Главная arrow Аналитика - Архив arrow К председательству Республики Казахстан в ОИК в 2011 г.
К председательству Республики Казахстан в ОИК в 2011 г. Печать E-mail
Автор Байназарова Э.Е.   
14.01.2010 г.

Image

1.1. Отношения с исламским миром являются одним из приоритетов казахстанской внешней политики. В последние годы влияние исламского фактора в мировой и региональной политике существенно возросло, и этому факту следует уделить пристальное внимание.
До сих пор Казахстан в вопросах религии сохранял «самодостаточность» и высокую степень автономности религиозных процессов и социальной системы внутри страны. При доминирующем мусульманском большинстве населения государственное устройство носит ярко выраженный светский характер, исключающий адаптирование норм и принципов, свойственных исламским странам. Следует учитывать, что исламская модель развития на сегодняшний день не является привлекательной для казахстанского общества. В то же время с падением уровня образования, увеличением численности населения, традиционно исповедующего ислам, и с заполнением исламом духовно-идеологического вакуума в стране после ухода с политической сцены коммунистической идеологии, можно констатировать, роль ислама определенно возросла. Со временем «поле влияния» ислама в казахстанском обществе может расшириться. Вследствие этого отношение Казахстана к ОИК, как и прежде, важно выверять с реальным положением ислама иего потенциалом в системе межконфессиональных отношений, а также и с ролью и значением исламского фактора во внешней политике Казахстана. Участие Казахстана в авторитетном форуме, как представляется, должно строиться на политической основе и не иметь серьезной религиозной нагрузки. Миссия главы государства на саммите – поддержать статус страны как полноправного члена мусульманского сообщества. Прежде всего, это важный и необходимый в современных условиях жест в отношении исламского мира.
Отношения с ОИК и в целом с исламским миром следует развивать и далее укреплять, но при этом непосредственно не вмешиваться в динамику процессов в исламском мире и не затрагивать существенных основ религиозных аспектов внешнеполитической стратегии республики на международной арене. Подобная тактика положительно зарекомендовала себя в предыдущие годы.
В то же время тактика Казахстана в отношении ОИК должна учитывать усиление политических и экономических возможностей и амбиций у ряда ведущих исламских стран по мере нарастания кризисных явлений в политике и экономике Запада.
Приоритетными должны стать политические усилия по все большему сближению с влиятельными в исламском мире Турцией, Египтом, Малайзией и арабскими монархиями.
1.2. Саммит глав государств ОИК будет проходить в условиях нарастающей глобальной нестабильности. Возникли мощные процессы, которые расширяют старые и создают новые линии раскола в мире. Учитывая кризисное состояние мировой валютно-финансовой системы и односторонний подход США к международным проблемам, эксперты не исключают, что кризисные тенденции в странах мусульманского Востока могут развиваться по более негативному сценарию. Макрорегиональные последствия возможных изменений могут затронуть и Казахстан. В этих условиях один из главных вопросов мировой политики - какой курс на мировой арене в краткосрочной и ближнесрочнойперспективе будут проводить ведущие страны исламского мира, и какую роль в политике мировых держав сыграет исламский фактор.
Саммит ОИК предоставляет широкие возможности по проведению двусторонних встреч на высшем уровне. В этой связи площадкой саммита глав государств ОИК следует воспользоваться для налаживания контактов с лидерами исламского мира, обмена мнениями и уточнения позиций ведущих государств ОИК по интересующему Казахстан кругу вопросов.
1.3. Следует обратить внимание на тот факт, что ОИК объединяет почти треть государств ООН. В условиях падения авторитета ООН, роль ОИК в политике, входящих в организацию стран, при нынешней мировой конъюнктуре может возрасти.
Во-вторых, ОИК является в настоящее время организацией, где представлены страны развивающегося мира, с религиозной точки зрения, исламской части развивающегося мира, с географической точки зрения – стран Азии и Африки. В последнее время в политике Казахстана наметился крен в сторону приоритетности развития отношений с ведущими мировыми и региональными державами, т.е. «сильными мира сего». Между тем, представляется необходимым расширить участие страны в организациях, представляющих интересы развивающегося мира.Это позволит Казахстану обеспечить больший уровень поддержки инициатив республики в международных межправительственных организациях.
