Главная arrow Аналитика - Архив arrow Политические и торгово-экономические отношения Республики Казахстан с арабскими странами
Политические и торгово-экономические отношения Республики Казахстан с арабскими странами Печать E-mail
Автор Абилов О.А.   
13.01.2010 г.

Image 1. Развитие двусторонних отношений Республики Казахстан с арабскими государствами не может происходить одинаково в отношении всех - в силу различия в развитии экономик, социальной и политической сфер. Поэтому возникает необходимость выделения основных арабских государств, которые могли бы выступить в качестве опорных точек для Республики Казахстан в данном регионе. А потом посредством этих государств-проводников можно и нужно расширять экономическое взаимодействие с другими арабскими странами. Этими государствами являются - Египет, Иордания и Саудовская Аравия,

2. Отношения Республики Казахстан с группой стран - Египтом, Иорданией и Саудовской Аравией. Данный треугольник выступает в качестве некоего стабилизатора политических и экономических процессов в регионе. Имея совокупное население почти в 112 млн. чел., это трио приобретает серьезное политическое значение. В торгово-экономическом аспекте они занимают лидирующие позиции, благодаря географическому расположению и транспортно-логистической инфраструктуре:

1. через Суэцкий канал ежегодно проходит 3/4 груза из Азии в Европу;  

2. строительство  саудитами крупнейшего бизнес-центра на берегу Красного        моря со свободной экономической зоной (в которой по прогнозам специалистов инвестиционный климат будет не менее благоприятный, чем у его таких конкурентов, как Дубай и даже Сингапур);

3. иорданская зона свободной торговли - порт Акаб, где созданы максимум условий для иностранных инвестиций.      

2.1. Казахстану необходимо создать маршрутный план экспорта сырья и продукции металлургического комплекса в данный регион. Потребность в них будет постоянно увеличиваться из-за экономического и демографического роста. В то же время эти страны получат возможность реэкспортировать казахстанскую продукцию в третьи страны.

2.2. Динамика двусторонних отношений Казахстана и Арабской Республики Египет (АРЕ) в политической сфере уже на сегодняшний день имеет определенные очертания.  После первого официального визита в АРЕ президента Назарбаева в феврале 1993 года, определившего ряд направлений двустороннего сотрудничества, наиболее важным, в первую очередь для РК явилась поддержка Египтом инициативы президента Казахстана по созыву СВМДА. А, начиная с 2006 года, Египет принимает активное участие в заседаниях СВМДА, хотя египетская сторона еще не подписала Договор о Секретариате СВМДА и остается единственной страной среди участников, не ратифицировавшей данное соглашение.

2.3. Казахстану нужно  разработать конкретный план по привлечению египетской стороны к подписанию данного соглашения. Сделать это целесообразнее посредством предложения АРЕ нормализовать регулярно возникающие территориальные споры между Египтом и Суданом по поводу треугольника Халаиба.* 

2.4. Учитывая определенный политический вес и относительно ощутимое экономическое влияние АРЕ в регионе, Казахстану следует формировать c Египтом общую линию поведения в международных и региональных организациях, таких как ОИК, - для большей эффективности дипломатических предприятий. Одним из ключевых моментов в сотрудничестве официальной Астаны и Каира могло бы быть формирование единого подхода к палестино-израильскому конфликту. Египет имеет достаточный опыт по данному вопросу, и мог бы выступить в качестве консультанта для РК.

Опыт дипломатического взаимодействия между двумя государствами невелик, но имеет тенденции к росту. Во время первого официального визита главы государства Н. Назарбаева в АРЕ было подписано 5 соглашений, среди которых и Протокол о консультациях между МИД РК и МИД АРЕ. 31 января 2008 года в Астане состоялись политические консультации между данными двумя ведомствами. Стороны обсудили целый ряд направлений, а также взаимодействие двух государств в рамках международных организаций и форумов.

2.5. Одним из важных жестов двустороннего сотрудничества стало участие Верховного имама Аль-Азхара Шейха М. Тантауи и министра по делам религий М. Закзука на первом Съезде мировых и традиционных религий в Астане в 2003 году.

