Главная arrow Аналитика - Архив arrow Проблемы переработки и сбыта продукции нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане
Проблемы переработки и сбыта продукции нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане Печать E-mail
Автор Джангабаева К.А.   
23.11.2009 г.

Image

В сентябре и октябре текущего года на  рынке топлива в Казахстане   наблюдается  повсеместный дефицит   бензина, особенно высокооктанового , марки  АИ - 92-93, АИ 92-96, цены на которые повысились в среднем на  50%.Аналогичная ситуация на  рынке ГСМ возникает в Казахстане уже не первый год, как правило,  ответные меры правительства ограничиваются подписанием меморандумов с поставщиками ГСМ на внутренний рынок об очередном   договоре по поставке  и снижении цен  на продукцию. И, как показывает практика, ситуация на  рынке топлива  в Казахстане практически не контролируется правительством. Как оказалось, на текущий момент  явных признаков  монополизации  нет ,но существует высокая  рыночная концентрация , или олигополия,  связанная с тем, что  три вертикально-интегрированные группы - ТД КМГ, «Гелиос» и  Sinoil являются доминантами на рынке ГСМ и осуществляют  одновременно добычу сырья, являются давальцами сырья на переработку, владельцами продукции переработки, оптовыми компаниями, крупными операторами АЗС, аффилированными лицами и  доминантами  на оптовом рынке ГСМ. Высокая концентрация на оптовом рынке позволяет компаниям  максимизировать прибыль, без  препятствия со стороны правительства.   В этом случае используются  возможности сговора и заинтересованности каждого продавца на рынке ГСМ в максимизации собственной прибыли.   Кроме того, существует теоретическая и практическая  выгода от олигополии, которая позволяет  отдельным компаниям осуществлять действия по слиянию и поглощению  конкурирующих компаний. Кроме того, как  показывает ситуация  с дестабилизацией поставок продукции нефтеперерабатывающих отраслей на внутренний рынок, происходит процесс раздела рынка путем согласования  объемов продаж каждой из компаний, или так называемый картельный  принцип продажи продукции. Данное мнение высказывается аналитиками самих компаний, участниками рынка ГСМ. [1]

 Кроме того, ситуацию с дефицитом бензина на внутреннем рынке потребления , можно  связать и со сложившейся практикой  посреднической деятельности, большинство которых  являются частными субъектами и действуют на рынке без всякой связи с доминирующими компаниями ,  а по договоренности с АЗС,  то есть являются мелкими игроками, которым крупные игроки намеренно не продают ГСМ, или продают по завышенным ценам. Тем самым, на  рынке нефтепродуктов образовался  определенный дефицит  продукции предприятий нефтеперерабатывающих отраслей, особенно высокооктанового бензина, что влечет за собой одновременно и рост цен.  Абсолютная  не подконтрольность  и возможность извлечения максимальной прибыли превратили эту сферу  услуг в один из самых выгодных сфер и для  теневого капитала.  Специалисты отмечают, что  несовершенство законодательной базы  регулирования  производства и поставок  продукции  нефтепереработки на рынок топлива не позволяет принять системные  меры  по защите рынка, обеспечению безопасности  и  оптимальной сбалансированности  рынка ГСМ.

Несмотря на то, что Казахстан является одним из крупных  производителей и поставщиков нефти на  мировой рынок, внутренний рынок  производства  и потребления нефтепродуктов  не развивается,  отсутствует здоровая рыночная конкуренция, что в конечном счете  негативно влияет не только на потребительский спрос, но и на само качество жизни населения. Это загрязнение атмосферы мегаполисов, заболевания, и материальные издержки из-за использования низкокачественной продукции переработки нефти, тогда как весь мир переходит на высокие стандарты производства  ЕВРО-3,4,5,6.      

И это несмотря на то, что АО НК «КазМунайГаз» активно участвует в реализации Программы развития нефтехимической промышленности на 2004-2010 годы и в ближайшие годы наша республика, обладающая уникальными ресурсами углеводородного сырья, намерена создать современные технологически увязанные нефтехимические производства, позволяющие обеспечить потребность различных отраслей экономики и реализовать свой потенциал конкурентоспособного производителя нефтехимической продукции высокой товарной готовности. Для Казахстана наиболее экономически выгодным признано создание нефтехимических производств по выпуску полиэтилена, полипропилена, стирола и полистирола, этиленгликоля, бензола, метанола - то есть базовой нефтехимической продукции. В будущем планируется реализовать инвестиционные проекты по выпуску более широкого ассортимента нефтехимической продукции (синтетических каучуков, ароматических соединений, моторных масел и т.д.), в том числе на основе использования нефти и нефтешламов. Для привлечения инвестиций в строительство комплекса взаимосвязанных нефтехимических производств началось формирование Национального индустриального нефтехимического технопарка в Атырауской области с использованием преимуществ специальных экономических зон. До 2015 года в нефтехимический комплекс Казахстана необходимо привлечь 7 млрд. долларов США.Между Казахстаном и Россией есть стратегия энергетического сотрудничества в рамках ЕврАзЭс.

