Главная arrow Аналитика - Архив arrow СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Печать E-mail
Автор Махамбетова Р.К.   
14.01.2010 г.

Image   За годы независимости все страны Центральной Азии (за исключением Туркменистана) практиковали многовекторную внешнюю политику с разной степенью успешности, исходя из своих геополитических, экономических, внутренних и ресурсных особенностей.

Предпосылками при определении приоритетов служили следующие причины:

  • внутриконтинентальное и транзитное расположение стран (отдаленность от морских путей сообщения);
  • диверсификация транспортно-коммуникационных путей для эффективной реализации энергетических потенциалов одних стран (Казахстан, Узбекистан, Туркменистан);
  • высокая степень зависимости от источников энергоресурсов других стран (Кыргызстан, Таджикистан) при свете нереализованного гидроэнергетического потенциала;
  • сырьевая направленность национальных экономик или вообще слабый экономический и военный потенциал отдельных государств;
  • необходимость крупных внешних инвестиций;
  • сохраняющиеся потенциальные очаги терроризма, религиозного экстремизма и напряженности в регионе;
  • разная степень демократизации и авторитарности во внутреннем развитии стран региона.

В рамках внутрирегионального взаимодействия можно проследить следующие моменты:

  • o Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан привержены идее интеграции и тесного регионального сотрудничества в рамках евразийского пространства в целях безопасности и экономического развития.
  • o Узбекистан отдает приоритет развитию двусторонних отношений, старается не распылять внешнеполитические ресурсы и не брать на себя каких либо обязательств.
  • o Туркменистан также предпочитает действовать в одиночку в двустороннем формате. Это обусловлено конфигурацией внутриполитических процессов, которая создает впечатление самодостаточной страны.

Как показал опыт прошедших лет попытки объединить стран региона посредством политических механизмов (ОЦАС, ЕЭП, ЕврАзЭС, и.т.д.) терпят неудачу, поскольку государства ЦА к ней не готовы. На сегодняшний день только во внешней политике Казахстана и Кыргызстана можно заметить тенденцию к реальному региональному сотрудничеству.

Россия на сегодняшний день сохраняет политические и экономические рычаги давления и старается воспользоваться «мягкими механизмами» влияния. Страны региона заинтересованы в развитии дополнительных каналов взаимодействия с ней, особенно в топливо-энергетическом, инвестиционном и экономическом секторе. Но России во многом отводится роль гаранта безопасности в регионе. Также наблюдается процесс постепенного отхода от прежнего «единственного» внешнеполитического стержня и переосмысление двусторонних отношений с Россией.

Китай, США и ЕС как альтернативные партнеры в инвестиционной, гуманитарной, энергетической сферах и в области безопасности быстро заполнили образовавшийся вакуум после ослабления влияния России. Страны ЦА в определенной степени сумели воспользоваться этой возможностью для диверсификации внешнеполитических направлений. Но в этих условиях сохраняется многовекторность, которая не будет способствовать становлению стран региона как полноценных субъектов международных отношений.

Наиболее перспективным видится возможность превращения Казахстана в успешное в экономическом и политическом смысле государство, которое будет продвигать объединение стран региона вокруг нового интеграционного ядра. Для того, чтобы у стран ЦА сложилось благожелательное отношение к Казахстану в содержании внешнеполитического курса страны не должно быть акции, направленных на захват ресурсов соседей. Также сравнительно опережающий рост экономики и продвинутость в политической сфере  не должно мешать равноправному сотрудничеству и согласованию взаимных интересов с соседними странами.

 

Внешнеполитические приоритеты Казахстана

Ключевые приоритеты внешней политики Казахстана определяются  исходя из следующих целей:[1]

  • создание внешнеполитических условий для внутреннего развития и процветания путем сотрудничества с успешными странами как Запада, так и Востока;
  • обеспечение национальной безопасности страны через способствование стабилизации и развитии Центральной Азии;
  • участие во всех международных структурах, где возможно трансляция и осуществление национальных интересов страны.

