Главная arrow Аналитика - Архив arrow Рост цен на мясные продукты в условиях создания Таможенного союза
Рост цен на мясные продукты в условиях создания Таможенного союза Печать E-mail
Автор Ибраимова А.Н.   
14.01.2010 г.

Image

Создание Россией, Белоруссией  и Казахстаном Таможенного союза предполагает переход на ставки единого таможенного тарифа, утвержденного 27 ноября этого года в Минске президентами трёх стран, что  повлечёт за собой  изменение таможенных пошлин на ряд товаров.
Так, с 1 января 2010 года существенно повышаются ставки таможенных пошлин на ряд видов сырья животного происхождения.
Например, увеличиваются пошлины на поступающих из-за пределов таможенного союза живых свиней, кроме чистопородных племенных животных, на которых сохраняется нулевая ставка, они вырастут с 5 до 40%, но не менее 0,5 евро за килограмм веса. Мясо крупного рогатого скота, ввозимое вне квот, вместо 30% станет облагаться пошлиной в 50%, но не менее 1 евро за килограмм. Импортеры баранины или козлятины вместо 15% будут вынуждены перечислять в бюджет 25%, но не менее 0,35 евро за килограмм.
Увеличение ввозных таможенных пошлин ожидается для  основных видов мясных продуктов: это - свинина, мясо крупного рогатого скота, баранина, козлятина, мясо кроликов, зайцев, колбасы, готовые или консервированные пищевые продукты из мяса (см. Приложение 1).
С 2010 года не будут взиматься пошлины лишь на мясные продукты для детского питания, их снизят с  5 %  до 0 %.
Такое существенное увеличение пошлин объясняют необходимостью  сохранить рентабельность отечественного производства, поддержать  крупных отечественных инвесторов, которые занимаются реализацией проектов по увеличению производства, а также избежать увеличения поставок нелегальных товаров из соседних стран, особенно из Китая.

С одной стороны, у отечественных производителей появляются новые возможности для развития своего бизнеса в виде новых рынков сбыта, к тому же высокие пошлины на импорт поспособствуют снижению конкуренции среди поставщиков мясной продукции,  но  с другой стороны - спрос на рынке мясных продуктов гораздо выше того, что могут предложить отечественные производители,  следовательно, мы не сможем полностью  отказаться от импорта, а это в свою очередь вызовет значительный рост цен  и на ввозимые продукты и на собственное мясосырьё.
Например, сегодня численность сельхозформирований в Алматы и Алматинской области составляет 51,5 тысячу, но они не могут обеспечить город мясом и молоком. Основные экспортеры на отечественный рынок — Киргизия, Узбекистан, Россия, Китай. Кроме того, на наши прилавки ежемесячно поступает до 300 тысяч тонн замороженного мяса из Аргентины, Бразилии, Новой Зеландии,  и в основном реализуется на приготовление колбас и полуфабрикатов — пельменей, пирожков, котлет.
Необходимо понять, что получит и что потеряет Казахстан от этих нововведений,  или это выгодно только России и Белоруссии?
По данным Министерства сельского хозяйства, в 2009 году реализация на убой всех видов скота и птицы составила 1516,4 тысячи тонн и увеличилась по сравнению с прошлым годом на 2,8%.
Наибольшее количество мяса произведено в Алматинской (15,4% от общего объема по республике), Костанайской (14,2%), Южно-­Казахстанской (12,8%) и Восточно­-Казахстанской (10,4%) областях.
В этом году официально увеличилось поголовье крупного рогатого скота — на 2,9%, незначительное снижение отмечается лишь в свиноводстве — на 0,5%.
Не стоит забывать и о национальных особенностях нашего народа, в Казахстане мясо, молоко и другие продукты животного происхождения с давних времен являлись основой пищевого рациона. Потребление мяса в Казахстане всегда было значительно больше, чем во многих других странах и регионах. Поэтому любые колебания, связанные с повышением цен и  снижением объёмов поставок мясо недопустимы.
Другой ключевой проблемой является отсутствие единого реестра аттестованных предприятий для поставок поднадзорной безопасной продукции в страны Таможенного союза. Поэтому необходимо гармонизировать требования к стандартам и безопасности продукции и утвердить списки  предприятий, имеющих право поставок на территорию стран – членов Таможенного союза.
Безусловно, что наряду с новыми возможностями, появляются и новые вызовы. Для того чтобы удерживать свои рынки и занимать новые, требования к качеству товаров и конкурентоспособности казахстанских компаний должны повыситься, и это касается не только рынка мясных продуктов, но и других отраслей отечественного производства.
Крайне важным фактором будет целевая направленность использования дополнительных доходов от увеличения пошлин. Поэтому унификация таможенных тарифов должна проводиться параллельно с комплексом мер, направленных на поддержку отечественного производства.

