Главная arrow Аналитика - Архив arrow Меняющийся характер американской внешней политики
Меняющийся характер американской внешней политики Печать E-mail
Автор Махамбетова Р.К.   
23.10.2009 г.

Image Широкомасштабное турне Барака Обамы по Европе и Азии, его выступления в Праге, Анкаре, Каире, Москве, Гане и т.д., которые сулили миру эпохальные преобразования, показали стремление американского президента вновь вернуть доверие мирового сообщества после больших ошибок за 17 лет гегемонии  и  восстановить авторитет США как страны, ответственной за общую безопасность и процветание.

В обращении ко всем государствам Европы, Азии, исламского мира, постсоветского пространства и Африки Б. Обама презентовал  внешнеполитические приоритеты США и обозначил наиважные ключевые пункты общих интересов. При анализе этих выступлении можно заметить, что Америка обращается ко всему миру с одним и тем же призывом, на разных «языках». Мягкая и интеллектуальная сила, которой пользуется сегодняшний лидер США, является изъявлением гибкости, готовности к компромиссам и новому содержанию.

Утверждение уважаемого деятеля американской внешней политики Збигнева Бжезинского, что США должны расширить взгляды и  консультироваться с остальными, чем действовать так, словно  они полностью независимы[1]  нашло отражение в пражской речи нового лидера. Он отметил «чтобы обеспечить наше процветание, мы должны проводить скоординированные действия, которым не будут мешать границы». Но основное внимание было уделено вопросам безопасности в мире без ядерного оружия. Б. Обама описал траекторию достижения этой цели. Первое, конкретные шаги на пути к миру без ядерного оружия. Второе, укрепление Договора нераспространения ядерного оружия в качестве основы для сотрудничества. Третье, недопущение приобретения ядерного оружия террористами.[2] Это был посыл, который предшествовал отказу от размещения ПРО в Европе.

В свою очередь интеллектуалы и бывшие политики Центральной и Восточной Европы встревожены тем, что в приоритетах внешней политики администрации Б. Обамы регион превращается в часть света, о которой американцы больше не беспокоятся. Это связано не только с вопросами  упразднения ПРО в Восточной Европе, но и стремлением возродить Атлантический Альянс.[3]

Стоить отметить, что хотя центр притяжения смещается на Ближний и Дальний Восток, объединенные интеллектуальные, экономические и военные ресурсы США и Европы и в ближайшем будущем будут играть  исключительную роль. В целях максимизации общего влияния США нуждается в партнерстве с Европой, основанном на взаимном делении груза ответственности за принятие решений и издержек. В связи с этим, интенсификация интеграции наравне с укреплением независимой основы европейской безопасности, обеспечение энергетической безопасности региона являются частью американских планов, то есть самодостаточная Европа отвечает интересам США.

С заявлениями, что «США не в состоянии войны с исламом», что «Америка и ислам не являются взаимоисключающими понятиями» Б. Обама приложил усилия для борьбы с негативными стереотипами в восприятии ислама американцами и Америки мусульманами.[4] Это крайне необходимый подход при решении таких проблем как воинствующий экстремизм, ситуации, сложившейся в отношениях между израильтянами, палестинцами и арабским миром. Как считает Обама, единственным путем урегулирования продолжительного конфликта являются создание двух государств, признание сторонами обоюдных прав на существование и сосуществование.  

Дальнейшее обострение и продолжительность афганского конфликта является дорогостоящим делом, неприносящим политических дивидендов. Поэтому США не намерены держать там войска, создавать военные базы. Но большие усилия потребуются вложить для искоренения экстремизма, скорой модернизации общества и создания предпосылок становления независимой государственности. В связи с этим основные военные усилия США переносятся в Афганистан, где численность американского контингента быстро увеличивается. Возможно, концентрация внимания на одном очаге является эффективным средством для достижения  положительных результатов. Поэтому США привлекают и других союзников.

Но в отличие от Афганистана, война в Ираке, по мнению Б. Обамы, была войной по выбору. В этом заключении Б. Обамы можно заметить извлечение урока новой американской администрации из прошлых иракских ошибок. К 31 августа 2010 года из Ирака должно быть выведено не менее 100 тыс. американских военнослужащих. Останется от 35 до 50 тысяч. Они будут заниматься, по словам Б. Обамы, борьбой с терроризмом, обучением иракских сил безопасности, защитой американских граждан и американских интересов. К 2012 году состоится полный вывод американских войск. В течение трех лет суверенитет Ирака будет предоставлен ему самому.

