Главная arrow Аналитика - Архив arrow Итоги саммита G20 в Питсбурге
Итоги саммита G20 в Питсбурге Печать E-mail
Автор Джангабаева К.А.   
13.11.2009 г.

 Image

Важнейшим событием сентября текущего года стал саммит  G20 в американском городе Питсбурге, с участием  лидеров  двадцати государств мира. Очередной саммит G20  был посвящен  объединению усилий  крупнейших экономик мира  в борьбе с мировым  кризисом   и обеспечению устойчивого развития  мировой экономики. Третий антикризисный саммит «двадцатки» завершился принятием  итогового заявления,   который содержит  стратегию  бескризисного развития   стран мира на основе соглашения об уверенном, устойчивом и сбалансированном росте экономик.  Лидеры стран договорились  о том, что теперь  G 20  обозначен как  главный форум  осуществления  международного экономического сотрудничества, своего рода «совет директоров» мировой экономики.  Для этого G20 учредила Совет по финансовой стабильности, этот орган призван разработать правила наднационального финансового регулирования и надзора, именно он теперь будет заниматься "координацией и мониторингом мер финансового регулирования". Основной задачей совета, согласно  документов саммита, является "координация на международном уровне работы национальных финансовых властей и устанавливающих стандарты международных организаций по созданию эффективной надзорной и регуляторной политики в мировом финансовом секторе". Важно, и то, что у СФС появится право проводить   "по мере необходимости" стресс-тесты.

 Несмотря на положительные итоги антикризисных мер в большинстве стран мира, необходимость  поддержки экономики  все еще  остается,  по мнению участников саммита, сворачивать антикризисные меры  регулирования  слишком рано. Лидеры стран  признают  необходимость принятия регулирующих  мер, направленных на дальнейшее укрепление экономического роста, прежде всего, координации действии в финансовом секторе. Важнейшей мерой  финансовой стабилизации и  обеспечения устойчивости роста является задача  укрепления  долгосрочного потенциала роста, выработка модели роста всех стран, обеспечение  прогресса     в  части структурных реформ на основе повышения частного спроса  и укрепления долгосрочного потенциала роста.

Задача не простая, учитывая  различия  в уровне  экономических возможностей и приоритетов   развития каждой страны.    Но, тем не менее, на пути  к бескризисному развитию согласованность действий  всех стран необходимый и  важный шаг  не только для развитых стран но и для развивающихся экономик. В этой связи, итоговый документ саммита ставит цель сотрудничества на основе Рамочного соглашения  об уверенном и устойчивом и сбалансированном росте. Итогом переговоров стало  и четкое понимание  участников саммита того, что без учета мнения развивающихся стран на сегодняшний день невозможно решить ни одной ключевой проблемы.    

Саммит призвал  министров финансов и глав Центробанков стран-участниц достичь международного соглашения по вопросам построения  высококачественного капитала и ослабления позиций   цикличности. Согласованные на международном уровне   правила по улучшению величины и качества банковского капитала будут вводиться постепенно и окончательно вступят в действие к концу 2012 года. Контрциклические меры, рост требований к высокорисковым  продуктам и забалансовым активам,  требования к капиталу по стандартам «Базеля-2» и требования по  ликвидности  призваны снизить чрезмерные риски  для банков  и повысить устойчивость финансовой системы. Питсбургский саммит поддержал  введение такого показателя, как соотношение уровня заемного капитала к собственному, в качестве дополнительного  инструмента в рамках соглашения «Базель-2» по оценке рисков.

СФС займется и регулированием рынка деривативов: согласно принятым в Питсбурге решениям, все стандартные контракты деривативов (OTC) должны торговаться на традиционных биржах или электронных площадках и проводиться через центральных агентов самое позднее к концу 2012 года. Контракты, проводимые не через центральных агентов, должны стать объектом для более высоких требований по достаточности и качеству капитала.  Темой обсуждения на саммите  стал и  вопрос об изменении системы бонусов и  других премиальных выплат в финансовом секторе. Констатировав факт, что крупные компенсации в финансовом секторе способствовали росту рисков, лидеры "двадцатки" полностью поддержали решение о привязке размеров бонусов к  проценту от чистой прибыли компаний. Питсбургский саммит также обсудил проблему борьбы с "налоговыми гаванями" . Страны G20 готовы применять меры воздействия к налоговым убежищам уже с марта 2010 года и поручили FATF опубликовать список высокорисковых юрисдикций к февралю 2010 года.  Однако, по данному вопросу  нет единого мнения,  поскольку нет единых  мировых налогов, что позволяет бизнесу регистрировать структуры в государствах с более  выгодным налоговым режимом.