Религиозные вопросы всегда были и остаются актуальными в египетском обществе. Основная религиозная сила исламского направления в стране «Братья мусульмане» практически с самого начала своего существования подвергалось репрессиям со стороны правительства, что вынудило это движение радикализироваться и уйти в частичное подполье. Более того, оно воспитало Сайда Кутба - автора идеологической платформы не только Аль-Каиды, но и всего исламского экстремизма (Сайд также был духовным наставником Усамы бен-Ладена после вынужденной эмиграции из Египта в Саудовскую Аравию). /1/. Свои идеи Сайд изложил в книге «Изучение Корана», где обосновывает свою цель - уничтожение западной либеральной культуры и «неверных» мусульман.**

 

___________________________________________________________________

1. Terror and Liberalism/P. Berman, P.87-112. Straus and Giroux/NY 2006.

*Спорная приграничная территория между Египтом и Суданом продолжает вызывать вооруженные столкновения с 1958 года. Без участия третьей стороны разрешение данного спора практически нереализуемо.

          ** Под «неверными мусульманами»  подразумевалось руководство Египта и официальные власти практически всех арабских государств.

Пик репрессивных мер в отношении движения приходится на 50-е и 60-е годы, и именно в этот период прослеживается радикализация «Братьев мусульман». Основные причины:

а) нежелание руководства АРЕ понимать идеи и «тревоги» движения;

б) давление со стороны государства на сторонников и сочуствующих движению;

в) регулярные аресты членов движения и массовые репрессии.

Все это в совокупности спровоцировало радикализацию движения и экспорт экстремистской идеологии в соседние государства.

2.6.  Исходя из этого, Казахстану следовало бы в рамках Съезда мировых и традиционных религий предпринять попытку предложить представителям движения «Братья мусульмане» принять участие в данном процессе и изложить свою точку зрения по тем или иным вопросам. Тем самым им была бы дана возможность «быть услышанными» (после предварительных консультаций с представителями АРЕ). Учитывая тот факт, что одна из главных причин радикализации любого движения - это игнорирование и нежелание понимать их идеи, данное предприятие создало бы прецедент для диалога между представителями традиционных религий и их девиантных ответвлений. В данной ситуации РК выступает в качестве посредника - «трибуны» для обмена кардинально противоположными мнениями, но не более того. Поэтому рисков распространения экстремистских течений и их идей в нашей стране или ухудшения отношений Казахстана с другими государствами нет.

2.7. Взаимоотношения РК с Иорданским Хашимитским Королевством (ИХК) в политической сфере чаще всего будет проявляться в таких аспектах, как участие последнего в процессе СВМДА и формирование общей позиции в палестино-израильском противостоянии. Иордания проявила интерес в участии в данном процессе и готова стать ее членом с 2010 года. Учитывая ощутимое присутствие палестинских беженцев в этой стране и их влияние на социально-политические процессы, Казахстан мог бы рассматривать Иорданию как дополнительный рычаг в мирных инициативах по  урегулированию конфликта между Палестиной и Израилем (в рамках СВМДА).

2.8. Потенциальная инициатива РК в предложении таким религиозно-политическим силам, как «Братья мусульмане», принять участие в Съезде мировых и традиционных религий могла бы найти поддержку у Иордании в силу близости позиций двух государств. Иордания всегда была сторонником диалога и компромисса в подобных ситуациях.

2.9. РК и Королевство Саудовская Аравия (КСА). В целом внешняя политика Королевства ориентирована на сохранение и развитие своей ключевой роли в регионе, среди исламских стран и государств-экспортеров нефти. Так сложилось исторически, что Саудовская Аравия существенным образом влияет на мировое ценообразование на нефть, и для Казахстана, в свою очередь, взаимосвязь с КСА в этом вопросе принесла бы определенные дивиденды как в политическом, так и в экономическом аспектах.

2.10. Саудовская Аравия является ключевым членом таких международных организаций как Организация исламская конференция и Лига арабских государств. Ее политическое влияние распространяется от стран Магриб до зоны ССАГПЗ. Усиление дипломатических и иных отношений с КСА означает расширение сферы интересов и возможностей для РК в регионе. 