Преисполненность США урегулировать арабо-израильский конфликт, снятие напряженности между исламским миром и Америкой, что может привести к решению проблем Ирака, Афганистана, являются одним из приоритетов американской внешней политики.

Также Б. Обама запустил процесс, без которого невозможно преодолеть старые политические и экономические барьеры между влиятельными странами мира,  «перезагрузку» американско-российских отношений. Он попытался развязать клубок накопившихся проблем, начав с узла противоракетной обороны, системы ядерных сил и ядерной программы Ирана.[5] Идеи, отраженные в речи Б. Обамы в Москве в скором времени нашли свое конкретное воплощение в решении отказаться от ПРО в Европе.

Решение Б. Обамы об отказе от размещения ПРО в Восточной Европе нацелено на извлечение ряда политических и экономических выгод для США:

  • 1. принятие Россией этого жеста в качестве разменной монеты в компромиссе по вопросам Иранской ядерной программы;
  • 2. сокращение стратегических ядерных сил обоих сторон без дополнительных уступок со стороны США;
  • 3. экономия бюджетных средств для решения внутренних проблем.

В свою очередь готовность России подписать новый Договор по сокращению стратегических наступательных вооружений[6] и поддержать санкции против Ирана[7] можно воспринимать как ответный шаг со стороны Москвы и внешнеполитическую победу Б. Обамы.

За последние годы многие политики и эксперты мира привыкли говорить о конце американского господства, ссылаясь на агрессивую политику США и множество проблем, которых нельзя решить в одиночку. Но изменения во внешней политике направлены отнюдь не на самоизоляцию и уходу в сторону, а на отражение реального сегодняшнего мира и активизацию внешнеполитической деятельности страны на основах новых подходов.

Новые внешнеполитические подходы американского Foreign Office в изменившемся мире были отражены в выступлении Хиллари Клинтон в неправительственном Совете по международным отношениям в Вашингтоне. В нем были предложены следующие подходы[8]:

  • 1. создание сильных механизмов сотрудничества с историческими партнерами;
  • 2. приверженность принципам дипломатии во взаимодействии с теми, кто не согласен с американской позицией;
  • 3. придание особого внимания развитию мира во всех аспектах как базовая основа Американской мощи;
  • 4. координация гражданского и военного действий в зонах конфликта;
  • 5. использование ключевых ресурсов американской мощи.

Идеи, продвигаемые Б. Обамой, такие как движение за нераспространение ядерного оружия, укрепление демократии, согласование интересов, преодоление старых стереотипов, общий вклад в общее развитие, будут претворяться в жизнь исходя из вышесказанных подходов.

В целом, Америка понимает, что дипломатия, международное согласие и конструктивное взаимодействие с остальными странами являются единственным путем выхода из кризисных состояний международных отношений, периодически затрагивающих объединенные нации.

Махамбетова Р.К., эксперт Центра международных исследований


 


 

[1] Brzezinski Z., Scowcroft B. America and the world: conversations on the future of American foreign policy, 2008 - P. 222

[2] Выступление президента Обамы в Праге, 5 апреля 2009 // http://www.america.gov/st/peacesec-russian/2009/April/20090407134712eaifas0.3294794.html

[3] Открытое письмо администрации Обамы из Центральной и Восточной Европы // "Gazeta Wyborcza", 15 июля 2009

[4] Выступление президента Обамы в Каирском университете, 4 июня 2009 // http://www.america.gov/st/democracy-russian/2009/June/20090604154238eaifas0.5879328.html

[5] Выступление президента Барака Обамы в Российской экономической школе, 7 июля 2009 // http://www.america.gov/st/peacesec-russian/2009/July/20090707095114abretnuh0.118313.html

[6] Медведев: Мы поставили задачу договориться об СНВ // http://www.rosbalt.ru/2009/10/09/678904.html

[7] Клинтон: Москва пообещала поддержать санкции против Ирана // http://podrobnosti.ua/power/2009/10/14/636392.html

[8] Foreign Policy Address at the Council on Foreign Relations, July 15, 2009 // http://www.state.gov/secretary/rm/2009a/july/126071.htm

 

 
« Пред.   След. »