1.4. Особо следует выделить мысль о том, что впервые в истории ОБСЕ страной-председателем в 2010 г. станет страна, в которой верующие мусульмане составляют большинство населения. В качестве основы для сотрудничества с ОИК на ближайшие три года Казахстан может предложить роль связующего звена между ОИК и ОБСЕ, выразив готовность представлять интересы исламского мира в организации, где доминируют, по существу западные и европейские государства и ценности. Как известно, Генеральный секретарь организации Э. Ихсаноглу подтвердил готовность ОИК предоставить Казахстана поддержку и помощь в деятельности в период председательства в ОБСЕ.
На посту председателя ОБСЕ Казахстан мог бы способствовать продвижению диалога между исламским миром и Западом, между христианской и мусульманской религиями.
Необходимо делать больший акцент на сотрудничестве двух организаций в предотвращении межэтнических и межконфессиональных конфликтов, против разжигания в Европе исламофобии. Также Казахстан мог бы предложить объединить усилия ОБСЕ и ОИК в решении гуманитарных проблем Афганистана, и улучшения ситуации с безопасностью в приграничных с Афганистаном стран Центральной Азии.
1.5. В плане реализации внешнеполитических проектов РК перспективно использование саммита ОИК для активизации процесса СВМДА и Съезда лидеров мировых и традиционных религий. В первом случае возможно использование акцента на самостоятельный характер обеспечения безопасности и сотрудничества на азиатском континенте Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии, чтобы привлечь к этому процессу большее количество мусульманских стран. В отношении Съезда мировых религий целесообразно заострить внимание на уникальности данного форума, чтобы поднять уровень его представительности и эффективности (за счет исполнения решений, в том числе путем привлечения к процессу их выработки и реализации высокихдолжностных лиц и ответственных государственных органов) до более высокой отметки.
1.6. Будучи частью мусульманского мира, Казахстан не может оставаться в стороне от проблем, волнующих мусульманское сообщество. И здесь Казахстан мог бы поддержать ряд инициатив ОИК, направленных на стабилизацию ситуации с безопасностью и решение социально-экономических вопросов, в странах сопредельных Центральной Азии.
Казахстан мог бы выступить с инициативой, либо поддержать инициативы других членов ОИК в следующей области:
а) срочно усилить гуманитарную и социально-экономическую помощь Афганистану, чтобы стабилизировать положение в стране, восстановить экономику и способствовать усилению централизации государства. Важной целью и сопутствующим условием при этом является ликвидация возможностейдля растущего производства наркотического сырья и его производных в Афганистане, а также борьбу с поставкой прекурсоров для производства наркотиков;
б) необходимо усиление гуманитарной и социально-экономической помощи населению палестинского государства с целью ликвидации последствий постигшей его гуманитарной катастрофы в результате экономической блокады Израиля.
1.7. На волне роста антизападных и антиамериканских настроений существует риск, что на саммите будут озвучены коллективные инициативы политического или религиозного характера, обременительные для республики. Не менее важно, что западные державы в преддверии казахстанского председательства в ОБСЕ уделяют нашей стране куда более пристальное внимание, и Казахстану сейчас нет необходимости быть ассоциированными с какими-либо одиозными режимами или решениями, которые могут быть приняты на саммите.
