Главная arrow Внешняя политика - Архив arrow Казахстан во главе ОБСЕ
Казахстан во главе ОБСЕ Печать E-mail
15.12.2009 г.

Казахстан уже давно не только не является терра инкогнита для европейцев, но и играет все более важную роль в европейской политике, вызывая неподдельный и повышенный интерес в политических, экономических кругах и у общественности Старого Света. В канун праздника независимости страны и в преддверии председательства в ОБСЕ одно из ведущих европейских изданий - «Нью Юроп» опубликовало интервью с государственным секретарем - министром иностранных дел Республики Казахстан Канатом САУДАБАЕВЫМ.

Пост сдал - пост принял. Из Афин в Астану. Премьер-министр - министр иностранных дел Греции Георгиу Папандреу передал председательство в ОБСЕ государственному секретарю - министру иностранных дел РК Канату Саудабаеву

- Какие приоритеты вы определяете для себя в ходе председательства в ОБСЕ в следующем году?

- Мы отчетливо видим основные вызовы и возможности в зоне ответственности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). За последние десять лет Европа и весь мир были потрясены целой серией международных событий: террористические атаки 11 сентября, война в Афганистане, глобальный экономический кризис, вспыхивают новые локальные конфликты, отмечается обострение этнической напряженности в некоторых странах Европы. В то же время недавняя динамика в отношениях между крупнейшими международными игроками создает предпосылки для лучшего понимания и более продуктивного диалога.

В качестве председателя Казахстан будет непоколебимо привержен основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ. Мы будем стремиться к укреплению доверия и взаимопонимания между странами к западу и к востоку от Вены, а также обеспечить баланс всех трех «корзин» Организации. Мы будем основываться на результатах работы ОБСЕ в ходе председательства наших предшественников. Мы хотим привнести свой вклад в укрепление мира и безопасности, повышение доверия в рамках ОБСЕ, растянувшейся от Ванкувера до Владивостока.

Наши приоритеты будут включать такие вопросы, как укрепление европейской архитектуры безопасности; развитие транзитно-транспортного потенциала; стабилизация регионального партнера ОБСЕ - Афганистана, а также продвижение толерантности и мирного сосуществования в различных обществах, что является весьма своевременным вопросом для Европы.

Мы особенно рады, что министры иностранных дел ОБСЕ согласились провести конференцию высокого уровня по вопросам толерантности и недискриминации в Астане в июне следующего года.

Казахстан будет стремиться использовать весь свой потенциал для поддержки существующих переговорных рамок по урегулированию «затяжных» конфликтов в Приднест­ровье, Нагорном Карабахе, Южной Осетии и Абхазии. Мы хорошо знаем историю конфликтов, хорошо знаем основных действующих лиц, и наш Президент Нурсултан Назарбаев пользуется большим уважением среди них. Все это дает нам надежду на то, что определенный прогресс может быть достигнут.

- Почему Афганистан является приоритетом для Казахстана и что, по вашему мнению, ОБСЕ должна сделать для стабилизации ситуации в этой стране?

- Вот уже несколько лет Афганистан вызывает серьезные опасения у международного сообщества. Хотя эта страна не входит в ОБСЕ и лежит за пределами ее географической зоны ответственности, очевидно, что ситуация в данной стране прямым образом влияет на безопасность в Центральной Азии, Европе и за ее пределами. Сегодня в общей сложности более сорока стран из 56 государств - членов Организации вовлечены в данный конфликт в том или ином виде.

При этом любые разговоры о стабилизации нашего региона или европейской безопасности будут прежде­временными до тех пор, пока ситуация в Афганистане не стабилизируется. Сегодня угроза терроризма и незаконного оборота наркотиков продолжает исходить из этой пострадавшей в результате войны страны. Очевидно, что проблема Афганистана не может быть решена военным путем.

Таким образом, мы сосредоточены на гуманитарном аспекте конфликта и пытаемся помочь Афганистану вернуться к нормальному экономическому развитию. Мы должны продолжать оказывать помощь афганскому народу, чтобы научить его жить, процветать, строить и созидать, а не разрушать и убивать.

Мы предоставили гуманитарную помощь, обеспечили поставку пшеницы, а также оказали финансовую помощь для строительства дорог, школ и больниц. В рамках недавнего соглашения с Афганистаном выделили 50 млн. долларов для обучения тысячи молодых афганцев в колледжах и университетах Казахстана на инженеров, агрономов, врачей, медсестер, учителей и полицейских. Все это могло бы разрабатываться в рамках программы международного сотрудничества с другими членами ОБСЕ.

Мы приветствовали решение президента США Барака Обамы направить дополнительные войска в Афганистан, однако считаем, что существует гораздо большая необходимость в международных усилиях для обеспечения мирного развития в этой стране. Мы считаем, что ОБСЕ должна играть большую роль в гуманитарной сфере международных усилий.

- Участники Совета министров иностранных дел ОБСЕ, который прошел в Афинах в декабре текущего года, согласились рассмотреть идею Казахстана о проведении Саммита ОБСЕ в следующем году. Почему Казахстан выдвинул данную идею и что вы пытаетесь достичь путем продвижения такого мероприятия?

- Проведение саммита в год 35-летия Хельсинкского Заключительного акта и 65-й годовщины окончания Второй мировой войны придаст нашей Организации мощный импульс. Мы твердо верим, что сегодня, спустя десять лет после Стамбульского саммита ОБСЕ, настал момент, когда лидеры наших стран должны объединить свои усилия для того, чтобы ответить на современные вызовы и установить наи­более важные приоритеты в обеспечении безопасности и сотрудничества на пространстве ОБСЕ. Это именно то, что люди во всех странах - участницах Организации ожидают от нас.

