Главная arrow Аналитика - Архив arrow Проблемы членства Казахстана в ОДКБ
Проблемы членства Казахстана в ОДКБ
Автор Махмутов А.С.   
01.09.2009 г.

Активное изображение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня развитие ОДКБ претерпевает важные изменения. От того как будет проходить трансформация ОДКБ будет зависеть не только ее судьба, но и судьба коллективной безопасности региона.

Трансформация данной организации зависит от множества факторов, которые нельзя упускать из виду. Для того чтобы понять перспективы развития ОДКБ необходимо понять каковы истинные мотивы существования ОДКБ. Какие направления сотрудничества в рамках ОДКБ сейчас действуют и имеют перспективы, а какие нет? Как необходимо выстраивать сотрудничество в рамках ОДКБ для реализации всех намеченных целей без потерь и с учетом собственных национальных интересов? 

 На данный момент можно выявить два направления функционирования ОДКБ, которое определяло деятельность организации, и характеризовали ее на протяжении всего этого времени.

Первое направление – санитарно-профилактическое связано с необходимостью  сохранения национальной безопасности от повседневной перманентной угрозы терроризма, наркотрафика и нелегальной миграции. Данное направление деятельности ОДКБ зачастую встречает всеобщую поддержку и консенсус в интересах по обеспечению безопасности национальных границ членов организации. К тому же механизмы данного направления сотрудничества ОДКБ отработаны на протяжении нескольких лет. Для Казахстана они представляются выгодными и эффективными способами борьбы с обозначенными угрозами, в рамках которых наша страна может участвовать, не подвергая себя различным геополитическим рискам и угрозам. К тому же санитарно-профилактическая практика в организациях коллективной безопасности в мировой практике имеет положительный опыт и положительно оценивается в мировом сообществе.

Второе направление связано с формированием военно-политического блока,  оно представляет собой важное основополагающее направление, к которому ОДКБ всегда стремилось и получило новый импульс в последнее время. Трансформация ОДКБ в военно-политический блок, тем не менее, несет серьезную ответственность за коллективную безопасность, которую не все члены организации в реальности могут нести. В этом и заключается серьезная проблема углубления этого формата сотрудничества государств в рамках ОДКБ на протяжении всего существования Договора коллективной безопасности. Если сравнить сотрудничество в рамках санитарно-профилактического направления члены ОДКБ не несут геополитической ответственности, а в рамках военно-политического блока, придется учитывать систему коллективной безопасности, в силу которой любая военная агрессия на члена организации должна быть расценена как агрессия на всех членов ОДКБ.

Курс реформирования ОДКБ как военно-политического блока на первый взгляд предполагает перспективные преимущества, но вместе с тем он требует серьезного прагматичного изучения. Вследствие этого возникает ряд вопросов:

1) Каковы будут роль и вес участников ОДКБ? Каков баланс процесса принятия важных решений, за которые будут нести ответственность все члены организации? Иначе говоря, какова будет доля плюрализма?

2) Каков коэффициент конфликтности отдельных государств-членов ОДКБ и вероятность вторых членов ОДКБ отвечать за серьезные внешнеполитические ошибки первых членов?

3) Каковы шансы ОДКБ оказать реальную оборону при слабых институциональных государствах-членах организации и их вооруженных сил?

4) И в совокупности, какие дивиденды получает Казахстан от расклада всех вышеперечисленных факторов? Как изменится позиция Казахстана на мировой арене, будучи вовлеченным в военный конфликт? И как это отразится на многовекторной политике? Каковы шансы страны, потратив множество усилий добиться желаемого результата – ОДКБ как  мощной, современной, полноценной системы коллективной безопасности?

 

В первом случае нельзя упускать тот факт, что Россия с распадом Советского Союза стала  терять свое геополитическое влияние и преимущества на постсоветском пространстве. А поскольку внешнеполитические амбиции России не исчерпали себя, сегодня она готова проводить политику обособления и удерживания региона СНГ под собственным геополитическим влиянием и отражению внешних игроков. В этой связи ОДКБ является инструментом оформления договорно-правовой базы закрепляющей за Россией право доминировать в регионе. Политика неоколониализма России в рамках ОДКБ акцентирована на сохранение своего военно-политического преимущества для обеспечения собственных экономических интересов и извлечения дивидендов. В чем это выражается?

·        Россия сегодня представляет собой большое военно-политическое тело в ОДКБ несравнимое по своей массе с другими членами ОДКБ даже в совокупности.

·        Сегодня мы так и не увидели значительных мероприятий по снижению диспропорций в военном потенциале между Россией и остальными членами ОДКБ. Вместо того чтобы повышать общий уровень ВПК союзных стран, Россия организовала рынки сбыта собственного вооружения на монопольных правах. Сохраняя тем самым свои преимущества перед другими участниками ОДКБ. Москва не заинтересована в укреплении воинских подразделениях остальных членов ОДКБ, которые в лучшем случае выступают здесь как буферная зона российских региональных амбиций.

