Главная arrow Аналитика - Архив arrow Аналитический обзор социально-экономического развития Республики Казахстан за январь-октябрь 2009 г
Аналитический обзор социально-экономического развития Республики Казахстан за январь-октябрь 2009 г Печать E-mail
Автор Ибраимова А.Н.   
15.12.2009 г.

В 2009 году Казахстан особенно  ощутил на себе негативное влияние глобального экономического кризиса. По результатам первого полугодия текущего года, в Казахстане наблюдалось значительное снижение темпов развития экономики Казахстана и замедление экономической активности страны.  

В данном обзоре приводится анализ социально-экономического развития  Казахстана по итогам 9 месяцев. При анализе были использованы статистические данные Агентства Республики Казахстан по статистике, Статкомитета СНГ, Национального банка РК, Министерства экономики  и бюджетного планирования и Министерства финансов РК.

1.     Развитие национальной экономики

По оперативным данным, объем валового внутреннего продукта в январе-октябре 2009г. составил в текущих ценах 11202,6 млрд. тенге. Снижение реального ВВП, по сравнению с аналогичным периодом 2008г., составило 2,2%. Эти результаты показывают, что реальный сезонно-сглаженный ВВП за третий квартал 2009г. снизился на -2,7% по отношению к третьему кварталу 2008г. и на -0.37% по сравнению с предыдущим кварталом текущего года. Таким образом, можно делать выводы о продолжении экономической рецессии в Казахстане в течение пяти последовательных кварталов, что означает самую длительную рецессию в Казахстане с 1995 года.[1]

Что касается структуры ВВП, то за январь- октябрь 2009 года производство товаров составило - 42,3%, производство услуг - 56,4%. Основную долю в производстве ВВП за девять месяцев занимает промышленность - 28,9%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям - 17,1%.

2. Реальный сектор экономики

В третьем квартале 2009 года продолжилось снижение спроса на готовую продукцию предприятий в целом по экономике. В то же время, отмечается рост показателей по сравнению с сентябрём текущего года в добывающей промышленности, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в услугах связи, он обусловлен динамикой спроса в данных отраслях.

Объем добычи нефти, включая газовый конденсат, составил 63 млн. тонн и увеличился на 7,8%, угля - 79,6 млн. тонн (снижение на 11,9%), газа природного - 29,1 млрд.куб.м. (рост на 8,9%).

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в январе-октябре 2009 года по отношению к январю-октябрю 2008 года снизилось на 4,5 %.

Услуги связи в январе-октябре 2009 года составили 362,3 млрд. тенге и возросли на 7,4%.

Также по итогам третьего квартала, в ряде отраслей экономики, таких как : промышленность, строительство, транспорт, розничный товарооборот происходит падение производственных показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года  и увеличение темпов роста по сравнению с предыдущим кварталом текущего года.

 Объем промышленного производства в январе-октябре 2009 года составил 7004 млрд. тенге, что на 0,2% меньше по сравнению с январем-октябрем 2008 года.

В горнодобывающей промышленности произведено продукции на 4202 млрд. тенге, что на 5,2% выше января-октября 2008 года.

В обрабатывающей промышленности произведено продукции на 2342,8 млрд. тенге, что на 7,8% меньше, чем в январе-октябре прошлого года.

Объем строительных работ в январе-октябре составил 1401 млрд. тенге, что на 6,4% ниже уровня января-октября 2008 года.

Общий объем грузоперевозок в январе-октябре 2009 года составил 1622,5 млн. тонн и по сравнению с январем-октябрем 2008 года снизился на 9,2%.

Розничный товарооборот в январе-октябре 2009 года составил 1828,7 млрд. тенге и снизился на 9,7%.

Растут инвестиции в основной капитал, увеличивается объем валовой продукции сельского хозяйства.

Объем инвестиций в основной капитал в январе-октябре 2009 года составил 3470,4 млрд. тенге, что на 1,7% выше, чем в январе-октябре 2008 года.

Объем валовой продукции сельского хозяйства в январе-октябре 2009 года составил 1386,9 млрд. тенге и по сравнению с январем-октябрем 2008 года увеличился на 9%.

3. Цены

Индекс потребительских цен в ноябре текущего года к декабрю 2008 года составил 105,6%, в январе-ноябре 2009 года по сравнению с январем-ноябрем 2008 года составил 107,4%.

