Сага о свободе Печать E-mail
20.12.2009 г.

Стремление к свободе столь же характерно для человечества, как и стремление к счастью. С древнейших времен свобода, устремленность к раскрытию своих возможностей всегда были важнейшим стимулом человеческого существования. Быть свободным - не только цель. В свободном развитии человека в значительной степени заключен сам смысл человеческой жизни. Вот почему человек как личность в конечном счете оказывался сильнее любой тирании.

Склонность к мифам и к «волшебным» историческим превращениям очень живуча. Уже давно нет советской системы, из которой мы вышли, но мифологическое сознание не исчезло. Странно, но многие люди приняли «картинки» заграничного рыночного благополучия за жизнь в раю. Маятник качнулся в другую сторону. Жизнь в западных развитых странах стала казаться «заоблачной», беспроблемной. Как будто там все падает с неба. А то, что эти благоденствия приходят к людям только в результате долгого упорного труда или покупаются в кредит (который надо обязательно возвращать!), не принималось в расчет.

Опыт последних десятилетий и тот мировой кризис, который все еще далеко не закончился, показывают, что демократия и рынок требуют от людей собранности, ответственности, знаний и соблюдения законов. В сочетании свободы и строгой законности и заключен один из движущих моментов современного развития. Те ограничения, которые имеются в демократических странах, никак не идентичны ограничениям, присущим авторитарным обществам. В хорошем знании законов, в их добровольном соблюдении и социальной ответственности и кроется настоящая свобода.

Да, демократия и рынок необходимы, но не стоит полагать, что они разом и автоматически решат все проблемы. Не следует мифологизировать рынок и демократию, так как они - только инструменты для позитивного развития общества. При этом, избавляясь от мифологического сознания, следует понимать: человечество так и не придумало практических путей к созданию идеального общества. Да и возможно ли оно? Нужно ли оно? История человечества говорит, скорее, о том, что людям необходимо исходить из реальных возможностей, а не из фантазий.

Любое, даже самое развитое по нашим меркам общество имеет свои проблемы, и даже значительные, как, например, США, Великобритания, Франция и др. Это и нарушения прав человека, и коррупция, и социальные противоречия, и религиозные антагонизмы. Однако в целом эти общества стабильны и поступательно развиваются. Так происходит не только по экономическим причинам, но в том числе и потому, что в этих странах эффективно функционируют демократические институты, которые позволяют свободно обсуждать и решать возникающие проб­лемы. Ценность демократии именно в этом - не в абсолютном (раз и навсегда) разрешении противоречий, а в возможности свободного, широкого и постоянного социально-политического диалога.

И когда задается вопрос: что мы приобрели в результате распада СССР и создания независимого Казахстана, то следует подчеркнуть - свободу. В чем она выражается? Во-первых, мы приобрели правовую и экономическую свободу. Современный гражданин волен выбирать себе то направление жизни, ту отрасль деятельности, где он может реализовать себя, накопить средства, внести свой вклад в создание определенных ценностей. Если же вспомнить вчерашний день, то и круг профессий, и заработная плата строго ограничивались тем скупым перечнем, который предлагало государство.

Сейчас человек, при наличии способностей и стартовых условий, может начать собственное дело, пойти в ту или иную отрасль бизнеса, в строительство, в сферу образования. Частный сектор сегодня есть практически везде. Конечно, повсеместно имеются и огромные проблемы, есть большой риск провалиться, но это уже именно ответственность самого человека, следствие того, как он сам рассчитывает свои способности, силы, средства. Но главное в том, что человек уже имеет возможность самостоятельно выбирать себе дорогу в жизни.

С другой стороны, сегодня реально существует свобода выражения мнений. Человека уже невозможно заставить думать шаблонно, он свободен в обсуждении проблем, отсутствует цензура, которая всегда прежде пресекала свободу прессы. Разумеется, говоря о свободе, нельзя путать ее с вседозволенностью, с беспределом. Любое цивилизованное общество, чтобы гарантированно и стабильно существовать, ставит определенные моральные и правовые рамки, определяет правила, по которым оно будет развиваться.

В частности, для современного понимания свободы очень важны толерант­ность, политкорректность. Притом политкорректность и внутригосударст­венная (между самим государством и гражданским обществом), и внешняя (между страной и ее партнерами на международной арене). Особенно важна дружественность, элементарная корректность в отношениях между соседями, что верно как в повседневной человеческой жизни, так и в жизни государств.

Верно и то, что свобода не может быть безбрежной и беспринципной. Любое общество и государство, которое стремится к жизнеспособности и устойчивому развитию, должно эффективно запрещать пропаганду жестокости, терроризма, насилия, разврата, этнической, расовой и религиозной нетерпимости.

Сегодня, в конце первого десятилетия нового века, когда уже давно сгнил прежний «железный занавес», современный гражданин Казахстана волен ответственно выбирать место учебы и работы. Он может, оставаясь гражданином свой страны, жить и заниматься своим делом в том государстве, в той географической точке, к которой у него есть интерес и склонность. Функ­ционируют многочисленные программы, которые позволяют получить зарубежное образование. Для особо одаренной молодежи успешно действует программа «Болашак».

Принципиальные изменения прои­зошли в сфере гуманитарных наук. В прежние времена гуманитарная наука была, как хорошо известно, полностью зарегламентирована. Ученые были предельно ограничены в круге своей проблематики, даже в круге научной литературы, которую могли читать. То же самое касается и студентов, которые не имели возможности познакомиться непосредственно с мировым наследием гуманитарной мысли, с зарубежной прессой и литературой. Теперь же, в условиях интеллектуальной свободы, и ученый, и преподаватель, и студент могут читать и изучать те книги зарубежных авторов, о которых они раньше и не слышали.

Сегодня можно оперативно знакомиться с новинками иностранной литературы, и это раздвигает горизонты гуманитарного знания. Следует подчеркнуть, что интеллектуальная свобода, которая имеет совершенно особое значение для развития общества, в годы независимости в полной мере пришла в Казахстан.

Достигнуты ли уже все «пределы» свободы? Наверное, нет. Но позитивные результаты свободного развития в нашей республике очевидны. Конечно, поколение, воспитанное в советских традициях, нередко все еще ностальгирует по твердой руке, когда государст­во было нам и как отец, и как дед. Но те времена безвозвратно ушли. И уже выросло целое поколение, которое знает о прошлой системе только по рассказам старших. В новой ситуации, в ситуации независимости, государство, разумеется, никуда не исчезло. Оно осталось на своем высоком месте. Но при этом сегодня граждане получили ту экономическую, политическую и интеллектуальную свободу, которой не было и не могло быть раньше.

...Времена принципиально изменились. И мы должны, наконец, в полной мере познать силу и красоту свободного полета. Народ Казахстана этого достоин.

Два последних десятилетия отечественной истории - это, можно сказать, наша современная «Сага о свободе», страницы которой ежедневно пишутся каждым человеком, каждым гражданином. И первые страницы в этой исторической саге написаны в годы независимости.

Эта книга о свободе еще не завершена и вряд ли кто-то сможет полностью завершить ее. Ведь человеческую свободу невозможно измерить каким-то количественным показателем. Свобода - это динамичное состояние общества. Общества, которое не застыло, не находится в депрессии, а оптимистично устремлено вперед, к развитию, к диалогу.

Строго говоря, сага - это легенда. Но в отличие от легендарных сказаний прошлого, наша «Сага о свободе» уже не миф, а живая реальность. Реальность независимого Казахстана.

Буркитбай АЯГАН,

профессор истории

http://www.kazpravda.kz/index.php?uin=1152013916

 
« Пред.