Казахстан - Центральная Азия

Как неотъемлемая часть Центральной Азии Казахстан стремится  предпринимать активные  шаги по развитию региона. Основными  инструментами в этом направлении служат экономическая кооперация и интенсификация торговых связей. Как показал опыт прошедших лет попытки объединить стран региона посредством политических механизмов (ОЦАС, ЕЭП, ЕврАзЭС, и.т.д.) терпят неудачу, поскольку государства ЦА к ней не готовы. Экономическое притяжение показало свою преобразующую силу в успешных интеграционных объединениях, что может найти свое применение и в ЦА. Наиболее перспективным видится возможность превращения Казахстана успешное государство, чей пример мог бы дать стимул соседям по региону для пересмотра приоритетов в пользу тесного регионального сотрудничества. Для того, чтобы у стран ЦА сложилось благожелательное отношение к Казахстану в содержании внешнеполитического курса страны не должно быть акций, направленных на захват ресурсов соседей. Также сравнительно опережающий рост экономики и продвинутость в политической сфере  не должно мешать равноправному сотрудничеству и согласованию взаимных интересов с соседними странами.

 

Казахстан - Россия

Казахстан всегда будет дружественным России государством в силу сложившейся геополитической, исторической и экономической обстановки. Но отношения с Россией Казахстан намерен поддерживать на основе равноправия и взаимного уважения к интересам друг друга.

Интересы и действия Казахстана с Россией в многосторонних структурах (особенно в региональных) во многом созвучны. Этому свидетельствует безоговорочное участие Казахстана в военных учениях  КСОР, интенсивная работа над созданием Таможенного союза с Россией и Беларусью.

Однако стремление Казахстана сформировать дополнительные каналы взаимодействия с другими странами с подозрением воспринимается со стороны России. В свою очередь отсутствие альтернативных направлений в экономической, транспортной сферах мешает развитию по-настоящему партнерских отношений между РФ и  РК. В этой связи Казахстану следует внимательно, на основе национальных интересов координировать внешнюю политику с Россией, не допуская доминирования ее интересов в двусторонних отношениях.

Казахстан - Запад

Растущий интерес ЕС к энергоресурсам Центральной Азии обусловливает большую вовлеченность Европы в дела региона. Казахстан, используя особенно этот фактор, в свою очередь, стремится интенсивно развивать отношения с европейскими странами. Необходимость соединения нефтегазовой системы Казахстана с европейской отнюдь не является единственной целью приоритетности этого вектора.

Председательство Казахстана в ОБСЕ понимается не только как имиджевый шаг, но и является демонстрацией европейского выбора страны. Задача Казахстана придать импульс внутриполитическим процессам, в соответствии с европейским вектором развития страны является отображением заинтересованности страны в более широком взаимодействии с европейскими странами.

Европейский тип современного общества воспринимается как некая ценностная ориентация, которую следует учитывать при дальнейшем следовании по казахстанскому пути. Идет процесс позиционирования Казахстана как евразийского государста, сознательно сделавшего европейский выбор, при комплексном переосмыслении опыта  многовекторности. Но в связи с этим во внешней политике Казахстана проявляется противоречие между европейской ценностной ориентацией и выбором объединения страны с Россией (Таможенный союз).

Основными направлениями отношений Казахстана с США являются сотрудничество в сфере инвестиционной деятельности и региональная безопасность в Центральной Азии. При геополитической стабильности в регионе, дальнейшее расширение  связей с США не причинят ущерб всесторонней внешней политике Казахстана.

Казахстан - Китай

Китай как динамично развивающаяся страна в мире, соответственно нуждающаяся в больших природных ресурсах и пространстве, может служить источником экономического развития, но и самым большим вызовом безопасности Казахстана. Для поддержки взаимовыгодного сотрудничества и преодоления скрытых угроз, Казахстан, по возможности, стремиться проводить прагматичную политику по отношению к Китаю, учитывая следующие моменты:

  • необходимо четко осознать свои интересы и создать такие механизмы, чтобы узкие и сиюминутные интересы не превалировали над национальными;
  • необходимо строго отрегулировать вопросы миграции;
  • необходимо интенсифицировать отношения и не упускать из виду другие центры силы, в первую очередь ЕС, а также азиатские державы - Индию, Южную Корею, Японию;
  • сотрудничать с Россией по общим проблемам в формате Казахстан - Китай - Россия. (Хотя Китай всегда стремиться решать вопросы на двусторонней основе, что существенно ослабляет позиции Казахстана).