Цены предприятий-производителей промышленной продукции в январе-ноябре 2009 года снизились по сравнению с январем-ноябрем 2008 года на 25,4%, но в ноябре 2009 года по сравнению с ноябрем 2008 года цены возросли на 28,7%.

Мировая цена на нефть марки Brent в январе-октябре 2009 года снизилась до 59,1 долл. США за баррель (в январе-октябре 2008 года - 107,7 долл. США за баррель).

В 2009 году по сравнению с 2008-м отмечается тенденция снижения цен на товары и услуги на потребительском рынке. По данным Агентства по статистике, уровень инфляции в октябре 2009-го к декабрю 2008 года составил 5,1%, что на 3,7 % ниже, чем за аналогичный период прошлого года (8,8%). Прирост цен на непродовольственные товары составил 7,4% (по сравнению с 6,5% за аналогичный период прошлого года), платные услуги - 6,7% (10,1%). Рост цен на продовольственные товары составил 2,4%, что на 7,1 процентных пункта ниже, чем за аналогичный период прошлого года (9,5%).

Снижению инфляции наряду с внутренними и внешними факторами способствовала реализация Правительством РК и Национальным банком комплексной антиинфляционной политики. На макроэкономическом уровне снижению инфляции способствуют: замедление роста экономики, сокращение спроса на потребительском рынке и доходов населения. Кроме того, на снижение уровня инфляции направлена денежно-кредитная политика Национального Банка РК. Учитывая  тот факт, что наибольший вклад в инфляцию вносит рост цен на продовольственные товары, Правительством принимаются меры по развитию добросовестной конкуренции, недопущению необоснованного роста цен и тарифов на услуги субъектов естественной монополии, созданию и развитию торговой инфраструктуры, насыщению рынка социально значимыми товарами.

По оценке Национального банка, уровень инфляции в 2009 году будет находиться в интервале 8-8,5%, что значительно ниже уровня прошлых лет.

4. Финансовая система

 На 1 ноября 2009 года Международные резервы страны, включая деньги Национального фонда (23,7 млрд. долл.) составили 44,5 млрд. долл. США и снизились на 5,9%.

По данным Национального Банка РК, кредитные вложения банков второго уровня в отрасли экономики, на 1 ноября 2009 года составили 7960,6 млрд. тенге, что на 9,3% больше, чем на 1 ноября 2008 года.

Объем депозитов в банковской системе на 1 ноября 2009 года составил 6490,1 млрд. тенге, что на 33,3% больше, чем на 1 ноября 2008 года, из них депозиты населения составили 1809,3 млрд. тенге и возросли на 24,3%.

Удельный вес долгосрочных кредитов составил 83,4%, кредитов в иностранной валюте - 51,6%.

В 3 кв. 2009г. заметно снизилось число предприятий, получивших кредит (до 18,1%). По-прежнему, большая часть выданных кредитов приходится на предприятия промышленности (7,3%), торговли   (5,2%) и строительства  (3%).

По оперативным данным Министерства финансов РК, доходы государственного бюджета на 1 ноября 2009 года составили 2890,1 млрд. тенге, затраты - 2977,6 млрд. тенге. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года доходы государственного бюджета увеличились на 1,5%, затраты - на 8,6%. Дефицит государственного бюджета составил 226,5 млрд. тенге (в аналогичном периоде прошлого года дефицит 167 млрд.тенге).

Налоговые поступления составили 1718,9 млрд. тенге, они снизились на 24,3%, неналоговые поступления - 80,6 млрд.тенге (прирост на 19,2%), поступления от продажи основного капитала - 29,0 млрд. тенге (снижение на 34,2%), поступления трансфертов - 1061,6 млрд. тенге (рост в 2,3 раза).

При этом план финансирования по платежам на отчетный период не выполнен на сумму - 142,6 млрд.тенге, в том числе: по объективным причинам - 34,1 млрд.тенге, по субъективным причинам - 108,5 млрд.тенге.
          Наибольшая сумма неисполнения приходится по следующим министерствам [2]:

 

 

Сумма, млрд. тг.

