Главная arrow Аналитика - Архив arrow О проекте стратегии инновационного развития РК на 2009-2014 гг.
О проекте стратегии инновационного развития РК на 2009-2014 гг. Печать E-mail
Автор ЦМЭ   
11.11.2009 г.

 Image

Инновационным комитетом при партии НДП «Нур-Отан» предложена стратегия инновационного развития РК на период 2009-2014 годы с перспективой до 2030 года. Концепция содержит рекомендации правительству и исполнительной власти на местах и состоит из восьми пунктов, в которых обозначены направления стратегии модернизации и реформирования отраслей экономики на основе комплексного подхода к проблеме повышения эффективности развития базовых отраслей, создания основы развития «экономики будущего» и развития отраслей, обеспечивающих занятость населения. В содержательном плане документ представляет собой свод информации о действующих программах реформирования отраслей экономики и не содержит принципиально новых конструктивных предложений по стратегии инновационного развития. Более того, изобилует массой редакционных и стилистических недостатков и искажает представление о текущем состоянии реформы экономики и тенденциях будущего развития, практически не воспринимается как документ, несущий новизну в подходы реформирования экономики с целью достижения сбалансированного развития по всем сферам деятельности. Кроме того, как отмечают авторы стратегии, при написании концепции «были изучены все принятые в стране госпрограммы, проведена почти сотня интервью, изучен мировой опыт». Ссылаться на интервью нецелесообразно, так как в концепции не прописано, с кем и по какой тематике были проведены интервью, и какие вопросы были при этом озвучены. В преамбуле к стратегии авторы говорят о том, что «по мнению международных экспертов, Казахстан является лидером среди стран СНГ в области преобразований, реформ и инициатив как по количеству, так и по глубине и качеству, поэтому мы ставили перед собой задачу преемственности, учесть ту лучшую практику, которая была накоплена в республике за последние годы».  О каких инициативах идёт речь? И о каком лидерстве Казахстана здесь говорится, среди стран Центральноазиасткого региона возможно, но не среди стран СНГ. Нет конкретики и последовательности. Создаётся впечатление, что это просто набор слов, не несущий никакой смысловой нагрузки.

По тексту документа имеются следующие замечания и предложения.

  • 1. Например, предложение «комбинирование трех взаимодополняющих, комплексных, сбалансированных, целенаправленных и одновременных усилий, которое обеспечат главное - рациональное использование трудовых и финансовых институтов» во-первых не содержит конкретики и последовательности в действиях, к тому же ниже перечисляются предложения, которые содержатся в государственных программах по реформе экономики, Послании Президента РК, других отраслевых программах. То есть новизны в предложении нет. Предложение о «развитии отраслей с высоким уровнем занятости» явно противоречить сути стратегии инновационного развития, так как конкурентоспособные производства во всем мире строятся по принципу наукоемкости продукции, а не трудоемкости.

2. Второе предложение также риторично по содержанию, так как не понятно, почему мы до сего времени имеем все тот же огромный «масштаб предлагаемых преобразований и потребность в финансовых ресурсах» извне,  тогда как у государства есть четко обозначенные приоритеты действия по государственно-частному партнерству, ограничению заимствований и развитию привлечения внутренних инвестиций. Бесспорно, что успех развития экономики всех стран состоит в обеспечении привлекательности развития отраслей экономики для иностранных инвестиций, в равной мере как и инновационных технологий извне. Для этого в нашей стране созданы все условия, позволяющие на законодательном уровне обеспечить привлечение иностранных инвестиций в любую отрасль экономики. В данном случае, вопрос может стоять о внесении изменений и дополнений в действующие законы с целью защиты внутреннего рынка капитала и услуг, сокращения оттока капитала при взаиморасчете с иностранными инвесторами по обязательствам.

Для достижения задачи повышения эффективности привлечения прямых иностранных инвестиций предлагается создание новой организационной структуры - Агентства иностранных инвестиций в составе правительства РК. Данное предложение не обосновано как с точки зрения целесообразности создания новой структуры и его функций, так и расходов бюджета на эти цели. К тому же в период реформы экономики такие институциональные структуры создавались, в настоящее время необходимости их возобновления нет, так как существует достаточная законодательная основа для привлечения иностранных инвестиций и совещательный орган при Президенте РК - Совет иностранных инвесторов. По данным статистики, уровень иностранных инвестиций не сокращается, сохраняется тенденция роста ПИИ в экономику Казахстана. Предложение о создании определенных условий для привлечения иностранных инвестиций в несырьевые сектора экономики, как, например, «оазисная» модель специализации, создание пилотных промышленных парков с учетом специфики развития регионов не новая, она широко используется в стране, все ныне действующие технопарки имеют определенную привязку к специфике развития регионов. К тому же, привлечение иностранных управляющих и проведение международного тендера для привлечения управляющих компаний промышленными парками нецелесообразно, так как промышленные парки функционируют как научно-исследовательские и производственные структуры по внедрению новых технологий и не являются серийными производителями продукции. Условия их деятельности ограничены финансовыми ресурсами, а иногда и заданными целями работы, что соответственно определено их функциями.