2.11. Взаимоотношения между Республикой Казахстан и КСА в политической сфере, безусловно, могут иметь определенные риски для Казахстана. Саудовская Аравия была одним из государств, признавших режим талибов в Афганистане, а также являлась пристанищем для многих бывших боевиков, воевавших в Чечне против федералов. А вахаббизм - официальная религия-режим в этой стране.

Казахстану необходимо учитывать, что с увеличением добычи и транспортировки нефти из Каспийского моря и соответственно с уменьшением спроса на саудовскую нефть, будет расти давление на Королевство со стороны США в рамках борьбы против международного терроризма.

Другой момент в этом отношении - с точки зрения руководства КСА прикаспийский регион и, в частности, РК может составить конкуренцию  (разведанные углеводородные запасы Каспийского региона незначительно превышают резервы Персидского залива). В прогнозируемой перспективе западные государства будут отдавать все большее предпочтение каспийской нефти.

2.12. В целях установления влияния в регионе, Саудовская Аравия может прибегнуть к «классическим» способам реализации внешнеполитических интересов. Это:

- финансирование в гуманитарно-образовательной сфере - создание исламских образовательных центров и на их базе внедрение положительного образа Саудовской Аравии, распространение выгодной для КСА идеологии,  а также строительство мечетей и медресе.

- формирование и развитие происламских настроений преимущественно среди молодежи и маргинальных слоев общества на более широком уровне с дальнейшей радикализацией;

- и, в крайних случаях, активизация террористической деятельности посредством спонсирования экстремистских групп, набранных из числа заранее обученных в исламских центрах «боевиков».

Целью всех этих мер является общественно-политическая дестабилизация в регионе, распространение страха среди населения, чтобы оно воздействовало на власть и, конечно же, конечный результат - срыв поставок нефти из региона. Подобные методы уже имели место, когда некоторые лица из КСА открыто, спонсировали сепаратистские движения в Чеченской республике, а также оказывали идеологическую поддержку боевикам (ведь РФ - одна из крупнейших поставщиков углеводородного сырья на мировом рынке).  

2.13. Поэтому отношения между РК и КСА должны строиться с учетом этих фактов. Казахстанской стороне будет необходимо предпринимать превентивные меры по предотвращению исламизации маргинальных слоев общества. Спецслужбы должны проводить детальный мониторинг финансовых потоков из Саудовской Аравии.

Необходимо делать основной упор на торгово-экономические взаимоотношения. Хотя с определенной дистанцией через КСА можно наладить более взаимовыгодные отношения со странами ССАГПЗ.

 

3. Торгово-экономические отношения РК с данной группой стран и перспективы роста. Рост экономической взаимосвязи отстает от уровня развития политического сотрудничества в силу таких объективных причин, как:

а) географическая отдаленность региона;

б) отсутствие прямых транспортных сообщений;

в) высокие тарифы на доставку товаров транзитом через третьи страны.

 

3.1. Казахстанской стороне следовало бы создать комиссию для разработки детального плана по «транзитному соглашению» по транзитному отрезку на пути экспорта казахстанских товаров в арабские страны с государствами Азербайджан и Грузия, целью которого были бы:

снижение тарифов на транзит через их территорию;

-  создание необходимой инфраструктуры для транспортировки товаров;

-  формирование оптимальных цен для всех заинтересованных сторон на аренду земли под строительство казахстанских терминалов (по маршруту Актау - Баку - Батуми).

3.2. Торгово-экономические отношения РК с Египтом. Товарооборот между двумя государствами на 2008 год составил 253,8 млн. долл. США. (Экспорт - 239,6 млн. долл. США, импорт 14,1 млн. долл. США). /1/.

Для египетской стороны особый интерес представляет казахстанское зерно. Так во время визита вице-министра торговли и индустрии АРЕ М. Мансура в декабре 2006 года в РК были заключены контракты на закупку казахстанского зерна в объеме 120 тыс. тонн. В целом, за 2006 год в АРЕ поставлено 48,5 тыс. тонн, 2007 год - 329,6 тыс. и в 2008 г. - 747,8 тыс. тонн казахстанского зерна. В декабре 2007 г. В Астане между сторонами был подписан контракт на закупку казахстанского зерна в объеме 1 млн. тонн. Но контракт сорвался по следующим причинам:

- изменение мировых цен на зерно;

          - слаборазвитая транзитная система поставок зерна;

- недостаточная мощность зерновых терминалов.