Среди наиболее острых вопросов, которые могут быть подняты на саммите ОИК, следует выделить проблемы провозглашения независимости Косово, ядерное досье Ирана, обострение ситуации в Афганистане и Пакистане, угроза раскола Ирака и палестинский вопрос. Отношение к ним Казахстана желательно базировать на соблюдении Устава ООН, принципов международного права, приверженности стабильному миропорядку. В позиции Казахстана должно быть четко зафиксировано, что:
а) конференция глав государств ОИК пройдет в обстановке роста международной напряженности в связи с объявлением парламентом Косово независимости автономного края от Сербии и его признанием рядом ведущих западных государств.Косовские албанцы исповедуют ислам, с другой стороны, поддержка Косово будет восприниматься как поощрение сепаратизма, что неприемлемо для многих государств мира. По всей видимости, голоса членов ОИК разделятся, и Казахстану следует быть готовым озвучить свою позицию в ходе дискуссии.РК выступает против односторонних попыток провозглашения независимости в обход международного права, так как это несет опасность создания прецедентов, могущих вызвать рост сепаратизма и подорвать существующий мировой порядок, угрожая в том числе кактерриториальной целостности целого ряда мусульманских государств, так и единству в рядах исламского мира;
б) РК придерживается необходимости строгого соблюдения режима ДНЯО (Договор о нераспространении ядерного оружия), в то же время признавая право каждого государства на пользование преимуществами атомной энергетики под эффективным контролем МАГАТЭ. В этом плане озвучивавшееся на предыдущих саммитах ОИК предложение о создании совместного центра по использованию атомной энергии могло бы быть скоррелировано с планами РК (в сотрудничестве с РФ) по созданию Национального ядерного центра в г.Курчатов;
в) РК выступает за самостоятельное решение Пакистаном своих внутренних проблем и считает недопустимым вмешательство в его внутренние дела, в том числе и путем оказания как прямого, так и косвенного внешнего воздействия;
г) РК признает неделимость и территориальный суверенитет Ирака, считая возможным решение его внутренних проблем на основе исламского единства, толерантности и предоставления более широкой автономности национальных и религиозных прав во имя сохранения целостности иракского государства;
д) Вследствие повторной провокации датскими СМИ, связанной с публикацией серии карикатур на пророка Мухаммеда, оскорбляющих религиозные воззрения мусульман, не исключено, что встанет вопрос о мерах соответствующего воздействия на страны Запада. Учитывая позицию Запада в отношении свободы СМИ, Казахстану следует осудить эту акцию датской прессы как провокацию, но не подключаться к более жестким мерам противостояния, если таковые будут предложены на саммите ОИК.
1.8. Важное значение для Казахстана имеет развитие торгово-экономических связей с государствами исламского мира, обладающих существенными сырьевыми запасами и хорошими финансовыми возможностями. Вместе с тем, объемы торговли между исламскими государствами остаются относительно низкими, составляя не более 5% от общемирового уровня. Основными факторами, тормозящими взаимную торговлю, являются сходство товарной номенклатуры, низкий уровень диверсификации экономик (преобладание сырьевого сектора и легкой промышленности), слабая технологическая база, отсутствие общих подходов в тарифной и торговой политике. Существенное негативное влияние оказывают также причины политического характера, выражающиеся в конкуренции за региональное влияние, противостоянии по конфессиональному признаку (сунниты против шиитов), межэтническим проблемам.
В этой связи Казахстан может предложить государствам ОИК выделить экономический аспект взаимоотношений в отдельный блок, носящий деполитизированный характер, но с уклоном в сторону укрепления экономического единства исламского мира. Одним из возможных предложений может стать организация Исламской товарно-сырьевой биржи (возможно, на базе финансового центра в Дубаи), а также введение преференциальной торговли в рамках исламских государств.
1.9. На наш взгляд, сотрудничество с ОИК должно стать позитивным внешним фоном, который обеспечит стабильные инвестиции преуспевающих исламских стран в экономику Казахстана.
Трибуна ОИК могла бы быть использована для продвижения ряда экономических проектов РК, имеющих важное значение для развития нашей страны. Приоритетными в этом плане являются инфраструктурные проекты (трубопроводные и транспортные коммуникации, обеспечивающие, с одной стороны, выход Казахстана к мировым рынкам, а с другой – предоставляющие транзитные возможности по линиям Север-Юг, Юг-Восток), а также проекты по техническому перевооружению промышленности и диверсификации экономики. Упор на сотрудничестве в этом плане мог бы быть сделан на привлечении исламских инвестиций (Исламский банк развития, программы государственного софинансирования, частные банки и компании), технологий из наиболее развитых стран мусульманского мира (Индонезии, Малайзии).
1.10. Национальные интересы Казахстана диктуют необходимость скорейшей ликвидации технологической отсталости в целях укрепления экономической конкурентоспособности страны. Аналогичная проблема присуща и подавляющему большинству исламских государств. В этой связи кооперация в научно-технической сфере могла бы предусмотреть создание Исламского технического университета в Казахстане путем совместного софинансирования, а также предоставление возможности ученым из исламских государств работать в Национальных технопарках и центрах РК (также при условии софинансирования научных проектов и разработок).