 Лидеры G20 приняли решение о необходимости дальнейшего  финансового стимулирования экономики, так как преждевременный выход из антикризисной политики может спровоцировать очередной виток кризиса (инфляция, неоправданно высокий объем государственного долга, влияние на экономику соседних стран и мировую экономику в целом). Период выхода  из кризиса также требуют согласованности  действий стран. С целью обеспечения эффективности мер стимулирования экономики принято  решение о существенном изменении распределения квот в МВФ и Всемирном банке. Так,  на саммите принято обязательство перераспределить квоты  МВФ в пользу динамически формирующихся рынков и развивающихся стран, передав не менее 5% от представленных стран к недопредставленным странам, используя в качестве стартовой основы текущего расчета квот. По мнению  главы МВФ Доминика Стросс-Кана  « реформирование (финансовой) модели - это поворотный момент, который приведет к усилению легитимности и эффективности МВФ". В итоговом документе говорится о существенном расширении права голоса в размере не менее  3% для развивающихся стран и стран с переходной экономикой во Всемирном банке. Реформированный  Всемирный банк  должен реагировать на  проблемы, требующие глобальных совместных действий, создать целевой фонд  в поддержку новой инициативы в области продовольственной безопасности для стран с низким уровнем  уровнем  доходности, который был анонсирован  летом 2009 года. По мнению  участников саммита  достигнуты определенные положительные результаты по обсуждаемым проблемам,  если даже не ответили на  большинство ожиданий.

Казахстанская экономика в значительной мере интегрирована в мировую экономику,  в связи с чем  решения принятые на саммите  G20 в не меньшей степени относятся  и  к нашей  банковской и финансовой системе.  Как известно, несмотря на поддержку государства текущая обстановка в сфере банковской деятельности  и меры банковского надзора  и регулирования  все еще остаются  неэффективными. По данным АФН за прошедший 2008 год и  прошедший период 2009 года наблюдается значительное ухудшение качества банковских активов, увеличивается доля  сомнительных активов ( на 01.08.2009 года составила 44,4%, безнадежных  активов  -25,0% , против 4,4% на 01.01.2009г., увеличивается доля займов полученных от международных организаций (33,7% на 01.08.2009г. против 1,9% на 01.01.2009г.), наблюдается значительное уменьшение количества межбанковких вкладов ( - 82,2%). В банковской сфере сохраняются высокие процентные  ставки  по кредитованию, сохраняется  значительное снижение  активности в сфере строительства  и  ипотечного кредитования. В целом , несмотря на принятые меры антикризисной поддержки экономики страны,   финансовый сектор нуждается в кардинальной структурной перестройке и  усилении роли регулятора (АФН).  По данным Агентства РК по статистике внешнеторговый оборот Казахстана (данные Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, без учета неорганизованной торговли) по сравнению с январем-июлем 2008г. уменьшился на 42,0%, в том числе экспорт - на 50,0%, импорт - на 25,9% меньше. Снижаются объемы производства промышленной продукции и услуг по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. По данным  мониторинга Национального банка Республики Казахстан  в республике  жесткая кредитная политика банков сохраняется в связи с  высокими общеэкономическими, отраслевыми и индивидуальными рисками заемщиков, в свою очередь данный фактор является  причиной  снижения емкости внутреннего кредитного рынка. Банками отмечается и фактор роста кредитного риска среди заемщиков. Наблюдается  увеличение количества реструктуризируемых займов и случаев взыскания залогового имущества, при этом стоимость залога падает.

Таким образом, экономика Казахстана продолжает испытывать влияние факторов внешнего риска, при этом внутренние риски  также не снижаются. Рекомендации и выводы саммита G20 в равной мере применимы  ко всем странам. Системность кризиса экономик мира, следовательно и  адекватность реагирования на последствия кризиса   являются основой  восстановления  экономического роста  любого  государства.

Джангабаева К.А., ведущий эксперт Центра международных исследований

 

Библиография.

 
« Пред.   След. »