Министерство финансов

23,3

Министерство здравоохранения

17,4

Министерство индустрии и торговли

16,0

Министерство образования и науки

11,1

Министерство энергетики и минеральных ресурсов

10,5

Комитет национальной безопасности

9,8

Министерство туризма и спорта  

9,7

Управление делами Президента

9,6

Агентство РК по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства  

5,9

Министерство культуры и информации

4,2

Министерство сельского хозяйства

4,1

Министерство по чрезвычайным ситуациям  

3,9

Министерство труда и социальной защиты населения

2,9

Агентство по статистике

2,1

Министерство экономики и бюджетного планирования

1,7

Министерство обороны

1,5

Агентство по информатизации и связи  

1,3

Хозяйственное управление Парламента

1,1

Основными причинами неисполнения плана финансирования являются:

  • несостоявшиеся конкурсы по государственным закупкам из-за отсутствия конкурентной среды;
  • несвоевременное проведение конкурсных процедур из-за перенесения сроков их проведения, срыва поставщиком условий договора, несвоевременным предоставлением актов выполненных работ, счетов-фактур;
  • необоснованное планирование и невостребованность бюджетных средств, неправильное помесячное распределение годовых планов;
  • несвоевременное принятие нормативных правовых актов по реализации бюджетных программ и другие причины.

 

6. Внешняя торговля        

 Внешнеторговый оборот Казахстана в январе-октябре 2009 года, по данным таможенной статистики, составил 56,6 млрд. долл. США и по сравнению с январем-октябрем 2008 года снизился на 39,6%, в том числе: экспорт - 33,7 млрд. долл. США (снизился на 46%), импорт - 22,9 млрд. долл. США (снизился на 26,7%).

Опережающие темпы снижения экспорта по сравнению с импортом негативно отразились на сальдо внешнеторгового оборота. Профицит торгового баланса сложился несколько выше 8,8 млрд. против 28,8 млрд. долларов США в аналогичном периоде предыдущего года.
Почти двукратное падение стоимостных объемов экспорта было обусловлено в большей степени снижением мировых цен на основные товары казахстанского экспорта: нефть, металлы, пшеницу и в меньшей степени - снижением физического объема продаж.

В январе-октябре 2009 года экспортировано 55,1 млн. тонн нефти и газового конденсата, что на 9% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, в стоимостном выражении экспорт составил 20,1 млрд. долл. США и снизился на 47,5%.

Показатели внешней торговли Казахстана в третьем квартале несколько улучшились по сравнению с предыдущим. Однако в целом за 9 месяцев относительно аналогичного периода предыдущего года они сложились значительно ниже, что было обусловлено как снижением мировых цен на экспортируемые товары, так и сокращением физического объема экспорта и импорта товаров.

Необходимо констатировать тот факт, что повышение внешнеторгового оборота Казахстана по-прежнему связано лишь с сохранением благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках и дальнейшим наращиванием добычи углеводородов. Страна все больше становится зависимой от сырьевого сектора. Доля продаж энергоносителей превысила две трети всего экспорта.

7. Рынок труда и оплата труда

В октябре 2009 года в экономике республики было занято 7,9 млн. человек, что больше, чем в октябре 2008 года на 58,6 тыс. чел.

Число безработных в октябре 2009 года составило 539,9 тыс. человек, что на 13,6 тыс. человек меньше, чем в октябре 2008 года.

Реализация "дорожной карты" позволила не допустить роста безработицы. В III квартале текущего года ее уровень составил 6,4%, что на 0,2 % ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года (в октябре 2008 года - 6,6%).

В январе-октябре 2009 года среднедушевые денежные доходы населения составили 303,2 тысяч тенге и увеличились по сравнению с январем-сентябрем 2008 года на 11,4% в номинальном выражении, в реальном - на 3,3%.

Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам в январе-октябре 2009 года, составила 65,8 тысяч тенге и возросла по сравнению с январем-октябрем 2008 года на 10,6%. Реальная заработная плата за период увеличилась на 2,6%.

Стоит также отметить, что проводимая политика государства по налаживанию и развитию инфраструктурных объектов в период экономического кризиса дает возможность для сохранения занятости населения и поддержания платежеспособного спроса со стороны домашних хозяйств. Все производимые работы в регионах в основном осуществляются субъектами малого и среднего бизнеса, что выступает стимулирующим фактором для развития и сохранения устойчивого бизнес-климата.

 

 Заключение

 

1. На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что в целом, несмотря на продолжающийся мировой кризис, в экономике Казахстана, начиная с III квартала текущего года, наметились признаки умеренной стабилизации.