Учитывая возрастающую значимость в мировых процессах вопросов энергетической безопасности, было бы целесообразно использовать эти возможности для укрепления контактов с государствами-экспортерами нефти и газа в целях сближения позиций по выработке согласованной политики в области энерготрейдерства, а также выборе валюты ценообразования. Целесообразной выглядит выработкасовместной линии поведения в рамках ОИК с Турцией, странами Центральной Азии и Азербайджана для усиления позиций тюркоязычных государств в исламском мире. В обмен на предложение о создании Исламской товарно-сырьевой биржи в одной из арабских стран Персидского залива можно было бы рассчитывать на ихподдержку в реализации проекта РФЦА (Регионального финансового центра в Азии).
1.11. Одной из проблем, регулярно поднимаемых на саммитах ОИК, является развитие исламского туризма. По оценкам этой организации, валовый объем туристического обмена между исламскими странами составляет около 40 миллионов человек ежегодно. Из этого объема на долю Казахстана и Центральной Азии приходится лишь незначительная часть, хотя и здесь имеются объекты, представляющие культурную и духовную ценность для мусульман (Туркестан, Бухара, Самарканд). В этой связи было бы желательно активизировать усилия по развитию соответствующего туристического кластера в наших странах, используя возможности сотрудничества с соответствующими подразделениями ОИК.
Саммиты ОИК могут служить площадками для продвижения казахстанских проектов, ориентированных на перспективу. В условиях возможного снижения интереса России к использованию космодрома Байконур в среднесрочном плане Казахстану было бы целесообразно повысить его коммерческую привлекательность (для РК и РФ) путем зондажа предложения о создании Исламской космической программы для запуска спутников на орбиту и включения в один из будущих экипажей представителя от исламского мира. Не исключено, что данный проект может, с одной стороны, заинтересовать исламские страны, испытывающие «имиджевый» комплекс, а с другой – окажет позитивное влияние на укрепление авторитета РК в мусульманском мире.
1.12. Взаимодействие с ОИК в дальнейшем должно заложить основу для укрепления политического сотрудничества с исламским миром. В случае негативного развития ситуации с безопасностью в геополитическом окружении и изменения поведения других партнеров в неблагоприятную для наших интересов сторону Казахстан в целях самосохранения должен иметь возможность, а для этого нужны наработанные контакты, чтобы апеллировать и к исламскому миру.
Стабильный рост военной и экономической мощи Китая ставит Казахстан в уязвимое положение, и адекватным ответом с целью балансирования китайского влияния в Центральной Азии является укрепление контактов с Россией и странами Запада. Между тем, безопасность региона зависит в определенной степени и от успешности интеграции центральноазиатских стран в мусульманское сообщество.
Другим немаловажным фактором обращения к этой теме является проявившаяся в политике западных стран скрытая тенденция использовать против Китая в перспективе потенциал исламского экстремизма. Неслучайно предотвращение и нейтрализация исламской угрозы под лозунгом борьбы с сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом является одной из наиболее важных задач Китая, который понимает, откуда исходит реальная угроза.
Казахстанская делегация могла бы в ходе конференции глав государств ОИК прощупать в неформальной обстановке подходы ведущих исламских стран в отношении исламского фактора в политике Китая, для уточнения курса по данной проблеме, в том числе и в «уйгурском вопросе» в СУАР.
Как ожидается, многие исламские страны делают ставку на Китай как на крупного инвестора и импортера энергоресурсов, которые сосредоточены в странах, входящих в ОИК, и поэтому займут пассивную и нейтральную позицию, не желая испортить отношения с Китаем. Сочувствие и поддержку сепаратистам СУАР могут выражать и оказывать негосударственные, транснациональные исламские сети, и это тоже является предметом заботы для казахстанского правительства на перспективу, по мере того, как Китай будет осваивать западные провинции и «переваривать» неханьское население.
1.13. В этой связи Казахстан мог бы выступить с инициативой на саммитео предоставлении ОИК статуса наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества, ссылаясь на тот факт, что пять стран Центральной Азии являются членами ОИК, а с 2005 г. наблюдателем при ОИК является и Россия. Это будет способствовать большей «открытости» ШОС и произведет хороший эффект для имиджа Казахстана в исламском мире.
1.14.В 2007 г. в Казахстане совместно с ОИК была проведена международная конференция «Исламская цивилизация в Центральной Азии»,в рамках конференции прошла выставка, посвященная истории, культуре и искусству Центральной Азии, в частности литературы, изданной в рамках государственной программы «Культурное наследие» и научной серии «Казахстанские востоковедные исследования».