Но, к сожалению как в Казахстане так и России до сих пор можно сказать  не созданы цивилизованные рыночные отношении  на рынке   производства и реализации продукции нефтеперерабатывающих отраслей.  Внутренний рынок потребления практически остался на откупе у посреднических фирм, основная часть прибыли присваивается посредниками. Рынок сбыта продукции переработки практически не регулируется на законодательном уровне, государственном не  созданы необходимые условия для цивилизованной торговли нефтепродуктами и соответствующее инфраструктурное обеспечение по организации торгов (биржевая торговля), что  позволяет посредникам  напрямую заключать договора с заводами, диктовать свои условия, образовалась  длинная цепь посреднических структур по перепродаже нефтепродуктов.. Такая ситуация  периодически приводит к тому, что внутренний рынок потребления продукции нефтеперерабатывающих отраслей  зачастую не поддается регулированию, к осени текущего года он практически парализован, образовался бензиновый бум, на заправочных станциях не хватает выскококачественного бензина марки  АИ 92,АИ 93, АИ 96, АЗС реализуют бензин по талонам, введены лимиты по поставке высокооктанового бензина на заправки, а  юридические лица просто скупают талоны оптом. Правительство страны при этом выдвигает только один способ решения проблемы- рост цены на бензин, ссылаясь на разницу в стоимости бензина в России  и Казахстане почти на 40%. Отметим, что при отпускной цене бензина марки  80-  36 тенге,  на заправках продается по 70,тенге, отпускной  цене 92-го 50 тенге,  продажа по 96-99 тенге. , а в некоторых областях и выше 100тенге . На мелких заправках цены  в три дорога 75-105 тенге. Правительство не имеет полномочий по регулированию цен на внутреннем  рынке  бензиновых поставок. Сами производители и поставщики продукции, в частности, департамент внешнеторговых операций  Т Д КМГ, о причину роста дефицита на внутреннем рынке обосновывают лишь отсутствием технических возможностей  отечественных НПЗ удовлетворить потребности внутреннего рынка  высокооктановыми марками бензина и  импортом топлива с территории сопредельных государств. Однако, существует и другое мнение экспертов по поводу  дефицита топлива на внутреннем рынке. Это связанно с экспортной политикой государства, что позволяет быть выгодным  экспортировать сырь  и получать  высокие доходы  нефтепроизводителям при экспорте сырья  на внешние рынки,  вводом запретных мер по  вывозу нефтепродуктов с территории  России, из которой Казахстан завозит   большую часть потребляемого авиокеросина и высокооктанового бензина.  Кроме того,  влияет дороговизна   цен на   услуги казахстанских нефтепереработчиков и  отсутствие регулирующих и стимулирующих действий  государства по отношению к нефтеперерабатывающим заводам .   

   Но суть проблемы, конечно не  только в цене на ГСМ , как у нас так и в России, а в том, что  на рынке позволено диктовать условия посредникам, при этом нисколько не заботясь о технической, технологической стороне проблемы, более того о качестве жизни  народа вообще. Всем известно, что в нашей стране уровень переработки нефтепродуктов низкий, инвестиции в отрасль  практически не вкладываются, глубина переработки нефти в Казахстане не достигает 65%, низкий выход светлых продуктов, объем производства высокооктановых марок бензина не более 70% потребности внутреннего рынка. Хотя, например, в России, существует Киришский НПЗ с глубиной переработки более 80%.  Загруженность Казахстанских НПЗ за все годы независимости составляет не более двух третей мощностей.

Что качается технических сторон производства и переработки нефти и нефтепродукции, правительство страны  до сего  его времени  не приняло мер по реализации проектных решений.  Для этого необходимо приложить усилия: для модернизации трех НПЗ требуется  4 миллиарда долларов. Даже зарубежные эксперты  указываю на целесообразность вклада инвестиций в модернизацию нефтеперерабатываюшей отрасли Казахстана.