 

___________________________________________________________________

1. Информация посольства Республики Казахстан в Арабской Республике Египет

3.3. В целях гарантирования стабильного снабжения казахстанским зерном и выполнения соответствующих контрактов, РК необходимо решить следующие задачи:

а) создание необходимого количества зернохранилищ на территории РК для большей реализации экспортного потенциала казахстанского зерна;

б)  при планировании мощностей казахстанских зерновых терминалов должен быть учтен тот максимальный объем, которого было бы достаточно для снабжения зерном не только АРЕ, но и сопредельные государства в данном регионе (соседние страны АРЕ также выражают заинтересованность в казахстанском зерне);

в) учитывая возрастающие потребности египетского населения в продовольствии, казахстанской стороне необходимо выработать стратегию развития этой отрасли. Например, государство посредством банков второго уровня могло бы выдавать беспроцентные кредиты казахстанским фермерам на долгосрочной основе и взять на себя все возможные риски. А также немаловажным фактором является подготовка агрономов и смежных с ними специалистов, для чего нужно увеличить количество государственных образовательных грантов именно для этих целей.

3.4. Развиваются двусторонние отношения в области фармацевтики. Египетские фармацевтические компании занимают довольно высокие места в мире. В январе 2008 года в Каире было подписано соглашение между казахстанским ТОО «Казмедсервис» и египетскими Life Care, Spectrum, Euromed, Eva-Farm и PHARCO о налаживании упаковочной линии в РК для египетских медицинских инструментов. Для АРЕ Казахстан представляет большой интерес в качестве большого рынка сбыта фармацевтической продукции. Создание совместных казахстанско-египетских предприятий на территории  РК значительно увеличило бы выгоду для обеих же сторон.   

3.5. Египетские предприниматели проявляют интерес к казахстанской сере, которая выделяется при переработке нефти и уже накопилась в огромном количестве, химическому сырью, подсолнечному маслу, мясу и другим видам сельхозпродукции. Для РК это - возможность диверсифицировать экспортный маршрут химического сырья (главным образом, фосфор и фосфаты), а также в связи с программой развития сельского хозяйства в Египте Казахстан мог бы предложить минеральные удобрения. Казахстанское ТОО «Казфосфат» - один из крупнейших производителей в СНГ этой продукции - могло бы стать потенциальным поставщиком в Египет.

3.6. В торгово-экономическом плане взаимоотношения РК с Иорданией имеют больший потенциал, чем в политическом аспекте. Товарооборот между двумя государствами в целом имеет тенденции к росту. За 2007 год это составило 35 млн. долл. США, а в 2008 году данный показатель увеличился до 73 млн. Но за 2009 год объем торговли был сокращен - отмечен на уровне 20,3 млн. долл. США. Это главным образом связано с приостановкой поставок зерна в этот период из-за повышения транзитных цен.

В целом в Иордании есть две отрасли экономики, которые представляют интерес для РК: это - фармацевтическая промышленность и сельское хозяйство.

3.7. В Казахстане сегодня работает ряд иорданских компаний, которые задействованы в производстве растительного масла, красок, в строительной отрасли и в сфере здравоохранения. Фармацевтическая индустрия Иордании так же, как и Египетская, занимает высокие позиции и входит в десятку  лучших в мире. Создание совместных фармацевтических предприятий могло бы диверсифицировать рынок лекарственных средств, и значительным образом повлиять на ценообразование в РК. Также, инвестируя непосредственно в эту отрасль на территории ХКИ, РК могла бы извлечь выгоду из уже налаженного рынка сбыта. Наличие порта Акаб, который к тому же является свободной экономической зоной, позволило бы получить дополнительные дивиденды в этой отрасли.

3.8. Иордания ежегодно потребляет около 1,5 миллиона тонн зерна, и РК до 2009 года была одним из основных поставщиков этой продукции. Обеим сторонам было бы выгоднее создать совместный производственный цикл на территории РК по переработке зерна в конечную продукцию - муку с дальнейшей транспортировкой в ХКИ. Это позволило бы сократить транзитные расходы.

