Главная arrow Аналитика - Архив arrow Официальный визит Ху Цзиньтао в Казахстан
Официальный визит Ху Цзиньтао в Казахстан Печать E-mail
Автор Мадиев Е.Х.   
14.12.2009 г.

Image

12-13 декабря Казахстан с официальным визитом посетил председатель КНР Ху Цзиньтао. Визит был приурочен к важному событию в энергетическом сотрудничестве между Китаем и странами региона, открытию газопроводу Туркменистан - Казахстан - Китай, который должен соединить эти страны в единую газовую энергоцепочку с потенциалом в 40 млрд.  куб газа в год.

Два лидера также присутствовали на торжественном открытии газопровода, на казахстанском участке, строительство которого было начато 9 июля 2008 года и закончено в рекордные сроки. Важность данного проекта для Казахстана определяется не только тем, что страна получает дополнительный маршрут транспортировки газа, но  и тем, что появляется техническая возможность газификации Южно-Казахстанскую, Жамбылскую и Алматинскую области.

Кроме этого визит китайского лидера прошел в канун Дня Независимости РК, что также придало встрече некую фоновую окраску и своевременность.

Однако на практическом уровне своевременность визита китайского лидера определялись иными факторами, на которых необходимо остановится более детально.

Конечно же, визит Ху Цзиньтао необходимо рассматривать в качестве последнего аккорда в уходящем году в китайской политике по расширению своего влияния в регионе. Китай, который, пользуясь глобальным финансовым кризисом, значительно активизировал свою инвестиционную политику в глобальном масштабе, центральное место в которой отдается скупке стратегических активов. На фоне нехватки ликвидности на мировых рынках, китайские компании скупают активы в компаниях, специализирующихся не только в сырьевом секторе, но и в высокотехнологическом. В Казахстане последней крупной покупкой Китая стали активы в «Мангистаумунайгаз». В результате этой сделки доля китайских компаний в добыче казахстанской нефти превысила 25%.

Также китайский лидер получил гарантии от Казахстана в поддержке синьцзянского вопроса, который этим летом вспыхнул с новой силой. «Мы поддерживаем усилия китайского правительства в борьбе против трех зол: экстремизма, терроризма и сепаратизма, в частности, по восстановлению общественного спокойствия», - сказал Н. Назарбаев. Понятно, что Казахстан является главным звеном в обеспечении стабильного пояса вокруг нестабильного СУАР, и подтверждение в поддержке КНР со стороны Казахстана в этом вопросе на таком высоком уровне должно стать важным сигналом для внутренних и внешних «врагов» Китая.   

Другим важным событием, определившим своевременность прибытия китайского лидера, являются процессы, связанные с консолидацией Таможенного Союза, который объединит экономики Казахстана, России и Беларусь. Создание подобного интеграционного блока, по всей видимости, стало тревожным звонком для КНР. Так как создание подобной структуры подразумевает объединения ее членов в рамках единого таможенного пространства в целях безтаможенной торговли между собой и коллективного препятствования импорту из третьих стран, и в особенности из Китая. Поэтому китайская региональная политика, где акцент делается на экономическое проникновение в Центральную Азию (за счет расширения торговли и потока капитала), может в перспективе столкнуться с определенными трудностями.

Безусловно, что активизация деятельности ЕврАзЭС в Центрально-Азиатском регионе может привести к ослаблению привлекательности ШОС в качестве основы регионального экономического сотрудничества, и, как следствие, к усилению влияния России, при параллельном ослаблении позиций КНР в Центральной Азии. В этой связи, по нашему мнению, китайская политика, ориентированная в основанном на насыщение рынка стран региона дешевыми китайскими товарами и скупку активов в энергетическом секторе, должна меняться и адаптироваться к новым реалиям. Конечно, мы понимаем, что в системе межгосударственных связях у каждого актора есть свои интересы и во внешней политике он руководствуется именно ими: Китаю, как стране с экспортно-ориентированной экономикой, выгодно скупать природные ресурсы у Казахстана, и взамен поставлять ему готовую продукцию. Именно это имеют в виду китайские эксперты, говоря о взаимодополняемости экономик Казахстана и Китая. Тем не менее, процессы, разворачивающиеся на данный момент в регионе и в Казахстане в частности, диктуют новые условия внешнеэкономической политике Поднебесной, без учета которых она окажется абсолютно вне конкуренции. Так на недавней встрече с инвесторами Нурсултан Назарбаев еще раз заявил, что Казахстан стремится к диверсификации своей экономики, и иностранные инвесторы, в том числе китайские должны с этим считаться.

По нашему мнению, на данный момент создалась качественно новая ситуация, и китайская внешнеэкономическая стратегия должна под них подстраиваться.

В последние годы Китай сделал огромный рывок в приобретении нефтегазовых активов в Казахстане. Данному факту способствовало не только финансовые возможности китайских компаний, но и желание правительства Казахстана диверсифицировать иностранное присутствие в нефтегазовом секторе РК, а также маршруты доставки энергоресурсов на мировые рынки. Однако китайские компании начали агрессивно скупать активы в Казахстане, и за относительно короткий период их доля в нефтедобыче  в РК превысила 25%. Все эти процессы спровоцировали общественный резонанс, и в отечественных СМИ все чаще начали говорить о китайской экспансии. Для Китая, который был изначально в проигрышной ситуации, из-за распространенных в регионе антикитайских настроений, сегодня необходимо считаться с общественным настроением в Казахстане, так как каждая сделка не только в энергетическом, но в сырьевом секторе в целом вызывает бурную реакцию со стороны общественности.  То есть Китай, уже давно перешел тот лимит, когда он рассматривался в качестве фактора диверсификации, и уже многие воспринимают расширение активов Китая в качестве экономической экспансии.   

И если со стороны китайского руководства не будет решительных действий по наполнению казахстанско-китайских отношений более качественным содержанием, то это может привести к тому, что Казахстан продолжит замыкать свои внешнеэкономические отношения в сторону ЕврАзЭС.

Как это не звучит банально, но пришло время выводит двухсторонние отношения на новый уровень, на уровень взаимной выгоды для обеих сторон.  

В ходе переговоров с Президентом Нурсултаном Назарбаевым Председатель КНР выдвинул пять предложений по дальнейшему развитию двусторонних отношений, в числе которых было инициатива по продвижению сотрудничества в несырьевом секторе. Кроме этого, китайский лидер заявил о том, что Китай готов предоставить 3,5 млрд. долларов на создание совместных казахстанско-китайских предприятий несырьевого сектора. Являются ли данные инициативы отражением того факта что в Пекине пришли к пониманию того, что для придания нового импульса в развитии отношений Китая с Казахстаном, необходим отход от схемы «сырье в обмен на готовую продукцию» в двухсторонних отношениях покажет время. Тем не менее, не вызывает сомнений то что если Китай продолжит строить отношения с Казахстаном по принципу «сырье в обмен на товары», то отношения двух стран навряд ли будут иметь перспективы развития.

 

Мадиев Е.Х., эксперт Центра по изучению Китая ИМЭП

 
« Пред.   След. »