Но, к сожалению, в последнее время на  уровне правительства выдвигаются идей толлинговых операций, что на практике наших НПЗ показывает нецелесообразность и  низкую эффективность таких операций.  Возьмем, к примеру, Павлодарский НПЗ, который полностью (на 100%) работает на давальческом сырье из России ( западносибирская сырая нефть, поступающая по нефтепроводу Омск-Павлодар). При проектной мощности 6 млн. тонн в год,  загруженность мощностей  с  учетом поставки давальческого сырья из России не более 2/3. Чимкентский  НПЗ также  на 40% зависит от нефти из Росси. Использование давальческой схемы приводит к тому, что львиная доля прибыли  остается у посредников и  собственников углеводородного сырья, а собственно у перерабатывающих отраслей не остается средств на развитие. Аналогичная ситуации и на рынке производства нефтепродуктов и в России. В последнее время и в России существует тенденция вывоза сырой нефти на переработку по толлинговой схеме, например в Белоруссию. При этом правоохранительными органами России отмечено, что невозвращение  из-за границы  нефтепродуктов,  полученных из сырой нефти, вывезенной туда на переработку одна из распространенных преступлений в сфере экспорта продукции ТЭК.  

 Казахстанские производители нефти также приобретает доли на НПЗ за рубежом (контроль над двумя НПЗ в Румынии), видимо руководствуясь принципом, что затраты на  продаже нефтепродуктов на 60% эффективнее продажи сырой нефти,  к тому же появляется своя розничная сеть за рубежом. К чему такая экономика, которая не инвестирует в инновации и модернизацию собственных отраслей переработки нефти, невзирая на поручения Глав государств? Если говорить о качественной стороне то про необходимость внедрения стандартов ЕВРО-3,ЕВРО -4 ,ЕВРО-5, Евро-6  в стране, то в ближайшей перспективе обещано производить бензин соответствующий только ЕВРО-3. Уроки текущих  событий  не воспринимаются всерьез, ведь зависимость от  привозного сырья  и порождает бензиновый дефицит на внутреннем рынке потребления ГСМ. Сегодня 40% потребляемого авиокеросина и 30% высокооктанового бензина  мы завозим из России.  Мы говорим о едином таможенном союзе, создании условий для развития бизнеса, но при этом забываем  о том, что государство обязано заботиться о безопасности внутреннего рынка потребления, предлагая выгодные и удобные для посредников схемы толлиногвые операций, которые оборачиваются   потерей доходов для государственного бюджета, бесконтрольной деятельностью на этом поприще теневых структур, к тому же разрушаем собственный конкурентноспособный рынок, который мог бы уже эффективно  функционировать с самого начала  рыночных преобразований. Будущее конкурентноспособности  не в   использовании сиюминутных схем  наращивания капитала и обогащения, а в создании  и функционировании полноценной структуры и инфраструктуры   производственных комплексов нового поколения,  позволяющих  действительно быть конкурентноспособной страной.  Тотальный кризис экономик возник на фоне обесценивания  денежных ресурсов и  бесконтрольного роста производных инструментов, в основе которой нет истиной стоимости первоначального товара. В данном случае, ситуация похожая. В том смысле что  истинная цена товара не определяется величиной добавленной стоимости, что позволило бы обеспечить высокую котировку акций отечественных НПЗ на фондовых рынках, тем самым укрепляя отечественный бизнес. Использование элементарных способов  оборота  материальных и денежных средств, как видим, неперспективно, теряется не только доходность бизнеса, но и перспектива развития конкурентноспособного отечественно рынка нефтепродуктов.   Должен быть стимул  к качественному росту, соответственно и росту доходов по нему. Такой рост возможен только при  условии      гармонизации законодательных основ развития отраслевой экономики и методов  прямого и косвенного регулирования деятельности  производителей и потребителей продукции нефтепереработки.

 Приводятся примеры, как экономика США достигла результативности в сфере производства и потребления нефтепродуктов. Это  жесткий контроль и запрет со стороны государства, стимулирование  производителей со стороны государства к модернизации отраслей, что позволило обеспечить высокий уровень  выхода качественной продукции ( 95%, а выход бензина в три раза больше с  тонны сырой нефти, чем в Казахстане (140 литров бензина).

  Актуальность проблемы перерабатывающих отраслей  не новая для большинства государств, но с позиции  перспектив развития  высокодоходного отечественного рынка нефтепродукции  контроль и  регулирование на законодательном уровне  является обязательным условием для  экономики страны. 

 

Библиография.

1. «На рынке топлива в Казкахстане сложилась олигополия», Интернет-газета «Навигатор», от 27.10.2009 г.

2. Интервью директора ТД КМГ А.Жапарова, «КазТаг» от 27.10.2009 г.

3. «Цены на ГСМ надо... повысить!», ast, 12.10.2009.

4. «Китайский гамбит», ast, 13.10.2009.

5. «Битвы за бензин», А.Шалабаева,  «Эксперт Казахстан».

 

Джангабаева К.А. , вед.эксперт ЦМЭ


 


[1] «На рынке топлива в Казахстане сложилась олигополия» , Интернет-газета «Навигатор» от 27.10.2009г.

 
« Пред.   След. »