Главная arrow Аналитика - Архив arrow Аспекты национальной безопасности РК и предложения по председательству в ОБСЕ
Аспекты национальной безопасности РК и предложения по председательству в ОБСЕ Печать E-mail
Автор Абдуллин Д.К.   
14.01.2010 г.

Image

В связи сактуальностью темы национальной безопасности, текущим председательством Республики Казахстан в ОБСЕ и необходимостью работы по усилению государственности Республики Казахстан, определению векторов развития необходимо обратить внимание на доклад «Множественные проекты будущего» (“MultipleFutureProjects”) Верховного Командования Альянса по Трансформации (Ведущая командная структура НАТО по изменению сил, возможностей и доктрин. Она работает над повышением уровня командного состава, проведением экспериментов по обкатке новых концепций и стимуляции функциональности Альянса). Ввиду того что большинство стран НАТО являются членами ОБСЕ и мнение этих стран является определяющим в рамках ОБСЕ, необходимо знать и учитывать возможное направление движения, стратегический прогноз этих стран в области безопасности.
Работа, являясь стратегическим прогнозированием, включала в себя 21 семинар и встречу, комбинированные сессии Североатлантического Совета и Военного Комитета, представителей 45 наций, более 60 учреждений, более 500 экспертов в политической, военной, гражданской, экономической областях.
В работе представлены несколько комбинированных вариантов развития будущего для более четкого понимания построения коллективной безопасности.

«Множественные проекты будущего» MFP 2030
Варианты развития будущего, характеристики:
Исходя из вводных данных многочисленных семинаров, были сформированы и определены четыре варианта примерного развития будущего. Для каждого варианта определены характеристики.

Первый вариант – Темная сторона эксклюзивности - сложность удержания суверенитета для государств,неустойчивые правительства, слабые государства, нестабильная власть, рост радикальных идей и национализма, межэтнические конфликты, усиливающееся демографическое давление с Востока, расширение и углубление зоны бедности, бесконтрольная миграция. В случае конфликтов – применение ядерного и биологического оружия (как фактор приводящий к дестабилизации обстановки в государстве и государственным переворотам). В этом аспекте особое значение имеет соперничество в области разработки вакцин и все векторы развития ситуации в этом направлении.

Второй вариант – Обманчивая Стабильность. Главная тема- это озабоченность внутренними проблемами в развитых государствах, что делает их менее способными реагировать на внешние угрозы. Потенциальный перелив этнических, религиозных, идеологических конфликтов.

Третий вариантСтолкновение Современных Векторов Развития. Суть этого варианта полностью представляет собой учет всех векторов развития и защиты технологических инноваций (усиление мер защиты систем C4- Command, Control,Communications, Computer systems., киберзащита критических технологий,JointIntelligence, SurveillanceandReconnaissance(система наблюдения и разведки) и возможностей использования их различными дестабилизирующими силами.
Возможен пересмотр договоренностей по обычным и ядерным вооружениям. Территориальные претензии в космосе и киберсфере. Новые доктрины безопасности в космосе и киберсфере.

Четвертый вариантНовая Сильная Политика характеризуетсяконкуренцией региональных держав за ресурсы и влияние, конкуренцией великих держав за ресурсы в неконтролируемых пространствах - Арктике, Антарктиде.

 

Направления для работы в сфере безопасности и возможные предложениядля Казахстана:

В свете усиления национальной безопасности,в контексте вариантов развития будущего актуализируются направления для работы и предложения:

  • Исходя из первого варианта развития событий - возможной биологической атаки или биологической диверсии, возможно предложение создания Международного банка вакцин или международной сети производства вакцин, возможно предложить в рамках председательства ОБСЕ,кроме того создание стратегического запаса противовирусных препаратов, усиление международного взаимодействия по разработке и производству вакцин.

В рамках первого варианта – урегулирования межэтнических проблем существует возможность предложения реформирования БДИПЧ – создание структуры аналогичной БДИПЧ«Комиссии по культурной, этнической и конфессиональной толерантности и восстановлению доверия», данная структура функционально удовлетворяет все стороны и решает как гуманитарные вопросы, так и военно-политическое урегулирование. Кроме того это может быть непосредственным предложением передачи опытаКазахстана в деле межконфессионального, межэтнического, межкультурного доверия.

  • Исходя из второго варианта возможно рассмотрение предложения России по Договору о Европейской Безопасности – Процесс Корфу, более того Альянс в настоящее время разрабатывает новую стратегическую концепцию учитывающую необходимость реформирования европейской безопасности и плотное включение России в этот процесс. НАТО также должна быть использована как площадка для обмена мнений.

 

  • В рамках третьего варианта необходима работа в направлении безопасности информационных технологий и сетей (киберзащита и создание Единого Государственного Агентства по Киберзащите), развитие науки и высоких технологий, созданию направлений технологического прорыва Казахстана, адаптация и реэкспорт технологий; экспорт, адаптация и реэкспорт знаний, создание суперкомпьютерныхи grid-технологий,и.т.д.
    • Развитие региональной безопасности, сотрудничество региональных организаций в Центральной Азии, интеграция региональных организаций. Необходимо рассматривать евразийское измерение безопасности, взаимодействие НАТО, ШОС, ОДКБ, ОБСЕ, ЕС на уровне генеральных секретарей, глав исполнительных органов и парламентских ассамблей. Все пути решения в той или иной мере сводятся к поиску решений выхода на новый уровень сотрудничества и координации деятельности организаций и структур, отвечающих за безопасность в глобальном и региональном масштабах.
Последнее обновление ( 12.02.2010 г. )
 
« Пред.   След. »