 

Внешнеполитические приоритеты Кыргызстана

Кыргызская Республика проводит многовекторную, сбалансированную и прагматичную внешнюю политику, исходя из реальных внутренних ресурсов и внешних угроз, которые могут помешать поступательному и устойчивому развитию страны. В свою очередь, внешняя политика играет немаловажную роль помощника в решении задач внутреннего развития. При этом она предусматривает решение четырех главных задач:

  • 1) наращивание дипломатических усилий по обеспечению безопасности Кыргызстана за счет взвешенной и надежной системы внешнеполитических механизмов, использование потенциал всех международных институтов, особенно региональных;
  • 2) внешнеполитическая деятельность ориентируется на создание максимально благоприятных условий для экономического развития;
  • 3) забота о кыргызских граждан за рубежом;
  • 4) формирование позитивного внешнеполитического образа Кыргызстана на международной арене.

Приоритетные направления, перспективы и задачи внешнеполитического курса Кыргызской Республики были изложены в следующих документах:

  • - Доктрина Великого Шелкового пути 17 сентября 1998;
  • - Концепция внешней политики, принятая Советом Безопасности 17 мая 1999 года;
  • - Концепция национальной безопасности 12 февраля 2009 года;
  • - Концепция внешней политики Кыргызской Республики 10 января 2007 года.

1) В Доктрине Великого Шелкового пути место Кыргызстана в современном регионе Великого Шелкового пути определяется как связующее звено между Западом и Востоком.[2] В особенности подчеркивается геополитическое положение Кыргызстана, позволяющее одновременно развивать отношения в следующих направлениях: «Кыргызстан-сопредельные страны», «Кыргызстан-Европа», «Кыргызстан - Восточная и Юго-Восточная Азия». Многовекторный характер дипломатии позволяет выделить ряд приоритетных регионов:

  • Восточный вектор - Китай, Корея, Япония, Малайзия;
  • Западный - Ближний и Средний Восток, Балканы, Западная Европа, США;
  • Северный - страны СНГ;
  • Южный - Иран, Афганистан, Индия, Пакистан.

2) В Концепции внешней политики, принятой Советом Безопасности 17 мая 1999 года  определяются следующие важнейшие приоритеты:

  • обеспечение и защита суверенитета и территориальной целостности;
  • формирование благоприятных внешних условий для осуществления экономических и демократических реформ;
  • защита прав, свобод и интересов граждан Кыргызстана.

Среди уже сложившихся приоритетных направлений можно выделить следующие направления:

  • Кыргызстан и великие державы (Россия, Китай, США).
  • Кыргызстан и сопредельные страны.
  • Кыргызстан и развитые в экономическом отношении демократии (страны Европы).
  • Кыргызстан и Азиатско-тихоокеанский регион.

3) Концепция национальной безопасности[3] в качестве внешних угроз выдвигает слабый экономический и военный потенциал страны. К внешним угрозам Концепция относит следующие:

  • вероятность возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов;
  • наличие взаимных претензий в погранично-территориальных вопросах;
  • использование водных ресурсов в регионе;
  • отсутствие юридического оформления государственных границ с сопредельными странами.

Для обеспечения национальной безопасности и осуществления национальных интересов концепцией предусмотрена следующая совокупность мер:

  • интеграция комплекса национальной безопасности Кыргызстана в систему региональной и глобальной безопасности, при условии сохранения независимости внешней политики;
  • укрепление сотрудничества с региональными и международными организациями;
  • развитие внешнеполитических связей с государствами мирового сообщества;
  • согласование усилий по охране общих границ стран Содружества Независимых Государств, особенно в рамках Договора о коллективной безопасности;
  • урегулирование погранично-территориальных и водных проблем в Центральноазиатском регионе.

