Главная arrow Аналитика - Архив arrow Центральный военный совет КПК
Центральный военный совет КПК Печать E-mail
Автор Мадиев Е.Х.   
14.01.2010 г.

Image

Процедура, гарантирующая безболезненную и поэтапную передачу властных полномочий, позволяет избежать междоусобиц и кризисов, и является гарантом жизнеспособности любой политической системы.
В Китае, где приоритет отдается осторожному и аккуратному подходу ко всем преобразованиям сформирован свой механизм передачи власти, который служит основой плавного перехода руководства страны от «старого» к «новому» поколению руководителей.
Китайский опыт демонстрирует что организованная, планомерная передача власти в рамках недемократической системы не только возможна, но и является одним из важнейших факторов ее стабильности. Центральное звено в этом механизме занимает прерогатива руководства военными силами страны, которое традиционно играют главенствующую роль в любом государстве, и в особенности в таких авторитарных странах как КНР, где нет четких разграничений между гражданской и военной властью, а военные силы выполняют функцию гаранта режима.
Процесс передачи властных полномочий осуществляется за счет поэтапной передачи политической власти, где главное место занимает Центральный Военный Совет ЦК КПК (ЦВС), который является высшим руководящим военным органом, входящий в структуру Коммунистической партией Китая. Пост председателя ЦВС де-факто считается одним из самых важных постов во властной иерархии Китая, который играет определяющую роль в построении внутренней и внешней политики КНР.  
Кроме ЦВС ЦК КПК также функционирует параллельный государственный орган - Центральный Военный Совет КНР. Эти два органа идентичны по составу и функциям, и термин «Центральный военный совет» употребляется в единственном числе. Юридически данный момент закреплен в конституции КНР и в уставе КПК.
Здесь отражена одна из главных специфик механизма передачи власти в КНР, а именно сращивание партийных органов с государственно-административными, при полном доминировании КПК. Такое дублирование политических структур при преобладающей роли партии и ее лидеров по сравнению с органами государства обеспечивает руководящую роль КПК в политической системе КНР.  
Руководство и контроль партии над военными силами официально закреплены в конституции КНР 1982 г.
В конституции КНР также закреплено, что Центральный Военный совет страны является одним из высших государственных органов страны наравне с Государственным Советом, Верховным Народным Судом и Верховной Народной Прокуратурой.
Использование данного института началось в период пребывания у власти так называемого «второго поколения» во главе с Дэном Сяопином. Так, в 1980-е годы данную структуру возглавлял Дэн Сяопин, который фактически был «верховным лидером» страны, при этом, формально не являясь ни Председателем КНР, ни премьером Госсовета КНР.
Такой же переход власти был совершен во время передачи власти от Цзянь Цземиня Ху Цзиньтао. На начальном этапе, Ху Цзиньтао, который уже был заместителем председателя КНР (с 1998 г) вошел в состав Центрального военного совета ЦК КПК в качестве заместителя его председателя (в 1999 г.), Цзянь Цземиня. Несмотря на то, что Цзянь Цземинь покинул пост председателя КНР в 2002 г., он занимал место председателя центрального военного совета КНР до 2004 г., и продолжал влиять, таким образом, на общий ход внутренней и внешней политике КНР. Благодаря этому, приход к власти Ху Цзиньтао был поэтапным, и не нарушил существующий в китайской элите баланс сил между «шанхайской» группировкой и «реформаторами» в тот момент, когда Китай стоял перед важным выбором направления и темпов структурных реформ экономики, а также решения важнейших вопросов внешней политики.
Юридически-правовая основа данного механизма передачи власти основывается не только на высоком статусе ЦВС ЦК КПК, который закреплен в конституции страны, но и на том, что законодательно Председатель Центрального Военного совета не имеет никаких цензовых ограничений при назначении на эту должность. То есть после истечения двух сроков пребывания на посту председателя КНР , лидер может занять должность председателя ЦВС и продолжать влиять на процесс принятия важных решений в государственной политике.
Процесс передачи власти данным путем призван, прежде всего, сохранить саму систему власти Китая, в основе которой лежит конкуренция региональных и отраслевых кланов КНР.
Таким образом, создается ситуация при которой, уход очередного «верхового лидера» не вызывает образования «вакуума власти» в политической системе КНР, который может негативно отразится на ее стабильности. Оставляя за собой такой важный пост в системе власти КНР, как пост председателя ЦВС, бывший председатель играет в китайской элите чрезвычайно важную консолидирующую роль и балансирует между разными фракциями. Самое главное это то, что он обеспечивает преемственность власти и добивается, чтобы политика нового председателя проходила в соответствии с принципами генеральной линии, разработанными Дэн Сяопином. В результате выбор преемника оказывается не личным решением лидера страны, но результатом договоренностей и достигнутого баланса сил, что крайне важно для такой политической системы как китайской, где практически отсутствует институциональная система сдержек и противовесов.

Конституция КНР и устав КПК не предусматривают избрание на высший государственный пост на третий срок, и по истечению второго срока лидер должен уйти в отставку.

Последнее обновление ( 14.01.2010 г. )
 
« Пред.   След. »