 Статистика макроэкономических показателей за 9 месяцев 2009 года показывает наличие определённых признаков оживления экономики. Несмотря на то, что ВВП продолжает снижаться, с начала III квартала текущего года наблюдается замедление темпов снижения ВВП. Уже сегодня  можно говорить о постепенном росте объемов розничного товарооборота, строительных работ, перевозки грузов. Растут инвестиции в основной капитал, увеличивается объем валовой продукции сельского хозяйства, также отмечается тенденция снижения цен на товары и услуги на потребительском рынке, по линии «дорожной карты» наблюдается снижение уровня безработицы, проводится профессиональная переподготовка кадров.

2. Однако процесс полного восстановления экономики будет зависеть, прежде всего, от изменения в позитивную сторону мирового спроса и цен на сырьевые товары: нефть и газ. Казахстан практически доминирует в качестве только экспортера сырьевых ресурсов на мировые рынки, при отсутствии товаров с высокой долей добавленной стоимостью.     

Экономика Казахстана все больше характеризуется возрастающим несоответствием между разработанными Правительством РК программами ее модернизации и усиливающимся гигантским перекосом в пользу сырьевых отраслей. Качественных перемен в структуре производства и экспорта товаров не наблюдается, зависимость страны от конъюнктуры мировых рынков не снижается.

 В этих условиях экономическая политика Казахстана должна быть скорректирована и направлена на расширение спроса через оказание государственной поддержки отраслям экономики, продукция которых ориентирована на внутренний рынок.

3. Для недопущения рецессии экономики Правительством РК должны приниматься меры по поддержанию экономической активности и спроса на внутреннем рынке. Эти меры помогут смягчить последствия низких цен на экспортируемые товары на мировых товарных рынках, дефицит ликвидности, снижения кредитования банками экономики и сокращения потребления товаров и услуг населением.

В частности, необходимо продолжить реализацию комплекса мероприятий в рамках антикризисного плана вместе  с оказанием финансовой поддержки банковскому, строительному и агропромышленному секторам, реализацией инвестиционных проектов, «дорожной карты».

4. В сложившихся условиях, многое зависит от действий Правительства и от целесообразности и эффективности принимаемых им программ.

В рамках реализации Стратегии индустриально-инновационного развития до 2015 года ведётся работа, направленная на создание системы регулирования и поддержки инвестиционных процессов в стране.
       Первым звеном построения такой системы  должна стать разрабатываемая Карта индустриализации Казахстана, с включением в нее схемы рационального размещения производственных мощностей.

Глава государства определил семь приоритетных направлений форсированной индустриализации страны: АПК и сельхозпереработка; развитие строительной индустрии и производство строительных материалов; нефтепереработка, инфраструктура нефтегазового сектора; развитие металлургии и производство готовых металлических продуктов; химическая и фармацевтическая промышленность; энергетика; развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

В рамках этих направлений Министерство экономики и бюджетного планирования на основе предложений государственных органов и акиматов проводит работу по формированию предварительного портфеля и оценке реализуемых и перспективных инвестиционных проектов. На основании данного портфеля и ресурсных и отраслевых балансов будет разработана Карта индустриализации Казахстана до 2020 года.

5.Для дальнейшего успешного социально-экономического развития Казахстана необходим полный контроль со стороны Правительства за ходом исполнения всех мер, принятых и принимаемых для посткризисного восстановления в рамках данной программы, а также  должен проводиться постоянный мониторинг и отчётность по исполнению мероприятий антикризисной программы и мероприятий в рамках «дорожной карты».

 

Список использованных источников:

1. Данные агентства Республики Казахстан по статистике, http://www.stat.kz/;

2. Данные статкомитета СНГ, http://www.cisstat.com/;

3. Данные Национального Банка РК, http://www.nationalbank.kz/;

4. Данные Министерства экономики и бюджетного планирования, http://www.minplan.kz/;

5. Данные Министерства финансов, http://www.minfin.kz/;

6. Данные Правительства РК, http://www.government.kz/;

7. Деловая неделя, http://www.dn.kz/.


 Ибраимова А.Н., эксперт Центра мировой экономики ИМЭП


[1] ВВП снижается пятый последовательный квартал. http://www.dn.kz/main/bank02.htm

 

[2] Данные Министерства финансов РК

 
« Пред.   След. »