Необходимо отметить, что все перечисленные условия привлечения иностранных инвестиций, также как и планирование работы современных промышленных парков, а также предложения о проведении международных тендеров для привлечения управляющих компаний не новая инициатива, законодательство нашей страны позволяет, как создавать новые  организационные структуры по развитию бизнеса, так и привлекать, при необходимости, иностранные компании для управления бизнесом. Данный пункт рекомендаций не учитывает действующей законодательной основы привлечения иностранных инвестиций и иностранных управляющих компаний для работы в различных сферах экономики.

3. Проблема расширения емкости внутреннего рынка, как за счет индустриализации экономики, так и развития торгово-промышленного  центра Евразии, на наш взгляд актуальная проблема, но и в силу слабой  диверсификации как самой структуры производства конкурентоспособной продукции, так и отсутствия объектов инфраструктурного обеспечения для развития торгово-промышленного центра, остается вопросом далекой перспективы. Кроме того, увеличение внешнеторгового оборота страны, в том числе за счет транзита товаров на сегодня остается одной из нерешенных задач. Требуются определенные условия для обеспечения интеграционных и кооперационных связей с близлежащими соседями (странами Центральной Азии, России, Китая и др.) для того, чтобы можно было позиционировать себя как «хаб Евразии». Такая перспектива достижима только при условии решения глобальных проблем по выходу из мирового кризиса, гармонизации законодательных норм регулирования развития рынка финансов и услуг, а также рынка товаров и услуг. С точки зрения текущей ситуации кризисного периода развития и неопределенности посткризисного места и роли Казахстана рекомендация остается лишь в проекте. Активизировать участие страны в международной торговле через торговые союзы и усилить вовлеченность страны в глобальную систему распределения труда. Достичь этого предлагается через обеспечение доступа производителям Казахстана на рынки Китая, Индии и России, половина импорта которых приходится на ввоз высокотехнологичной продукции - машин и оборудования, металлических изделий, товаров из пластмасс и резины, продуктов химической отрасли и продовольствия. Пункт имеет декларативный характер, поскольку здесь не говорится, каким образом мы можем «усилить нашу вовлеченность в глобальную систему распределения труда», с какими товарами мы можем выйти на рынки вышеназванных стран.

4. Нельзя согласиться с предложением о «мягком» индикативном подходе к планированию и прогнозированию, особенно проектов имеющих значение для развития экономики государства, так как опыт прошедших лет показывает, что достижение результатов в конкретные сроки при этом не обеспечивается. В данном случае речь можно вести о достаточной обоснованности ТЭО проектов. Кроме того, переход на систему бюджетирования по конечному результату (БРК) и внедрение принципов корпоративного управления являются основой стимулирования ответственности исполнителей за эффективность принимаемых решений на проектном уровне и конечной результативности по ним. Текст изобилует терминами национальные, региональные и городские «мастер-планы», тогда как  в нашей законодательной практике нашей страны есть понятия  индиктивные планы и прогнозы. Основным документом для прогноза развития  страны, в том числе регионов и городов является Бюджетный кодекс Республики Казахстан и другие среднесрочные и краткосрочные планы развития.

5. Правительству предлагается сместить акцент с существующей инновационной политики коммерциализации национальных научных разработок и исследований на модернизацию существующих отраслей экономики и повышение технологического уровня предприятий за счет агрессивной политики трансферта самых передовых и современных технологий. В данном случае приводится пример, в частности, Японии. Однако, когда говорится о заимствовании Японией зарубежных передовых технологий, речь идет о том, что лишь немногие открытия принадлежат к числу находок самих японских инженеров и исследователей. Япония, оперативно усваивая и совершенствуя достижения зарубежной науки и техники в форме приобретения лицензий на использование зарубежных патентов, ноу-хау, создания смешанных компаний, участия в многонациональных исследовательских проектах и т.д., обеспечивает быструю перестройку производства для их коммерциализации. Эти два направления должны развиваться параллельно, поскольку прежде чем импортировать передовые технологии, мы должны знать, как и где их применять.

Предложение о разделении НИИ на две категории - на исследовательские с переподчинением МОН и технологические с подчинением МИТ вызывает вопрос, какие именно НИИ технологического назначения имеются в виду. Кроме того, такое разделение будет означать окончательный отрыв науки от практики. Следующее предложение по  созданию интегрированных университетских научно-образовательных комплексов представляется противоречащим первому предложению. Непонятна сама цель создания таких комплексов. Предложение о кардинальном увеличении финансирования казахстанской науки, бесспорно верное, но далеко не новое.

6. Проведение реформ в среднем и начальном профессиональном образовании с учетом потребностей индустриальной экономики. Эксперты понимают, что существует явный перекос между высшим и средним профессиональным образованием, создающий дефицит квалифицированных рабочих кадров на рынке. При этом предлагается изучать, использовать и тиражировать опыт  специализированных школ-лицеев, казахско-турецких лицеев, республиканских физико-математических школ, КИМЭП и КБТУ. Для подготовки квалифицированных рабочих кадров было бы целесообразнее развивать технические колледжи, колледжи на базе предприятий.