3.9. Товарооборот между Казахстаном и Королевством Саудовская Аравия за 2008 год составил 68,52 млн. долл. США, из них экспорт - 65,87 млн. долл. США, импорт - 2,65 млн. долл. США.

КСА обладает колоссальным объемом разведанных запасов нефти - 260 млрд. бареллей, что составляет 24%  мировых разведанных резервов. Данная цифра все время растет, благодаря открытиям новых месторождений. А 90% доходной части бюджета КСА составляет экспорт нефти.

3.10. Обладая огромным количеством нефтедолларов, Саудовская Аравия могла бы создавать совместные предприятия с РК посредством Исламского банка развития в различных отраслях экономики Казахстана, преимущественно в сфере нефтедобычи, нефтехимии и сельского хозяйства. Заинтересованность КСА в совместной работе с казахстанским бизнесом проявляется в целом ряде направлений:

- сопредседатель казахстанско-саудовского Делового совета в КСА Абдурахман аз-Замил предложил создать совместную с Казахстаном транспортную компанию посредством ИБР;

- председатель Агентства КСА по инвестициям Амр Даббах подчеркнул, что частный бизнес Саудовской Аравии желает инвестировать значительные средства в сельскохозяйственное производство и переработку сельхозпродукции.

 

4. Культурно-гуманитарное сотрудничество между РК и АРЕ. Особое место в культурных взаимоотношениях между двумя государствами занимает тема наследия Султана Захера Бейбарса, правителя Египта и Сирии 13 века, который родился в казахской степи. В августе 2005 г. в Казахстане было снято несколько серий египетского сериала о жизни Султана Бейбарса. Одним из значимых событий в сохранении памятников культурно-исторического наследия казахского народа за рубежом стало подписание соглашения о реставрации мечети Султана Бейбарса в Каире. При общей стоимости данного проекта 13,5 млн. долл. США казахстанская сторона выделяет 4,5 млн. долл. США.

 

4.1. В целях восстановления некоторых исторических фактов из прошлого Казахстана возникает необходимость в организации поездок казахстанских ученых в египетские библиотеки и фонды редких рукописей - для сбора и изучения данных, где по сей день хранятся богатые источники мамлюкского периода, которые касаются этнокультурных связей мамлюков-кыпчаков с Дешт-и-Кипчаком.

4.2. Собранные исторические материалы могли бы быть использованы для формирования патриотических настроений у казахстанского населения и для обогащения казахстанской исторической науки.

4.3. Культурно-гуманитарные взаимоотношения РК с Иорданией ограничиваются взаимными проведениями Дней культур и не имеют определенных глубоких взаимосвязей и перспектив в данном отношении.

4.4. Что же касается РК и КСА, то взаимосвязь больше прослеживается в образовательной сфере. Саудовская Аравия по нарастающий финансирует религиозно-образовательные проекты в РК. В культурно-историческом плане у обеих стран отсутствует общая связь как, например, с Египтом.  

 

5. РК и группа стран - Кувейт, Бахрейн, Катар и ОАЭ. Двусторонние отношения РК со странами Персидского залива (кроме КСА и Омана) по большей части выражается и скорее всего, будет развиваться в экономическом направлении (прямые инвестиции в экономику РК). В политическом аспекте Казахстан мог бы заручиться поддержкой данной группы стран в вопросе палестино-израильского мирного урегулирования. В целом, эти государства положительно относятся к инициативе РК по созыву СВМДА. Казахстану следовало бы вести более активную работу в этом направлении, так как государства ССАГПЗ выражают заинтересованность в участии в этом процессе.         

5.1. Налаживание тесных политических отношений между РК и КСА значительным образом воздействовало бы и на взаимосвязь со странами ССАГПЗ в силу политического и экономического влияния КСА в регионе.

5.2. Для Казахстана двусторонняя связь с этими странами может выражаться в привлечении прямых инвестиций в финансовый сектор. Благодаря аккумуляции значительных средств за счет экспорта нефти, эти государства могли бы диверсифицировать инвестиционный рынок РК, так как они активно ищут новые рынки с благоприятным инвестиционным климатом.