Эти меры  включают в себя следующее:

  1. поддержка действующих и создание новых высокотехнологичных производств, ориентированных на потребности Таможенного союза и внешние рынки;
  2.  точечное субсидирование товаропроизводителей с целью повышения их конкурентоспособности в Таможенном союзе и вне;
  3. обеспечение и упрощение доступа предприятий к кредитным ресурсам и снижения бремени их обслуживания;
  4. предоставление дополнительных налоговых стимулов несырьевому сектору;
  5. создание инфраструктуры с целью привлечения инвестиций.

В заключении хотелось бы отметить, что в Казахстане всего два рынка, чье производство можно назвать полностью казахстанским: зерновой и мясной. Эти отрасли имеют больше перспектив, чем все остальные.  Казахстану необходимо развивать внутреннее производство, ведь все предпосылки для этого имеются. Главное, чтобы при этом количество импортной продукции, поступающей на внутренний рынок, не превышало критического предела, после которого отечественное производство начинает испытывать сложности.
Сейчас можно только предполагать, как поведёт себя рынок в условиях создания единого таможенного пространства, так как по данному вопросу наблюдается серьезный информационный дефицит: нет достоверной и полной информации в отношении применяемых тарифов, нет анализа совокупных потерь и приобретений, а также нет сведений по каждой товарной позиции. Всё это затрудняет планирование для тех же отечественных производителей и способствует появлению противоречивых мнений.

Приложение 1

 Ставка ввозной таможенной пошлины (в % от таможенной стоимости)

Наименование продукции

с 1 января 2010 года

действующие до 31 декабря 2009 года

Свиньи живые, кроме чистопородных племенных животных

40%, но не менее 0,5 евро за 1 кг веса

5%

Мясо крупного рогатого скота, ввозимое вне квот

50%, но не менее 1 евро за 1 кг

30%, но не менее 0,3 за 1 кг

Баранина или козлятина

25%, но не менее 0,35 евро за 1 кг

15%, но не менее 0,15 евро за 1 кг

Мясо кроликов или зайцев, китов и дельфинов, тюленей и оленей, змей и черепах, голубей, перепелов и прочей дичи, а также лягушачьи лапки

25%, но не менее 0,35 евро за 1 кг

15%, но не менее 0,15 евро за 1 кг

Колбасы, изготовленные из мяса и мясопродуктов

25%, но не менее 0,4 евро за 1 кг

20%, но не менее 0,4 евро за 1 кг

Готовые или консервированные пищевые продукты из мяса

25%, но не менее 0,4 евро за 1 кг

20%, но не менее 0,5 евро за 1 кг

Мясные продукты для детского питания

0%

5%

Молоко в первичных упаковках нетто-объемом не более 0,35 л для детского питания

5%

15%

Молочная сыворотка, продукты из натуральных компонентов молока

15%, но не менее 0,3 евро за 1 кг

15%

Яйца для инкубирования индюшачьи или гусиные

0%

15%

Яичные желтки и прочие яйцепродукты

15%, но не менее 0,6 евро за 1 кг

15%

Человеческий волос

5%

10%

Кишки, пузыри и желудки животных

5%

10%

Эмбрионы крупного рогатого скота

5%

10%

Конский волос

5%

10%

«Время новостей», № 226, 8 декабря 2009г. 

Данные Министерства сельского хозяйства

Из  доклада Министра экономики и бюджетного планирования Султанова Б.Т. на заседании Правительства РК по Таможенному Союзу, 17 ноября, http://www.government.kz/

 

Там же

Последнее обновление ( 12.02.2010 г. )
 
« Пред.   След. »