Главная arrow Аналитика - Архив arrow США и Россия: перспективы диалога
США и Россия: перспективы диалога Печать E-mail
Автор Кондаурова В.Е.   
10.07.2009 г.

Image

Главной темой мировых СМИ на этой неделе наряду с последующим саммитом «Большой восьмерки» стал визит американского президента Барака Обамы в г. Москву. Эта встреча стала первой конструктивной попыткой в налаживании отношений двух государств после предыдущей администрации Джоджа Буша и конфликта в августе 2008 года в Грузии.

В целом динамика российско-американских отношений сформировала негативный багаж к моменту выстраивания нового конструктивного союза двух стран в сегодняшнем мире. Несмотря на положительные отзывы о «прорыве» в диалоге США и РФ в области ядерных вооружений и об общем позитивном настрое встречи, остается множество неразрешенных проблем, которые способны свести к минимуму все усилия Дмитрия Медведева и Барака Обамы. В действительности, именно таким кажется данный диалог двух президентов мировых держав в условиях острого кризиса международного права, мировой финансово-экономической системы и взаимного доверия.

Основными итогами визита Барака Обамы в Москву стали:

  • Договоренности о следовании курсу на сокращение стратегических вооружений и работы по документу, заменяющему Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Определено, что количество ядерных боезарядов в соответствии с подписанным в ходе встречи документом сократится до 1 500-1 675 единиц и их носителей - до 500-1 100 единиц.[1] Этот документ получил название «Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений».
  • Разрешение на транзит военных грузов США в Афганистан через воздушное пространство Российской Федерации.

Последнее является очень важным моментом для США в силу небезопасного воздушного коридора Пакистана, а также нестабильности в отношениях с центрально-азиатскими государствами, связанной с транспортировкой грузов через их территорию (Кыргызстан, Узбекистан). Договоренности с Россией по данному вопросу способны сблизить позиции стран Центральной Азии и США в сфере безопасности.

Также к успехам встречи необходимо отнести моторную риторику и ясность, с которой подошли российский и американский президенты. В особенности Б. Обама, несмотря на скептическое отношение российской стороны, включая экспертов и руководство страны, очень четко выразил все намерения относительно внешней политики по ключевым вопросам. Так, Б. Обама добился если не солидарности, то главного - это понимание его подхода к двусторонним отношениям с Россией и целей США на международной арене.

Однако, как отмечают российские эксперты, существует риск недостаточного восприятия серьезности намерений Барака Обамы. Работа, проделанная американским президентом по убеждению российской общественности (президент выступил в российской экономической школе, встретился с бизнес сообществом и оппозицией России) в истинном желании налаживания отношений с РФ, действительно является большим достижением прошедшего визита. Но сегодня еще слишком сильна негативная оценка деятельности США в мире, и в отношениях с Россией в частности. Кроме того, личность Барака Обамы, как и его достижения в политике «взаимопонимания» по всему миру, сегодня многие воспринимают отдельно от администрации США и ее долгосрочной политики. Так, например, организация «Программа исследования оценок международного общественного мнения», действующая в составе Университета Мэриленда, и международный консорциум социологических фирм WorldPublicOpinion.org, проведя исследования популярности США в мире (не менее 19 стран мира, опрошены 19 тыс. человек) сделали заключение, что в мире к внешней политике США относятся достаточно негативно.  В 15-ти из 19-ти стран большинство опрошенных убеждены, что «Соединенные Штаты используют свою мощь для оказания давления на иные государства». «В 17-ти государствах большинство респондентов считают, что США не действуют в соответствии с нормами международного права».[2] Между тем опросы российской газеты «ВЗГЛЯД» показали, что в России отношение к США во время присутствия Барака Обамы у власти не изменилось у большинства граждан РФ (61.5%).[3] С учетом данных результатов, Бараку Обаме будет трудно изменить имидж своей страны в мире. Возможно, его личность и политику считают лишь очередным незначительным этапом между республиканскими правлениями администрации США.

Западные эксперты в свою очередь настроены не менее скептически в отношении «перезагрузки» российско-американских отношений. Цитируя слова Б. Обамы о том, что «в 2009 году великая держава не демонстрирует свою мощь, демонизируя противника», «прошли те дни, когда империи относились к другим странами, как к фигурам на шахматной доске», британская газета «Guardian» признает, что именно так для большинства Россиян выглядят действия США на мировой арене.[4] Эксперты ведущих аналитических институтов США также не отмечают особого успеха в прошедшем событии недели. Так, Чарльз Фергюсон из «Council on Foreign Relations» выражает мнение, что только лишь очень «постепенный» прогресс имел место в отношениях России и США в настоящее время, который, учитывая динамику этих отношений, не отличается сильным подъемом.[5] Стивен Пифер из «Brookings Institution» признает, что взаимопонимание по вопросу Иранской ядерной программы, как и по ряду других стратегических задач безопасности, не будет легкодостижимым.[6]