5.3. Сотрудничество в области добычи и экспорта нефти. РК могла бы усилить присутствие данной группы стран в этой отрасли, так как эти  государства, во-первых, имеют огромный опыт в этой сфере. Во-вторых, обладают продвинутыми технологиями по разведке и добыче нефти. И, в третьих, ощутимое присутствие данных региональных нефтедобывающих компаний в РК могло бы трансформировать потенциальное конкурентное отношение этих стран к Казахстану  в партнерское.

5.4. Данное сотрудничество также могло бы стать значительным экономическим противовесом отрицательной внешней политике Саудовской Аравии (которое обсуждалось в подпунктах 2.11 и 2.12).

5.5. Для РК было бы полезным изучение опыта стран Персидского залива в создании свободных экономических зон (например, в Дубае крупнейший морской порт Джебель Аль), а также в налаживании эффективной портовой инфраструктуры. Подобный опыт был бы необходим Казахстану для формирования СЭЗ в районе порта Актау.

5.6. Еще одним направлением в сотрудничестве между государствами могли бы стать  сфера  транспорта, логистики и коммуникаций. В данный момент рассматривается возможность соединения железнодорожных и автомобильных сообщений из Казахстана в порты Ирана и далее в эту группу стран. Это позволило бы поставлять большое количество пшеницы и продукции сельского хозяйства в регион (хотя данный маршрут имеет определенные риски).

 

6. Взаимоотношения РК с государствами Сирия и Ливан. Эти страны не являются с политической точки зрения стабильными из-за военного положения в некоторых их регионах (в отношениях с Израилем).

 

6.1. На территории южного Ливана с лета 2006 года находятся миротворческие силы ООН, а активность политического движения Хезболла имеет тренд к росту и радикализации, что в свою очередь является показателем слабости и уязвимости руководства страны.

6.2. Взаимоотношения Ливана с соседними государствами Израиль и Сирия также подчеркивают нестабильное положение страны в этом регионе. Убийство премьер-министра Ливана Рафика Харири усугубило взаимосвязь с Сирией, что вызвало в стране острый подъем антисирийских настроений. Войны между Израилем и Хезболлой (1982г. и 2006г.) поставили под сомнение суверенитет Ливана и легитимность непосредственно института власти. (В обоих конфликтах Армия обороны Израиля вторгалась вглубь территории Ливана и атаковала некоторые районы столицы Бейрута).

6.3. Само государственное устройство Ливана не является гарантом стабильного функционирования власти, которое предполагает разделение власти между представителями разных конфессии.

6.4. Поэтому инвестирование в экономику Ливана, формирование торгово-экономических, а также политических отношении могут быть неприемлемы для РК.

6.5. Двусторонние взаимоотношения между РК и Сирией могут проявляться в различных отношениях, хотя и с определенным риском для первой. Сирия и РФ подписали соглашение о поставке российского оружия, применение которого прогнозируется в районе Голанских высот против ВС Израиля в средней или долгосрочной перспективе. Сирия также подозревается в поддержке международного терроризма - в финансировании движения Хамас в Палестине и Хезболла в Ливане, а также в поощрении сил иракского сопротивления. Казахстану следовало бы остерегаться тесных политических отношений с Сирией, но при этом, активно привлекая ее стать участником процесса СВМДА, в рамках которого можно было бы обсудить вопросы Голанских высот (что позволило бы предотвратить возможное вооруженное столкновение в средней перспективе), отношения Сирии с Ливаном и процесс нормализации палестино-израильского конфликта.

6.6. Сотрудничество в области освоения нефтегазовых месторождений. Казахстан мог бы участвовать в освоении новых месторождений в Сирии. А благодаря выходу в Средиземное море, экспорт углеводорода был бы эффективным и малозатратным.

6.7. Развитие двусторонних отношений в туристической отрасли имеет перспективы роста. Географическое расположение Сирии, теплый климат, а также объекты культурно-исторического значения в перспективе будут привлекать туристов с разных концов света. Плюс ко всему -слаборазвитая гостиничная инфраструктура представляет особый интерес для казахстанского бизнеса.  РК могла бы занять эту нишу в экономике Сирии.