Мы глубоко признательны всем государствам - участникам ОБСЕ за их принципиальную поддержку инициативы Президента Нурсултана Назарбаева о проведении cаммита в 2010 году, которая нашла отражение в документах, принятых в Афинах.

Наша цель состоит не в проведении саммита ради саммита. Вместо этого мы хотим вдохнуть «свежее дыхание» в процесс, который начался 35 лет назад. Теперь намерены работать вместе с нашими партнерами для воплощения этого видения в реальность. Казахстан твердо верит, что, только работая сообща и согласованно, мы сможем добиться высоких и благородных целей ОБСЕ - обеспечить безопасность и процветание для наших народов.

- Шестнадцатого декабря исполняется 18 лет независимости Республики Казахстан. Чего достигла ваша страна за эти годы и каковы ваши дальнейшие планы?

- Восемнадцать лет нашей независимости были быстротечны с точки зрения истории, но по глубине и масштабности экономических, социальных и политических преобразований стали для нас равны эпохе. 18 лет назад мы были одной из самых бедных республик бывшего Советского Союза, унаследовавшей множество нерешенных проблем. Наша экономика была основана на военно-промышленном комплексе, причем управление 93% всей экономики велось непосредственно из Москвы и для Москвы.

Ситуацию усугубляли две серьезнейшие экологические катастрофы. Полтора миллиона людей пострадали от радиоактивных осадков, выпавших вследствие произведенных на Семипалатинском ядерном полигоне 500 испытаний. В результате пострадала экосистема территории республики, сопоставимая с территорией современной Германии. Второй катастрофой, также явившейся следствием неумелого управления советской власти, стало быстротечное обмеление Аральского моря. Соль с бывшего морского дна разносится ветром по всей стране и доходит даже до Европы.

Мы были и остаемся одной из самых многонациональных республик бывшего Советского Cоюза: в республике представлены около 140 национальностей и 46 религий. В Казахстане проживают казахи, русские, корейцы, немцы из Поволжья и многие другие. Именно с этого начиналось становление Казахстана.

По нашему глубокому убеждению, самым большим достижением страны за годы независимости стало то, что нам удалось избежать этнических конфликтов. Вместо этого мы укрепили наше многонациональное государство, осуществив экономические преобразования, направленные на построение рыночной экономики. За 18 лет Казахстан изменился до неузнаваемости, превратившись из не лучшего осколка бывшего СССР в экономически развитое и динамично развивающееся демократическое государство, а также достойного партнера на мировой арене.

- Каковы взаимоотношения между Казахстаном и Европой, а также в целом позиция Казахстана в современном мире?

- Мы приближаемся все ближе и ближе к Европе с первых дней своей независимости, и, необходимо отметить, этот выбор был сделан осознанно. Не случайно по инициативе нашего Президента в нынешнем году мы начали осуществлять специальную программу реформ «Путь в Европу». Она была разработана для того, чтобы привести Казахстан ближе к европейским стандартам в экономической, законодательной, образовательной и социальной сферах.

Мы считаем, что желание в сближении и упрочении контактов является обоюдным. Европа стремится расширить свое сотрудничество с Казахстаном и Центральной Азией в целом по таким вопросам, как энергетическая безопасность, стабильность, демо­кратическое развитие, в том числе в рамках Стратегии Европейского сою­за в отношении Центральной Азии, принятой в 2007 году. Мы также заинтересованы в увеличении объемов европейских инвестиций и технологий, поступающих в Казахстан. Уже сегодня, говоря в целом, ЕС на протяжении последних пяти лет является одним из наиболее крупных торговых партнеров Казахстана.

Объем двустороннего торгового оборота в прошлом году составил более 26 млрд. евро, и есть надежда, что эта цифра будет расти и дальше. На сегодняшний день ведутся переговоры с Европейским союзом о новом соглашении о партнерстве и сотрудничестве, который после его принятия позволит вывести отношения на качественно новый уровень.

Хочу заметить, что Казахстан, имея более 5% территории в Европе размером примерно с Грецию, а также учитывая, что наша культура уходит корнями как в восточную, так и западную цивилизации, воспринимается многими и как Европа в Азии, и как Азия в Европе.

Со времени обретения нашей независимости мы проводим сбалансированную и достаточно прагматичную многовекторную политику, направленную на равноправное и выгодное сотрудничество со всеми партнерами. Решение, принятое Главой нашего государства вскоре после обретения независимости, об отказе от четвертого по величине в мире ядерного арсенала, а также закрытии Семипалатинского ядерного полигона, представило миру Казахстан как мирное государство. Этот добровольный шаг был положительно оценен ведущими государствами мира и международными институтами. Сегодня Казахстан имеет отношения стратегического партнерства со странами ЕС, США, Россией, Китаем и поддерживает тесные отношения с нашими соседями в Центральной Азии.

Мы считаем, что единогласное решение 56 государств - участников ОБСЕ об избрании Казахстана на пост председателя Организации в 2010 году является признанием Казахстана как уважаемого независимого государства и открывает перед нами прекрасную возможность внести свой вклад в укрепление безопасности и сотрудничества в Европе. От этого выиграют все.

 

«Нью Юроп», 14 декабря 2009 г.

http://www.kazpravda.kz/index.php?uin=1151645457

 
След. »