В связи с этим представляется перспективным расширение сотрудничества с ОИК в реализации государственной программы «Культурное наследие», программы «Болашак» по подготовке специалистов-востоковедов.

 Приложение

Миссия, приоритеты и организационная структура ОИК

1.1. ОИК основана в сентябре 1969 г. на конференции глав государств и правительств мусульманских стран в Рабате (Марокко). Фактически ОИК начала свою деятельность с 1971 г., когда был окончательно сформирован ее рабочий орган – Генеральный секретариат.
1.2. Членом ОИК фактически может быть любое государство, заявляющее о своей принадлежности к исламскому миру. В настоящее время членами ОИК являются 57 государств, расположенных на четырех континентах, в том числе 2 европейские, 2 латиноамериканские, 6 стран СНГ.
Вступили в 1969 году – Афганистан, Алжир, Чад, Египет, Гвинея, Индонезии, Иран, Иордания, Кувейт, Ливан, Ливия, Малайзия, Мали, Мавритании, Марокко, Нигер, Пакистан, Палестина, Саудовская Аравия, Сенегал, Сомали, Судан, Тунис, Турция, Йемен, в 1972 - Бахрейн, Оман, Катар, Сьерра-Леоне, Сирия, Объединенные Арабские Эмираты, в 1974 - Бангладеш, Буркина-Фасо, Камерун, Габон, Гвинея-Бисау, Уганда, в 1975 – Ирак, в 1976 - Коморы, Мальдивы, в 1976 – Джибути, в 1983 – Бенин, в 1984 – Бруней, в 1986 – Нигерия, в 1992 - Албания, Азербайджан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения, в 1994 – Мозамбик, в 1995 – Казахстан, в 1996 - Суринам, Узбекистан, в 1997 – Того, в 1998 – Гайана, в 2001 - Кот Д"Ивуар.
Существует статус наблюдателя при ОИК, который предоставляется международным организациям (Лига арабских государств, ряд мусульманских организаций, Организация экономического сотрудничества, Африканский союз, Движение неприсоединения, ООН), отдельным государствам (Босния и Герцеговина, Центрально-Африканская республика, Королевство Таиланд, Российская федерация (2005)), государственным образованиям, не признанным мировым сообществом (Турецкая республика Северного Кипра), отдельным освободительным движениям и организациям (например, Организация освобождения Палестины, филиппинский Фронт освобождения Моро).
1.3. ОИК осуществляет тесное сотрудничество с ООН; с 1975 г. имеет статус наблюдателя при ООН, на XXVI сессии ГА ООН принята резолюция «О сотрудничестве между ООН и ОИК», в которой подчеркивается необходимость создания специального механизма для координации действий сторон.
1.4. Цели ОИК были сформулированы в основном на конференциях глав мусульманских государств в Рабате (1969) и Мекке (1981), где была принята Мекканская декларация. Согласно документам этих встреч основными целями деятельности ОИК являются: укрепление исламской солидарности, развитие разносторонних связей между исламскими государствами; содействие в ликвидации расовой дискриминации и колониализма; поддержание мира и международной безопасности; оказание поддержки народу Палестины в его борьбе за свои права, включая освобождение оккупированных территорий; поддержка борьбы всех исламских народов за независимость и национальные права; создание условий для сотрудничества между государствами-членами ОИК и другими государствами.
1.5. Согласно Уставу, высшим органом ОИК является Конференция глав государств и правительств, проводимая раз в три года.
Политический и координирующий орган ОИК – Конференция министров иностранных дел– осуществляет контроль над исполнением решений глав государств. Председательство в ОИКосуществляется в результате ротации.На сегодняшний день председателем ОИК является Сенегал. Следующая очередная встреча в верхах должна состояться в 2011 г. в Каире.
Ежегодно осенью в Стамбуле проходят заседания Постоянного комитета ОИК по торговому и экономическому сотрудничеству (ПКТЭС) с участием министров экономического профиля. Практикуются также неформальные или «консультативные» встречи организации, носящие необязательный характер.
Исполнительный орган – Генеральный секретариат, штаб-квартира которого «временно» (до освобождения Иерусалима) находится в Джидде (Саудовская Аравия). В Секретариат входят Генеральный секретарь ОИК и четыре его заместителя.
Генеральный секретарь ОИК избирается на конференции министров иностранных дел государств-членов ОИК на 4 года. Он может быть переизбран 1 раз.
