Главная arrow Аналитика - Архив arrow Казахстан и Организация исламская конференция
Казахстан и Организация исламская конференция Печать E-mail
Автор Абилов О.А.   
13.01.2010 г.

Image 1. Перспективы сотрудничества Республики Казахстан с ОИК, а также многосторонние взаимоотношения с арабскими государствами в рамках этой организаций, по большей части представляет торгово-экономическую и культурно-гуманитарную целесообразность. Тесное политическое сотрудничество также имеет потенциал, но с определенными издержками, причинами которого выступают ряд таких немалозначимых факторов как:

a) противоположность национальных интересов стран-членов ОИК;

б) разные уровни социально-экономического развития;

в) экономические санкции в отношении некоторых стран-участниц конференций;

г) стремление определенных государств ОИК к доминированию в рамках этой организаций;

д) разнообразность политических режимов и государственных устройств;

ж) обобщенность и размытость принимаемых Конференцией глав государств, монархов и правительств политических решений (которая созывается раз в три года).

2. Недостаточная эффективность деятельности и чрезмерная формальность структуры ОИК не позволяет ей в полной мере реализовать свой политический и экономический потенциалы. Организация не реагирует оперативно на происходящие в мире изменения. Возникает необходимость формирования новой функций Генерального Секретариата ОИК, основная задача, которой  будет заключаться в координации действии стран-членов в чрезвычайных ситуациях.

2.1. Также необходимо учитывать бюрократический характер главных органов ОИК. Конференция глав государств, которая является главным форумом, выносит решения по тем или иным вопросам, в обобщенной форме, без конкретных мер. И, как правило, никаких действий не предпринимаются. Это связано с тем, что руководства стран-участников преследуют собственные интересы, и, в определенной степени это проявляется в амбициях к лидерству в ОИК (между Саудовской Аравией и Ираном).

3. Государства-члены Конференций, социумы которых находятся за чертой бедности, не раз обращались за помощью к таким более успешным странам, как КСА, но часто их запросы оставались не удовлетворенными. Экономически благополучные страны Персидского залива, проявляют прагматичный подход в подобных ситуациях, предпочитая выделять средства и вкладывать инвестиции в экономики тех государств, которые могут представлять практический интерес.

3.1. Таким образом, в рамках ОИК формируется своего рода круг стран, относящихся к первой группе индустриально развитых и обладающих колоссальными запасами углеводорода наций, такие как, Турция, КСА, ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн и т.д. Ко второй группе АРЕ, Иордания, РК, КР, Азербайджан, Марокко и т.д. Третья группа это страны, относящиеся к числу отсталых и нестабильных государств, такие как Афганистан, Судан, Уганда, Сомали, Мавритания и т.д. Следует отметить, что страны-члены ОИК принадлежащие к первой и второй группам обладают основными рычагами воздействия на принятия решении в целом ряде вопросов Конференций. Используя свое положение в ОИК, Казахстан мог бы вынести на обсуждение ряд проблемных вопросов. Среди которых:

1. Ядерная программа Ирана. У Ирана в ближней перспективе появится достаточно заводов по обогащению урана и необходимой инфраструктуры для создания ядерной бомбы - что напрямую будет противоречить интересам практически всех государств ОИК. Это может вызвать выход Ирана из Конференций и дальнейшую его экономическую блокаду.

2. Проявляющиеся серьезные противоречия между основополагающими принципами ОИК и действиями его отдельных  участников способны поставить под сомнение будущее организации. В Хартии ОИК говорится о братстве между всеми государствами входящих в состав организации, уважение независимости и территориальной целостности стран ОИК, а также декларируется отказ от применения силы и угрозы силой для разрешения возникающих споров между исламскими странами. /1/.

3. Вторжение американских войск в Ирак продемонстрировало неспособность ОИК адекватно оценить ситуацию, разработать рекомендации, направленные на поиск альтернативных решений. После полного вывода американских войск из Ирака до конца 2011 года, существует опасность его распада на три части: Курдистан, суннитский Центр (посередине страны) и шиитский ЮГ. 

ОИК может выступить в качестве арбитра и предотвратить раскол Ирака, пока еще этот процесс может контролироваться.