Необходимость обеспечения качественным образованием сельской молодежи бесспорна, но прежде чем говорить об обеспечении сельской молодежи беспроводным интернетом, новейшими компьютерными программами и т.д., следует ставить задачу об обеспечении доступа просто к интернету и средствам связи. Не понятна цель и методы обучения в «хабе образования» в Астане.

7. В нашей стране нет высокой концентрации промышленных структур, как нет и достаточных условий для развития сотен и тысяч МСБ. Эта проблема не нова, к тому же маркетинговая стратегия развития бизнеса и стратегия индустриализации страны только разрабатывается правительством. Проблема не только в специализации регионов, емкости рынков сбыта, но и в развития инновационного бизнеса, обеспеченного соответствующей инфраструктурой, что будет способствовать развитию конкурентоспособного предпринимательства в стране. Современный рынок Казахстана - это рынок импорта товаров, но нет своей отечественной продукции, способной заменить эти товары на внутреннем рынке. Рекомендация не нова, при этом какова цена поддержки средних предприятий по программе «Территория роста» и каково будущее таких предприятий остается вопросом, мультипликативный эффект требуется рассчитать с учетом условий жесткой конкуренции как на внутреннем рынке товаров и услуг, как внешнем. Эффективность государственной поддержки частной инициативы следует всегда рассчитывать, прежде чем  оказать поддержку частному бизнесу.

9. Создание института уполномоченного по развитию предпринимательства, как и СПК, - уже пройденный этап в реформе госуправления. Как показывает практика, эффективность функционирования предпринимательства в нашей стране находится в прямой зависимости от  условий, созданных для его развития (косвенное регулирование и невмешательство государства). Несмотря на то, что для эффективного ведения предпринимательства созданы различные организационные формы управления, в том числе  СПК, в действительности административные барьеры не устранены. Эволюционный путь развития МСБ, при наличии  четко определенной стратегии индустриального развития, а также гибкое законодательное регулирование - главное условие для становления МСБ.

10. Основными целевыми показателями эффективности выполнения программы надо сделать повышение производительности труда и доли промышленных товаров в структуре экспорта. Здесь хотелось бы отметить, что производительность труда не является основным показателем экономического роста.

Эксперты Инновационного комитета НДП «НурОтан» предлагают следующее видение трех этапов развития нашей страны до 2030 года.

На первом этапе «Эффективность без компромиссов» (первая пятилетка) основные усилия направить на повышение эффективности во всех сферах, в госуправлении, экономике, образовании, добившись двукратного увеличения производительности труда в сравнении с 2008 годом.

На втором этапе «Торговый мост Евразии» (вторая пятилетка), предстоит обеспечить доступ к международным рынкам сбыта и превратить страну в эффективного глобального торгового посредника. В течение этого этапа добиться увеличения производительности труда в три раза по отношению к 2008 году и доли промышленных товаров в структуре экспорта до 35%.

На третьем этапе «Евразийский торгово-промышленный хаб» предстоит воплощение главной идеи - превращение Казахстана в развитый евразийский торгово-промышленный центр - хаб. В течение него следует добиться пятикратного увеличения производительности в сравнении с 2008 годом, что будет соответствовать средней производительности ЕС в 2008 году, и повышения доли промышленных товаров в структуре экспорта до 60%.

Предлагаемое достижение доли промышленных товаров в структуре экспорта 35% и на втором этапе и 60% - на третьем также представляется необоснованным. Индикаторы роста должны устанавливаться на основе проведенного анализа, а не на желаемых результатах.

При постановке цели развития - создание хаба - использование слишком технического термина[1] будет не понятным населению. Технический прогресс и экономический рост должны быть лишь средством для достижения человеческого развития и повышения уровня жизни.

Безусловно, эффективность и грамотность любой программы выявляются в процессе ее претворения в жизнь. Но, оценивая новую концепцию, в целом можно констатировать, что она в значительной мере совпадает с уже существующими планами Правительства по модернизации экономики. Инвестиционная привлекательность, масштабный трансферт технологий, воспитание современных бизнес-кадров - все это есть и в Концепции развития страны до 2030 года.

Никаких нововведений данная стратегия не предлагает, в большей степени она носит декларативный характер, оставляет желать лучшего и её качественное содержание. Создаётся впечатление, что авторы не провели тщательного предварительного анализа существующей экономической ситуации в РК, основные тезисы не прописаны до конца, нет последовательности в изложении материала, весь текст изобилует неуместными заимствованными терминами  («оазисная модель», «хаб», «мастер-план»), что в свою очередь затрудняет чтение и понимание документа. На наш взгляд, данная стратегия не может позиционироваться как инновационная, она нуждается в тщательной доработке и обработке.

 

Центр мировой экономики


[1] Хаб - это многопортовый концентратор или репитер, который представляет собой узел кабельных систем в сетях с древовидной и звездообразной топологиями

 
« Пред.   След. »