Главная arrow Аналитика - Архив arrow Стратегия США по сохранению мирового лидерства: Иран-Европа-Россия
Стратегия США по сохранению мирового лидерства: Иран-Европа-Россия Печать E-mail
Автор Кондаурова В.Е.   
28.10.2009 г.

Image

Сегодняшний прогресс по налаживанию сотрудничества мирового сообщества с Ираном в свете его ядерной программы наметил определенные координаты долгосрочных целей для многих государств. Однако США не относятся к странам, кардинально меняющим свою политику, даже с учетом смены администрации.

ИРИ идет на решительные шаги после длительной заморозки вопроса о сотрудничестве с МАГАТЭ и ведущими мировыми державами. Недавнее подтверждение Ираном наличия второго завода в г. Кум (Qom) направило диалог с ним в активное русло: обострение вопроса о ядерной программе, вместе со смягчением политики США в отношении Ирана, а также сотрудничество по ядерному разоружению между США и Россией дали новый толчок дискуссиям вокруг иранского вопроса. США, заявляя о своем желании сотрудничества с приходом Б.Обамы и Х.Клинтон, и заставляя другие страны положительно реагировать на такие изменения, вынуждают, однако, многие государства иметь при себе альтернативные варианты построения своей внешней политики. Не будучи исключением, Россия действует осторожно, понимая, что сотрудничество с США никак не является обязательной гарантией стабильности ни для мирового сообщества, ни для РФ в частности. Европа также имеет альтернативы отхода от США как в экономической (перестройка экономики с ориентацией на внутренние европейские рынки с целью меньшей зависимости от доллара), так и в военно-политической сфере (Лиссабонский Договор).[1] Иран, в свою очередь, не упускает своих рычагов влияния на ситуацию на Ближнем Востоке.

Очень вероятно, что США, под прикрытием риторики Б.Обамы настроенной на сотрудничество с Россией и Ираном, достаточно четко продумали дальнейшие стратегические шаги по восстановлению американского мирового господства с такими возможными сценариями, как атака на Иранские ядерные объекты (посредством Израиля) с предварительной внутренней дестабилизацией страны с помощью террористических групп Пакистана и Афганистана,[2] а также размещение элементов ПРО в Европе при любом развитие отношений с РФ. Также вероятно, что США могут иметь определенные рычаги влияния на Польшу и Чехию, подпись которой на данный момент является единственной преградой для юридического оформления Лиссабонского Договора в ЕС. Договор, в свою очередь, способен ограничить, в некоторой степени, национальные предпочтения в сфере обороны и военной политики, так как предполагает наличие единого комиссара ЕС. Чехия также является частью планов США по размещению систем ПРО.

Несмотря на то, что новая программа США по размещению элементов ПРО в Европе отличается планируемой установкой в Чехии и Польше ракет не большой, а малой и средней дальности, это в основном аспекте не меняет риторику военной политики США в Евразии, и в Европе, в частности. По заявлениям Роберта Гейтса, «изменения связаны с пересмотром ракетной угрозы со стороны Ирана, против которой и создается ракетный щит».[3] Однако нельзя сказать, что Иран предпринял какие-либо радикальные шаги по снижению опасений мирового сообщества в контексте своей ядерной программы и вооружения в целом: ИРИ еще не дал ответ на возможность реализации плана обогащения урана для мирного использования, разработанного совместно с МАГАТЭ, РФ, Францией и США.[4] Тем более, Иран не снял опасений США. Здесь можно отметить и визит Ципи Ливни в г. Москву, в ходе которого глава оппозиции Израиля отметила официальный настрой своего государства на развитие всех возможных вариантов событий вокруг Ирана, в том числе и военного решения проблемы.[5]

Также ярко видна и цель развертывания ПРО (в любой конфигурации проекта) против России. Заявления вице-президента США Джозефа Байдена во время его октябрьского визита т.г. в страны Восточной Европы подтверждают данный тезис. Д.Байден  высказал убежденность, что «новая конфигурация системы ПРО в Европе повысит безопасность не только США, но также Европы, блока НАТО и Польши».[6] Такая формулировка сама по себе противоречит возможному новому формату европейской безопасности, предложенного Д.Медведевым, который подразумевает свободное от блокового мышления военное сотрудничество стран северного полушария. Кроме того, США еще не предоставили возможность России разобраться в деталях новой программы ПРО. Как составляющая в проекте по построению нового мирового порядка под «председательством» США, видится также и инициатива ядерного разоружения с РФ, заключение в декабре месяце 2009 г. нового договора по СНВ. Стратегия состоит не только из усиления позиций США в Европе (ПРО, НАТО) но и разоружения РФ.

Помимо этого остаются большие внутренние разногласия между США и РФ. В США сохраняется предположение о том, что будущим президентом России станет В.Путин или Д.Медведев, у РФ, в свою очередь, складывается впечатление, что разрушить консервативное построение американской внешней политики с помощью мирных инициатив Б.Обамы (выбранного, возможно, только на четыре года) сильные республиканские круги в конгрессе и других ведущих внешнеполитических структурах США не позволят. Вполне вероятно обновление республиканского настроя администрации США уже к следующим президентским выборам. Такие условия также способствуют дальнейшему развитию внешней доктрины США в русле политики реализма.

Сегодня Россия и Иран, вместе с Европой являются ключевыми вехами построения внешнеполитической линии США, так как от этого (наряду с отношениями со странами БРИК, в особенности с КНР) зависит новый расклад глобального порядка, а также возможности США в Центральной Азии (Афганистан) и других регионах мира.

Достанется ли лидерство на международной арене США, или некоторые ведущие государства предпримут меры по установлению многополярного мирового порядка - остается вопросом, однако США делают многое, для того, чтобы в этом международном порядке Америка играла, по крайней мере, одну из главных ролей.


Кондаурова В.Е., эксперт Центра международных исследований


[1] Лиссабонский Договор (Lisbon Treaty) отделит Европу от НАТО. В составе военного союза ЕС не будет Турции и США.

[2] «Махмуд Ахмадинежад обвинил спецслужбы Пакистана в причастности к взрыву смертника на юго-востоке страны, унесшего жизни шести руководителей корпуса Стражей исламской революции».

«Ахмадинежад взывает к возмездию», Росбалт, 19.10.09, http://www.rosbalt.ru/2009/10/19/681285.html

[3] «Чехия будет сотрудничать с США по программе ПРО», Росбалт, 23.10.2009,

http://www.rosbalt.ru/2009/10/23/682946.html

[4] Иран обещает представить предложения по коррективам в договор ООН в течение 48 часов.

«Согласившись с ООН, Иран потребовал внести коррективы в документ по ядерному вопросу», Новости Федерации, 27.10.2009, http://www.regions.ru/news/2247366/ 

[5] «В России я не буду открыто критиковать израильское правительство», Время Новостей,   27.10.2009,  http://vremya.ru/2009/198/5/240372.html

[6] «Чехия будет сотрудничать с США по программе ПРО», Росбалт, 23.10.2009,

http://www.rosbalt.ru/2009/10/23/682946.html

 
« Пред.   След. »