4) Относительно новым документом внешнеполитического курса является Концепция внешней политики Кыргызской Республики.[4] Документ был принят с целесообразностью ускорения происходящих преобразований в стране после революционных событий 24 марта 2005 года, с учетом динамики международных и интеграционных тенденций, глобализацией и регионализацией общемировых процессов, а также необходимостью поиска новых адекватных возможностей развития и противодействия угрозам.

Концепция выделяет следующие основные приоритеты:
          1. Укрепление национальной безопасности внешнеполитическими методами.

2. Формирование благоприятных внешних условий для реализации национальных приоритетов развития.

3. Укрепление положительного международного имиджа Кыргызстана.

4. Формирование эффективной системы внешнеполитической деятельности.

Реализация национальных интересов Кыргызстана обеспечивается, главным образом с осуществлением следующих основных задач:

§ завершение юридического оформления делимитации и демаркации государственной границы с Республикой Казахстан, Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан;

§ углубление доверительных отношений с динамично развивающимся Казахстаном как важное условие для развития и укрепления позиций Кыргызстана в регионе.

§ сотрудничество с Российской Федерацией, организациями Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества;

§ использование уникальной геостратегической возможности военных баз Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, расположенных на территории страны;

§ укрепление и расширение сотрудничества со странами Антитеррористической коалиции;

§ интеграция в рамках евразийского пространства.

Таким образом, вышерассмотренные документы, определяющие внешнеполитические  приоритеты, цели и задачи КР отражают внутренние и внешние ресурсы страны на обеспечение национальных интересов,  угрозы и возможные средства их отражения, а также предлагает стратегию и механизмы.

Предпосылками определения приоритетов в этой конфигурации служат следующие причины:

  • - внутриконтинентальное расположение страны (отдаленность от морских путей сообщения);
  • - сохраняющиеся потенциальные очаги терроризма, религиозного экстремизма и напряженности в регионе;
  • - высокая степень зависимости от внешних источников энергоресурсов;
  • - слабый экономический и военный потенциал страны.

Провозглашена политика «возвращения домой», т.е. уделение приоритетного внимания сотрудничеству с соседними странами и государствами СНГ в первую очередь с Россией, Казахстаном и Узбекистаном, Таджикистаном. Кыргызские эксперты считают, что во внешней политике нет многовекторности, и присутствует односторонность, предпочтение чего-то, происходит ориентация на СНГ, на Россию.

Однако это рискованно в условиях Кыргызстана. Кыргызстан, как развивающаяся страна, продолжает находиться на переходной стадии своего развития. Удаленность центров политической активности от Кыргызстана и внутренняя изолированность обуславливают необходимость привлечения дополнительных ресурсов в решении задач внешней политики. В связи с этим страна стремится активно участвовать во многих международных структурах. Особенную роль во внешнеполитическом курсе играют региональные организации, более или менее способных обеспечить многосторонние контакты и осуществить национальные интересы страны. Республика привержена идее интеграции в рамках евразийского пространства, даже если она предусматривает делегирование определенных полномочий наднациональным структурам в целях безопасности и экономического развития.

 

Внешнеполитические приоритеты Таджикистана

Таджикистан, как и другие страны ЦА после обретения независимости избрал политику многовекторности, т.е. политику открытых дверей. Не смотря на это, Таджикистан все-таки выделяет несколько государств отношения, с которыми относятся к разряду стратегических. Это - Россия, Иран, Китай, США, страны ЕС, государства ЦА.

1) В течение многих лет Таджикистан привык воспринимать отношения с Россией как стратегические.[5] Однако как выяснилось, при наличии более сильных союзников в регионе, Россия может поменять приоритеты. Хотя выступление Д.Медведева в Узбекистане по вопросу строительства ГЭС противоречил национальным интересам Таджикистана и привело к заметному охлаждению таджико-российских отношений,  в Душанбе все же осознают роль и важность Москвы для республики. Учитывая рычаги влияния России на Иран и ее тесное взаимодействие с Китаем можно утверждать, что эти соседи не будут поступаться своими интересами ради Таджикистана.

