХМЕТОВ.

- Международная трудовая миграция, - отмечает он, - быстро эволюционирующее явление, которое требует всестороннего изучения, исследования и выработки приемлемой тактики. В глобальном масштабе 45 процентов мигрантов и 70 процентов беженцев приходятся на развиваю­щиеся государства.

Прежде всего, мы должны видеть в каждом мигранте человека как уникальную индивидуаль­ность, наделенную фундаментальными правами. Следует помнить, что они являются людьми со своей культурой, языком, уровнем образования, верования­ми и ценностями, семейными связями и так далее. С этой точки зрения любая попытка управления миграцией должна принимать во внимание подобные человеческие измерения. Хотя, должен отметить, соблюдение казахстанского законодательства - ключевой элемент нашей работы с данной категорией граждан.

Внутренняя политика по регулированию трудовой миграции предполагает привлечение высококвалифицированных зарубежных кадров для работы в отраслях, стратегических для государства (нано- и биотехнологии, информационные системы, транспорт и коммуникации и другие индустриально-инновационные сферы деятельности). В то же время для занятости на контрактной основе предполагается выезд многих казахстанских специалистов без угрозы для интересов и целей развития страны.

Важной составляющей также выступает обеспечение безопасности нашей республики, борьба с незаконной миграцией. Здесь необходимо обратить внимание на отсутствие полной и достоверной статистики, прогнозных показателей. Да и наука наша сильно отстает от реалий.

К сожалению, приходится констатировать: в стране ведется мало требуемых исследований и научных разработок. Необходимо шире использовать международный опыт, прислушиваться к рекомендациям международных институтов, прежде всего, ООН и ОБСЕ. Нужно расширять сотрудничество с соседними державами, активизировать межпарламентские связи и контакты.

Немало вреда наносит и коррупция. Мы вправе потребовать от соответствующих структур и должностных лиц повышения своей ответственности и ответственности тех, кто непосредственно контактирует с мигрантами. Следует продолжить техническое переоборудование государственной границы, совершенствование системы технического оформления и предоставления виз. В целях соб­людения принципа транспарентности и легитимности должен осуществляться постоянный мониторинг мигрантов в части их законного допуска и добросовестного пребывания в стране, а в случае нарушения установленных правил будут применяться национальное или международное законодательство.

Концепция миграционной политики республики на 2007- 2015 годы разработана в соответствии с Общенациональным планом мероприятий по реализации Послания Президента «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира» и Программы Правительства на 2006-2008 годы. Она представляет собой благородную и востребованную временем инициативу по урегулированию и управлению трудовой миграцией и всесторонне подкрепляется законодательством, основанным на мировых стандартах. Мы воспринимаем эту концепцию как выражение политики, утверждающей ответственность государства в регулировании и надзоре над организацией трудовой миграции внутри и за пределами страны.

Деятельность государства должна быть сосредоточена на регулировании и надзоре в интересах защиты лиц, вовлеченных в процесс, и в получении выгоды от миграции в пользу нашей страны, а также в пользу самих мигрантов и их стран.

Необходимо добиться четкости и координации в разработке основных направлений миграционной политики, увязывая ее с постоянным мониторингом системы ключевых индикаторов рынка труда, квалификацией и их потребностей, с экономическим развитием, территориальным распределением, ведением статистики.

Вместе с тем Казахстан, располагая значительными ресурсами, не может использовать их в полном объеме и вынужден привлекать иностранных специалистов и компании. Это связано с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков среди местного населения.

Согласно докладу Всемирного банка, республика занимает девятое место в списке ведущих держав, принимающих трудовых мигрантов. Определенная часть занятой у нас иностранной рабочей силы представлена нелегалами. В подавляющем большинстве - это граждане сопредельных стран СНГ, которые, пользуясь безвизовым режимом, свободно пересекают границы и заполняют рабочие места, не пользующиеся спросом у казахстанцев, либо попадают в теневой сектор экономики.

Не случайно наше государство выступает за организацию цивилизованной миграции, а это не только борьба с незаконными мигрантами, но, в первую очередь, меры по устранению причин нелегальной миграции, создание условий для социальной защиты мигрантов и регулирование вопросов привлечения иностранной рабочей силы законодательными актами. Здесь мы вправе рассчитывать на неправительственный сектор и, преж­де всего, на активную роль проф­союзов. Одновременно стоит напомнить бизнесу о его социальной роли и ответственности.

Отечественная миграционная нормативно-правовая база основывается на Конституции и других нормативных правовых актах, международных договорах. Основой же законодательства в области миграции на пространстве Содружества является рекомендательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ», утвержденный постановлением Межпарламентской ассамблеи.

Модельный закон содержит базовые принципы согласованной политики, основываясь на Всеобщей декларации прав человека, положениях Договора о создании Экономического союза и Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов. При этом принципы исходят из приверженности основополагающим документам ООН, выработанным в рамках Международной организации труда.

В Европейском союзе предусматривается право на долговременное пребывание, увязанное с трудовой миграцией, и краткосрочное пребывание иностранцев для удовлетворения спроса на сезонную и конъюнктурную занятость. В США вопросами трудовой миграции занимаются федеральные органы, аналогичные структуры регулирования трудовой миграции существуют в Германии, Норвегии, Турции, Греции, Ирландии, Польше, Словакии и других странах.

Казахстан сегодня не может отгораживаться от общемировых процессов. Интенсивность, направленность, характер внешней миграции населения респуб­лики существенно меняются по сравнению с предшествующими периодами. Сняты существующие ранее ограничения в реализации права человека на свободное передвижение. Вместе с тем охвативший мир экономический кризис, падение уровня жизни в ряде стран значительно усилили экономическую мотивацию населения к миграции.

Бурный всплеск миграции, особенно трудовой, стал поистине серьезным вызовом для многих государств. Данное явление, его основные тенденции и последствия требуют от нашей рес­публики адекватных, действенных мер по преодолению негативного воздействия на общественный порядок, внутреннее согласие и социально-экономическую стабильность.

 

Д.Нурсапарова «Миграция и толерантность» // Казахстанская правда, 29 июня 2009 года

 
« Пред.   След. »