4. Вопрос арабо-израильского конфликта также должен рассматриваться с учетом дальнейшей перспективы мирного процесса наряду с уже существующими инициативами. Комитет по Иерусалиму ОИК, демонстрирует недостаточную эффективность в этом вопросе.

Следует разработать стандарты формата диалога ОИК - Израиль. ОИК стал бы на одном ряду с международным квартетом ООН, США, Россия и ЕС по вопросам этого конфликта.

 

_________________________________________________________________

1. Spokesman Underlines Global Support for Iran's Nuclear Rights/ http://www.english.farsnews.com/, 09.12.2009.

5. Одним из перспективных направлений в сотрудничестве РК и ОИК, проявится в свете председательства Казахстана в ОБСЕ. Инициатива РК о формировании диалога между культурами направленной на предупреждение ксенофобии и исламофобии в Европе, было воспринято странами-членами ОИК с воодушевлением. Казахстан, выступая медиатором в подобных инициативах, также мог бы инициировать в рамках ОБСЕ, диалог между ОИК и антиисламскими движениями Европы.

6. Следует вынести на обсуждение вопрос о  возможном вступлении России в полноправное членство ОИК. Преимущества для обеих сторон превышают возможные риски:

- для РФ это возможность привлечения арабских инвестиции в свою экономику;

- опыт арабских государств в области борьбы с проявлениями терроризма достаточно велик, что для РФ было бы дополнительным преимуществом;

- открылись бы широкие возможности рынков стран ОИК для Российских компаний;

- российская сторона, имея богатый опыт в добычи природного газа, могла бы разрабатывать новые месторождения газа во многих арабских государствах.

- ОИК получает возможность  приобретения новых технологий;

- продукция российской оборонной промышленности представляет особый интерес для многих стран ОИК;

- постоянное членство РФ в СБ ООН, в целом, могло бы дать ОИК колоссальные рычаги влияния на мировые процессы, также это дополнительный инструмент в решении палестино-израильского конфликта;

- в целом это позволило бы диверсифицировать влияние отдельных сильных государств, таких как Саудовская Аравия и Иран в рамках ОИК;

- в международном плане, значительно выросли бы мошь и авторитет ОИК, и отношения с такими державами как США будет иметь относительно равноправный уровень.

7. Казахстан также мог бы предложить странам-членам ОИК, создать единую информационную базу о террористических организациях и их активности. Отсутствует взаимосвязь между спецслужбами стран-членов ОИК.

 

Заключение

 

В целом многие аналитики полагают, что ОИК в среднесрочной перспективе может стать крупнейшей в исламском мире интеграционной организацией, которая будет похожа на ЕС. Но, не решив все те проблемы, стоящие на пути основных направлений ОИК, подобная интеграция может затянуться на не определенный срок. Хотя у этой организаций есть огромный потенциал стать одним из главных регуляторов и арбитров, которая могла бы предотвращать конфликты, предпринимая превентивные меры. Также организация могла бы воздействовать на расширение доверия между странами-членами ОИК, воссоздавая для этого все необходимые условия. Для Казахстана это одна из многих возможностей реализовать все свои миротворческие инициативы. РК могла бы действовать на предотвращение разногласий или конфликтов, а не на постконфликтное урегулирование. И для этого у Казахстана есть соответствующие инструменты в виде СВМДА и СМТР.

 

Абилов О.А., эксперт ЦМИ

Библиография:

  • 2. 36th Session of the Council of Foreign Ministers: Enhancing Islamic Solidarity, OIC Journal, May-August 2009, P4-9.
  • 3. We Cannot Overlook the nature of US-Israeli Relations/Maha Akeel OIC Journal, May-August 2009, P10-11.
  • 4. Ihsanoglu on the 40-Year Anniversary: The Future of the OIC is Very Promising/Maha Akeel, OIC Journal, May-August 2009, P24-25.
  • 5. Holier than Thou/Doug Bandou, http://www.nationalinterest.org/, 08.12.2009.
  • 6. Organization of the Islamic Conference condemns Israeli settler's rampage. http://www.arabmonitor.info/, 14.12.2009.
  • 7. Widespread Condemnation Following Mosque Attack/Yechiel Spira, http://www.theyeshivaworld.com/. 14.12.2009.
  • 8. Spokesman Underlines Global Support for Iran's Nuclear Rights/ http://www.english.farsnews.com/, 09.12.2009.
 
« Пред.   След. »