6.8. Сирия заинтересована в импорте зерна из Казахстана, а также продукции химической промышленности и удобрений. РК необходимо разработать и наладить каналы поставок товаров (через Турцию) в Сирию для сокращения времени и расходов на транспортировку казахстанской продукции.*

6.9. Сотрудничество РК и Сирии в культурно-гуманитарной сфере имеет большой потенциал. В Дамаске похоронены величайшие представители казахской земли - Султан Бейбарс и Абу Наср аль-Фараби.

Казахстанская сторона выделила 4,6 млн. долл. США на строительство мавзолея аль-Фараби и на реставрацию мавзолея Султана Бейбарса. РК также могла бы популяризировать два казахстанско-сирийских объекта исторического значения и тем самым сделать их одними из самых посещаемых туристами мест в Сирии. Это позволило бы создать положительный исторический образ Казахстана в международном плане.        

7. Палестино-израильский конфликт и роль РК в нормализации этих отношений. Развитие двусторонних взаимоотношений РК с арабскими государствами не может протекать в полной мере без формирования определенной позиции РК в данном конфликте. И эта позиция должна быть направлена на урегулирование этого противостояния. Казахстан мог бы выступить посредником между сторонами в рамках процесса СВМДА.

____________________________________________________________________

*Потенциальное потепление трехсторонних отношений Армении с    Турцией и Азербайджаном, открыло бы границы между этими государствами. Казахстан мог бы транспортировать свою продукцию в Сирию, используя транзитную инфраструктуру этих стран.

 

7.1. Одним из наиболее близких к урегулированию конфликта процессов было Кэмп Дэвидское Соглашение (которое не было подписано) в сентябре 2000 г.  Согласно этому документу, палестинской стороне должны были вернуть 91% территории на Западном берегу (по израильским расчетам). Причем 10% из них были бы возвращены палестинцам позже, в период между 6 и 21 годами. Эти 10% составляла территория долины реки Иордан, а для Израиля контроль над водными ресурсами имеет стратегическое значение.

7.2. Предложение о возвращении этих 10%  названной территории в столь долгий срок было лишь одной из причин провала переговоров. Также здесь имели место разночтения в расчетах - в процентном соотношении между израильской и палестинской сторонами. Палестинцы представили несколько другой расчет с разницей в 5%, то есть, им, по сути, предложили не 91% , а 86%.

7.3. Палестинской стороне также не разрешалось иметь собственную армию. Премьер-министр Израиля на тот момент Эхуд Барак также внес предложение о передаче частичного суверенитета палестинцам в малой восточной части Иерусалима. Израиль собирался сохранить контроль над водными ресурсами, воздушным пространством и передвижением граждан Палестины между Западным берегом и сектором Газа. /1/.

7.4. Все это в совокупности привело к тому, что переговоры прошли неудачно. Также сюда следует отнести тот факт, что посредником выступили США. Это государство не только представляет, но и защищает интересы Израиля. Другие посредники (РФ, ЕС и ООН) обладают недостаточной сплоченностью или ангажированы интересами той или иной стороны

В связи с этим у Казахстана появляется возможность предложить сторонам свой план мирного урегулирования в рамках СВМДА:

1) Создать рабочую группу из числа представителей Израиля и Палестины, а также других заинтересованных сторон (по 25% от Израиля и ПНА, по 10% от ООН, ЕС, РФ, США и РК), которая точно определила бы в процентном соотношении территории Западного берега, что позволило бы сгладить расчетные разночтения между Израилем и ПНА.

2) 10% (долина реки Иордан), которые Израиль изъявил желание передать ПНА в течение определенного срока, должны в этот период находиться в кондоминиуме у двух сторон.