·        Военно-политический и экономический перевес России дает преимущество навязывать определенные направления развития региона и формат сотрудничества в рамках ОДКБ. Например, пост Генсека ОДКБ, уже который срок бессменно  занимает Н. Бордюжа – представитель российских военных структур. Почему не происходит ротация представителей других членов? Почему решение о дислокации коллективных сил быстрого реагирования по решению членов ОДКБ стала Россия, а не другая страна? Почему не проводится гармонизация армии на фундаментальном уровне? Ведь армия России, например, намного развитее технологически, чем армия Кыргызстана. Укрепление военной мощи армий членов ОДКБ является интересом поддержания коллективной безопасности. А если Россия не стремится усилить армию своих союзников, для чего они тогда нужны?

 

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в ОДКБ нет равноправных отношений между членами организации, плюрализма мнений и соответственно центров решений, которые окажут непосредственное влияние на коллективную безопасность. При отсутствии равноправного сотрудничества нельзя говорить и о коллективной безопасности, в такой ситуации может существовать только система директивного обеспечения безопасности группой государств, в пользу одного.

 

Во втором случае высокой конфликтностью как показала практика, обладает Россия. И это не удивительно, поскольку именно Россия ведет борьбу за удержание региона под своим геополитическим влиянием.

В период с 2001 года по 2006 год начался первый период проникновения США в регион СНГ. Затем на протяжении с 2006 года началась кампания по формированию системы ПРО в Восточной Европе, которая стала обострять отношения России и США и соответственно подвергать опасности геополитический буфер России. Пиком событий явился конфликт 2008 года в Грузии. По сути это стало отправной точкой в администрации Д.Медведева для формирования механизмов национальной безопасности в рамках коллективной безопасности.

Здесь следует отметить, что в целом система коллективной безопасности как механизм обеспечения безопасности для каждого члена ОДКБ, не представляется столь важным, поскольку не все государства участники ОДКБ обладают высоким потенциалом конфликтности. Поэтому остальные участники рискуют быть вовлеченными в  большую геополитическую игру,  за преобладание в регионе.  

      В третьем случае вполне очевидно, что ОДКБ не сможет оказать серьезного сопротивления при чрезвычайной ситуации. Члены ОДКБ сегодня представляют собой слабые институциональные государства, входящие в список «failed states». Внутриполитическое сотояние у ряда членов ОДКБ сегодня представляется не стабильным, сырьевые экономики членов ОДКБ не способны поддерживать какие либо серьезные военные операции не говоря уж о затягивающихся конфликтах. К тому же, для того чтобы вести полноценные военные действия, тех военных формирований созданных при ОДКБ будет не достаточно. Необходимы мощные национальные военные формирования. Институты армии России, Белоруси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана сегодня слаборазвиты. К примеру во всех странах ОДКБ репутация армии имеет весьма негативные ассоциации. Общество имеет весьма демарализованное представление об армии. Сегодня армии в членов ОДКБ представляют собой высоко коррумпированную сферы с долей аморальных элементов дедовщины подрывающих боевой дух солдат. Военно-техническая оснащенность и иновационный уровень оснащения армии оставляет желать лучшего. Такое положение дел не исключение и для Казахстана. При существующих проблемах национальной армии мы стремимся обеспечить региональную безопасность? В таком случае ОДКБ рискует ввязаться в конфликт расчитывая на систему коллективной обороны, которую на деле практически ни одно государство исполнить не сможет. 

       В четвертом случае вполне очевидно напрашивается вывод, что при сохранении существующего положения, Казахстан получает больше обязательств. К тому же происходит закрепление нормативно правовой базы российского геополитического влияния в Центральной Азии. В продолжении собственной внешней политики, Россия будет стремиться удержать Центрльаную Азию в сфере собственных геополитических интересов соперничая за первенство с иными крупными акторами. Сегодня мы видим существующие проблемы в консолидации Центральной Азии. Россия как заинтересованное государство не стремится кардинально решать их в пользу Центральноазиатских государств. Вместо этого, существующие вопросы затягиваются в решении и центральноазиатские республики втягиваются в определенную зависимость российского модерирования.Таким образом, существующее положение является небезопасным для Казахстана. Существует большой риск того, что Казахстан может быть вовлечен в геополитическую турбулентность, грозящую концом многовекторной политики.  

       В итоге, несмотря на ряд небезопасных положений для Казахстана в рамках ОДКБ, следует отметить, что эта организация представляет собой перспективную систему коллективной безопасности. И для полной реализации ОДКБ как системы коллективной безопасности, ее членам следует пересмотреть внутренние механизмы организации и роль самих участников. Необходимо оптимизировать организацию с учетом соблюдения истинных национальных интересов и безопасности всех членов организации. В противном случае углубление сотрудничества в рамках ОДКБ так и будет встречать сопротивление и сохранится на уровне санитарно-профилактического уровня сотрудничества.

 
« Пред.   След. »