Нынешний генсек – Экмеледдин Ихсаноглу - был избран в 2005 г. Родился в Каире, в 1943 г., имеет степень магистра химии, в дальнейшем продолжил учебу и работу в Турции и Великобритании. Область его научных интересов – история, искусство и культура ислама.
В составе Генерального секретариата действует ряд отделов: социально-экономический, по науке и технике, по делам Азии, по делам Африки, по международным вопросам, информации, по правам человека и делам религиозных меньшинств, по делам мусульманских неправительственных организаций и др.
1.6. В 1999 г. был создан Парламентский союз ОИК,центральный офис структуры расположен в Тегеране. Депутат Мажилиса Сагынбек Турсынови Сенатор Оналбек Сапиевизбраны в состав Совета ПСОИК и являются членами Комитета по политическим и экономическим вопросам и Комитета по правовым вопросам, правам человека и охране окружающей среды соответственно. Таким образом, Казахстан имеет по два права голоса в ключевых структурах Парламентского союза. Между ПСОИК и Межпарламентской ассамблеей СНГ подписано соглашение о сотрудничестве.
1.7. При ОИК действует ряд самостоятельных организаций, созданных по решениям ее конференций и деятельность которых координируется Генеральным секретариатом:
Исламский банк развития (ИБР);
Исламское агентство новостей;
Организация радиовещательной и телевизионной службы исламских государств;
Исламская комиссия по экономическим и культурным вопросам;
Исламский центр по профессионально-техническому обучению и исследованиям;
Исламский фонд научно-технического развития;
Центр по исследованию исламского искусства и культуры;
Фонд Иерусалима, Комитет по Иерусалиму;
Исламская торгово-промышленная палата;
Организация исламских столиц;
Центр по статистическим, экономическим и социальным исследованиям;
Комитет исламской солидарности с мусульманскими африканскими странами зоны Сахеля;
Исламская ассоциация судовладельцев;
Исламский центр развития торговли;
Исламский фонд развития;
Исламский суд справедливости;
Исламская организация по образованию, науке и культуре.
Рабочими языками ОИК являются арабский, английский, французский и русский языки.

1.8. Сегодня ОИК включает в себя государства с различными типами экономического и политического устройств. Более того, страны ОИК находятся на разных ступенях социально-экономического развития. На это накладываются внутренние противоречия между отдельными странами-участницами (Иран, Турция, арабские монархии). При таком различии интересов членам организации достаточно сложно формулировать консолидированную позицию по международным проблемам.
По такому наиболее приоритетному направлению деятельности как ситуация в горячих точках и мирное урегулирование (Израиль-Палестина, Ливан, Ирак, Афганистан, Судан, Джамму и Кашмир, Кот-Дивуар, Нагорный Карабах, Чечня ииранская ядерная программа) странам-участницам ОИК не удается прийти к консенсусу. Принятые резолюции (около 3200 резолюций с с 1969 г.) являются декларативными: у ОИК нет механизма, политической воли и силового потенциала для их реализации.
Общей платформой и поводом для совместных выступлений являются:
- культурное и экономическое сотрудничество;
- критика и осуждение стран, в которых ущемляются исламские ценности (Израиль), борьба с исламофобией, а также
- социальные проблемы;
- сотрудничество в сфере науки и спорта;
- отношения исламских стран с третьими странами.
В качестве трибуны для озвучивания своих претензий к Западу ОИК используют Иран и Малайзия.
1.9. В нынешнем виде структура и эффективность деятельности ОИК все чаще подвергается сомнению со стороны стран-участниц. Так, по словам бывшего президента Турции А. Сезера, ОИК не «смогла развязать ни одной из серьезных проблем мусульманского мира, что поддает сомнению саму необходимость ее существования». ОИК испытывает финансовые затруднения в связи с задержкой платежей и невыплатой обязательных взносов. Лишь 18 стран платят свои взносы на регулярной основе. Более 10-ти стран до сих пор не погасили свою задолженность за последние 10 лет.

Как ожидается, задача реформирования и модернизации ОИК будет поднята в ходе предстоящей очередной конференции глав государств Организации. В частности, предлагается внести изменения в подписанную в 1972 г. Хартию ОИК.
Последнее обновление ( 12.02.2010 г. )
 
« Пред.   След. »