Автор статьи в «Washington Post» «Чего не может решить «перезагрузка?» Дэвид Игнатиус дает наиболее пессимистичный анализ ситуации, где, оценивая высказывания бывшего сотрудника госдепартамента США Тома Грэхэма, отмечает, что Россия и США не могут построить хорошие отношения, основываясь на взаимных упреках и негативных повестках дня в отношении друг друга. Кроме того, эксперт говорит о том, что ни США, ни Россия в данный момент не готовы идти на какой-либо серьезный прогресс в ключевых внешнеполитических вопросах.[7]

Между тем, как в России, так и в США усиливаются настроения внутренних сил, направленных против «перезагрузки». Российский эксперт Олег Межуев в своих комментариях подчеркивает, что в США «с одной стороны, мы видим прежний неоконсервативный лагерь во главе с Диком Чейни, который осуществляет внутреннюю критику администрации Б.Обамы по целому ряду направлений. С другой стороны, мы видим, что внутри самой администрации Б.Обамы есть явно недовольные люди. Эту перезагрузку сильно аккомпанируют представители так называемых американских реалистов. Как правило, это представители республиканского направления».[8] Кроме того, в отличие от достаточно слаженного взаимодействия основных центров власти в России, в Соединенных Штатах просматривается явный конфликт между министерством обороны, государственным департаментом и Советом по национальной безопасности США. Все эти структуры имеют различные точки зрения на двусторонние отношения с РФ. В отсутствие такой четкой линии внешней политики Барак Обама остается в меньшинстве, что может привести к любым последствиям для России. О. Межуев также замечает, что такая «реалистическая трактовка перезагрузки ... сейчас вызывает очень большую критику. При том, если до этого это была критика, условно говоря, бушистов, то теперь эта критика уже перешла внутрь и демократической партии, и самой администрации Обамы, и тех интеллектуальных центров, которые её обеспечивают».[9]

В этом смысле планы Барака Обамы о ядерном разоружении и явный настрой на дальнейший мировой диалог по вопросам нераспространения ядерного оружия с Россией в качестве союзника, могут столкнуться с очень жестким противостоянием в ведущих инстанциях власти США - в Конгрессе. Срок договора СНВ-1, подписанного в 1991 году, истекает в декабре 2009 года. Сегодня Б.Обама и Д.Медведев подписали рамочное соглашение о работе над следующим договором об СНВ. Однако предложения по данному направлению Конгресс США должен одобрить уже сейчас. Но в такой сложной внутриполитической ситуации данные инициативы, скорее всего, не будут столь успешными, какими их рассчитывают видеть российский и американский президенты. Условия осложняются и несогласованными интересами России и Соединенных Штатов.

Кроме того, в контрасте с относительно доверительным отношением народа России к руководству РФ, ввиду построения внешней политики соответственно и соразмерно внутренним интересам и политике государства, американская внешняя политика, как правило, вообще не является приоритетным предметом обсуждения граждан США. Поэтому рейтинг президента в США сегодня (как и в большинстве случаев) зависит от внутриполитического успеха. Так, недовольства в сфере политики здравоохранения в США в последние месяцы резко снизили показатели рейтинга Барака Обамы. Сегодня его рейтинг составляет 54% в сравнении с 83% в январе этого года.[10] Все это говорит о том, что внешнеполитические приоритеты будут выдвигаться и определяться Конгрессом - главной проходной ступенью для президента США.

На этом фоне перспективы российко-американского диалога, основанного на подкрепленном доверии, видятся пока достаточно неясно. В отсутствие доверительной обстановки, четко сформированных интересов, а также сложной внутриполитической обстановки с периферийными эффектами влияния (как в США, так и в РФ) сегодня трудно выделить четкий ход данного двух мировых держав. Однако, вместе с тем, необходимо учесть, что настоящая встреча - это всего лишь первый шаг, в условиях негативного состояния двусторонних отношений, перешедших в наследство к администрациям Барака Обамы и Дмитрия Медведева. Вполне возможно, что решения положительно настроенных руководителей двух стран все-таки приведут мир к новому формату безопасности на основе полноправного и независимого развития государств.

 

 

 

Кондаурова В.Е.,

Эксперт ЦМИ ИМЭП при Фонде Первого Президента Республики Казахстан


 


[1] «Частичный ПРОрыв», газета «ВЗГЛЯД», 06.07.09 http://www.vz.ru/politics/2009/7/6/304498.html

 

[2] «Американское влияние», Радио «Голос Америки», http://www.voanews.com/russian/2009-07-07-voa10.cfm

[3] Опрос: «Как изменилось ваше отношение к США за то время, что Б. Обама находится у власти?», газета «ВЗГЛЯД», http://vz.ru/

[4] «Россия не поверила Обаме», Юлия Малышева, газета «ВЗГЛЯД», 08.07.09, http://www.vz.ru/politics/2009/7/6/304498.html

[5] "Seeking Substance in Moscow", Greg Bruno, Council on Foreign Relations (CFR), 06.07.09, http://www.cfr.org/publication/19742/seeking_substance_in_moscow.html?breadcrumb=%2Fpublication%2Fby_type%2Fdaily_analysis

[6] Там же.

[7] "What a "reset" can't fix", David Ignatius, Washington Post, 05.07.09

[8] http://www.voanews.com/russian/2009-07-07-voa10.cfm

[9] Там же.

[10] http://www.newsru.com/world/23jun2009/rating.html

 

 
« Пред.   След. »