3) Создание соединенных частей вооруженных сил под совместным командованием Израиля и Палестины. С палестинской стороны в эти силы можно привлечь бывших бойцов боевого крыла Хамас «аль-Кассам», бригады мучеников аль-Аксы, исламского Джихада и т.д. Подобный процесс способствовал бы демилитаризации этих военизированных группировок и трансформаций в легальные политические силы в будущем независимом государстве Палестина. ________________________________________________________________________________

1. The Israel lobby and U.S. foreign policy/John J. Mearsheimer and Stephen M. Walt. -    1st ed. P.-103 - 105. Farrar, Straus and Giroux/New York, 2007

 

4) Передать восточную часть Иерусалима под суверенитет Палестины, но придать территории Храмовой горы и «Стены плача» нейтральный статус.

В целом для Израиля данные пункты могут быть вполне приемлемы, для большей эффективности РК могла бы предложить ему войти в казахстанские рынки, создавая совместные предприятия, преимущественно в производстве электроники. Израиль не реализует в полной мере свой экспортный потенциал в арабские страны, и Казахстан мог бы стать выгодным партнером в этой отрасли. Тем самым РК не рискует ухудшить взаимоотношения с арабскими государствами, Израиль сегодня признан практически всеми странами Ближнего Востока (за исключением Ирана), и страны ССАГПЗ и другие активно поддерживают любые инициативы, направленные на мирное разрешение данного конфликта.

 

Заключение

Для большей реализации взаимовыгодных отношений РК с арабскими странами, сторонам, в частности, Казахстану необходимо решить следующие задачи:

1) В связи с развитием двусторонних отношений РК с арабскими странами, роста радикальных идей в арабских обществах и активности террористических группировок, сторонам необходимо подписать соглашения о сотрудничестве и взаимообмене информацией между спецслужбами и органами правопорядка.

2) С повышением финансовых потоков из арабских государств, а также с повышением участия Исламского банка развития в казахстанской банковской системе, появляется необходимость в корректировке законодательства в этой сфере.

3) Создание альтернативных транзитных маршрутов из РК в арабские страны. Наряду с существующими транзитными путями (Актау-Баку-Батуми, Север-Юг Иран и РФ-Украина) РК могла бы рассмотреть еще один вариант - Азербайджан-Армения-Турция-Сирия. В последнее время стороны изъявляют желание пойти на компромисс в вопросе Нагорного Карабаха и в средней перспективе открыть границы. Для РК это было бы еще одной возможностью диверсифицировать существующие маршруты. 

4) Формирование единых таможенных тарифов среди транзитных государств (Иран, Азербайджан, Грузия, Турция, и возможно Армения в будущем) было бы актуальным и своевременным решением для значительного сокращения транзитных расходов.

 

 

Абилов О.А., эксперт ЦМИ

 

Библиография:

1. Информация (справка) посольства Республики Казахстан в Арабской Республике Египет.

2. The Israel Lobby and U.S. foreign policy/John J. Mearsheimer and Stephen M. Walt. - 1ed. P. 103-105. Farrar, Straus and Giroux/New York, 2007.

3. Terror and Liberalism/Paul Berman. P. 87-112. Straus and Giroux/New York, 2006.

4. Obama's War Over Terror. Peter Baker, The New York Times. 4.12.2009.

5. The Second World. Empires and Influence in the New Global Order/Parag Khanna. P. 67-145.

6. When Worlds Collide/Niall Ferguson, The Financial Times. 29.03.2008.

7. Energizing Peace/Saleem Ali and Parag Khanna. Foreign Policy. 05.11.2009.

8. Saudi King tries to Grow Modern Ideas in Desert/Thannassis Cambanis, The New York Times. 27.10.2007.

9. Saudi's Role in Iraq Frustrates U.S. Officials/Helene Cooper, The New York Times. 27.07.2007.

10. For Saudi Liberals, a Ripple of Hope in a Sea of Traditions/Robert F. Worth, The New York Times. 03.03.2009.

11. Syria Imposing Stronger Curbs on Opposition/Michael Slackman, The New York Times. 05.04.2006.

12. Jordan's King Remakes His Government/ Michael Slackman, The New York Times. 23.12.2009.

13. Stocks stabilize following last week's Dubai debacle/Frank Ahrens, The Washington Post. 30.11.2009.

14. Отношения Казахстана с ОАЭ (справка)/МИД Республики Казахстан, http://www.mts.gov.kz/

 

 

 

      

 

 

 
« Пред.   След. »