Главная arrow Аналитика - Архив arrow Проблема расширения ШОС
Проблема расширения ШОС Печать E-mail
Автор Кан М.   
01.07.2009 г.

Image

Мировой финансово-экономический кризис заметно изменил подход к  взаимодействию в рамках ШОС. По сути, являясь скорей структурным, чем цикличным, нынешний кризис заставил задуматься о необходимости кардинальной перестройки существующей мировой финансовой системы, и начало этому может положить как раз изменения на региональном уровне, посредством интенсификации интеграции в таких организациях как Шанхайская Организация Сотрудничества. Страны-участницы ШОС понимают, что только путем скоординированной позиции можно наиболее выгодно осуществить антикризисные меры, и более того, увеличить роль ШОС в мировой экономической системе, сделать данную организацию действительно сильным игроком в условиях нового экономического порядка.

В данном контексте вновь на повестку дня всплывает вопрос о расширении данной организации. Действительно, в долгосрочной перспективе, если ШОС хочет стать реально сильным игроком на мировой арене, вполне объективным видится ее расширение за счет таких стран как Индия и Иран, а также ряда других сопредельных государств. С их присоединением организация может усилить свой вес, как в политическом, так и в экономическом плане. Однако существует и оборотная сторона медали - новые государства-члены принесут и новые проблемы, которыми они обладают в избытке. Пример Европейского Союза, который является интеграционным объединением более высокого уровня, показывает, что поспешное принятие новых членов в свои ряды может только усугубить внутренние проблемы организации и затормозить принятие решений. В ШОС и так время между декларацией решений и их реальной имплементацией затягивается на долгое время, а порой и вовсе остается декларативным.

Кризисная ситуация на мировых финансовых рынках показала, что члены ШОС не только не могут в нынешнем составе принять общую антикризисную программу, но даже выработать общую антикризисную позицию. В организации остается достаточно много внутренних разногласий, таких как проблемы использования водно-энергетических ресурсов и другие, заставляющие государства-участников решать их за пределами данной организации. До сих пор организация страдает чрезмерной политизированностью, а экономическая составляющая никак не выйдет на необходимый уровень для усиления дальнейшей интеграции. Основное экономическое сотрудничество продолжает развиваться в двустороннем формате. Увеличение количества членов организации только усилит сложности по нахождению консенсуса по основным вопросам развития организации. На данном этапе эволюции ШОС необходимо планомерно развивать экономическую составляющую и усиливать вовлечение стран-наблюдателей в совместные проекты. Только после того, как организация окрепнет экономически, можно будет думать о расширение круга участников ШОС.

В нынешней ситуации показателем поспешности расширения ШОС и осознания этого странами-участницами является затягивание процесса формулировки критериев для принятия в члены организации. Предлагалось множество проектов, в том числе казахстанской стороной, но к общему знаменателю так и не пришли. И с этим не надо торопиться - даже такие жесткие критерии, особенно в экономическом плане, которые были приняты в ЕС в Маастрихтстком договоре, не смогли уберечь Европейский Союз от значительных проблем. Поэтому необходимо в течение долгого времени проводить тщательный мониторинг в странах, претендующих на статус полноправного члена для формирования наиболее точного списка критериев. Особо необходимо сделать акцент на проблеме распространения ядерного оружия - нужно жестко привязать данный пункт со вступлением в ШОС. Такие страны как Индия и Пакистан и вовсе не являются участниками ДНЯО, а Иран с 2004 года подозревается в нарушение положений данного договора. Этот пункт, если он будет решен странами-претендентами, только повысит международный статус ШОС как организации, стремящейся   к миру и стабильности, как на региональном, так и на глобальном уровне. Помимо этого, можно привязать вступление в организацию с решением определенных спорных вопросов со странами-участницами. Особо это выгодно для урегулирования проблемы статуса Каспийского моря и иранской позиции. В данном контексте видится целесообразным также скорейшее вовлечение Туркменистана во взаимодействие с ШОС.

Необходимо четко сформулировать и концептуализировать взаимодействие между тремя уровнями институализации ШОС в формате 6+4+2 (т.е. государства-члены - наблюдатели - партнеры по диалогу). Грядущий саммит глав государств в Екатеринбурге должен послужить фундаментом для нового института «партнера по диалогу» с обретением такого статуса Беларусью и Шри-Ланкой. Новая ступень в обретение права быть полноправным членом организации послужит необходимым временем для осознания реального потенциала сотрудничества, так как взаимодействие с партнерами по диалогу будет в отличие от наблюдателей секторальным.

Сейчас крайне важно увеличивать вовлечение стран-наблюдателей в  совместные крупные инвестиционные проекты. Такие страны-наблюдатели как Индия и Иран должны активней сотрудничать, в первую очередь, со странами Центральной Азии в двустороннем формате, чтобы показать свою перспективность. Индийской нефтяной компании Oil and Natural Gas Corporation Limited (ONGC) необходимо активизироваться на энергетическом рынке Центральной Азии, предлагая конкурентоспособную цену на конкретные проекты (так она уступила китайской компании China National Petroleum Corporation (CNPC) как в борьбе за ПетроКазахстан, так и МангистауМунайГаз). Потенциально Иран и Индия могут стать реальной альтернативой, ещё одним путем для расширения диверсификации энергопоставок, кроме того, став ещё одними сильными полюсами на пространстве ШОС. Кроме того, данные две страны являются сторонниками продвижения идей Энергетического Клуба и Азиатской Энергетической Стратегии.

В современных условиях кризиса такая проблема как расширение ШОС отошла на второй план, чему ярким свидетельством является поверхностное обсуждение данной тематики на IV Форуме ШОС. Государствам-наблюдателям предстоит ещё долгий путь до обретения полноправного членства в ШОС, а пока им стоит ожидать, когда будут сформулированы окончательные критерии, чего не предвидится на ближайшем саммите. Тем не менее, стремление стать членом ШОС - является показателем роста значимости организации.

Кан Максим, эксперт Центра по изучению Китая

 

 
« Пред.   След. »