Таджикистану сложно сформулировать с Россией иные альтернативные варианты построения взаимовыгодного партнерства и переориентировать внешнеполитический курс страны с ограниченными возможностями, слаборазвитой экономикой и негативными внешними такими факторами как соседство с Афганистаном. Хотя на первый взгляд приоритет России остался неизменным, внутри страны наблюдается процесс постепенного отхода от прежнего внешнеполитического стержня и начало переосмысления двусторонних отношений.

     2) В отношениях с Ираном у Таджикистана, каких либо проблем не наблюдается. Наоборот они укрепляются с каждым днем. Объясняется это тем, что два народа связывают особые отношения, обусловленные общностью языка, культуры и традиций исторического прошлого. При поддержке Ирана в стране реализовано немало проектов инфраструктурного характера и в области развития энергетики. Однако Таджикистан ожидает большего сотрудничества с иранской стороны. 

3) В последнее время во внешней политике Таджикистана обозначилась восточное направление. Прежде всего, сотрудничество с Китаем. Пекин за всю историю независимого Таджикистана предоставил самый большой льготный кредит на сумму 600 млн. долларов. Также представители китайской финансовой структуры предложили профинансировать строительство Зеравшанской ГЭС и строительство двух железных дорог. Однако столь заманчивые предложения, инвестиций  (не без уступок) и очень тесные торговые отношения с Китаем подрывают экономическую безопасность и национальные интересы Таджикистана.

4) Западные страны оказывают большую помощь в развитии гражданских и государственных институтов, укрепление экономики, контроля границ и пресечение наркотрафика. Хотя Таджикистан нуждается в более углубленном сотрудничестве в названных гуманитарных направлениях, в отношении перехода на политический уровень в этих целях он оглядывается на Россию и Китай. Тем более, ни страны ЕС, ни США не выделяют в особую статью сотрудничество с Таджикистаном в области энергетики.

5) Среди стран Центральной Азии Казахстану отводится особенное место и отношения имеют перспективу на укрепление. Такая ситуация обусловлена экономическими соображениями. Таджикистан заинтересован в солидных казахстанских инвестициях. Республика стремиться  использовать инвестиционные возможности Казахстана  в сфере гидроэнергетики, промышленности и сельского хозяйства.

Таким образом, среди приоритетов современного Таджикистана, можно выделить следующие моменты:

  • - Жизненно важной задачей для Таджикистана остается решение проблемы обеспечения электроэнергией собственного населения и создания новых мощностей по производству электроэнергии, позволяющих экспортировать ее за границу.
  • - В развитии электроэнергетики для Таджикистана наиболее приоритетными являются те страны, с которыми у него есть реальное совпадение интересов; сегодня в число таких стран входят Россия, Китай, Иран, Казахстан.
  • - Россия постепенно перестает играть ведущую роль в определении политики Таджикистана в ключевых экономических областях, уступая ее самим центральноазиатским игрокам, а также Китаю.
  • - Таджикистан намерен и далее оставаться в составе межгосударственных организаций ОДКБ и ШОС, которые на данный момент поддерживают безопасность в Центральной Азии.
  • - Таджикистан будет стремиться выйти из инфраструктурного тупика через южное направление и, занимаясь этим, расширит сотрудничество с Китаем, Ираном, Афганистаном и Пакистаном.

 

Внешнеполитические приоритеты Туркменистана

С принятием специальной резолюции ООН "О Постоянном нейтралитете Туркменистана" 12 декабря 1995 г. была сформирована модель внешнеполитического развития Туркменистана. Это решение было обусловлено стремлением создать благоприятные внешние условия для внутренней стабильности путем изоляции от разразившихся после распада СССР региональных угроз, и найти свой обособленный путь развития, не попадая в поток нежелательной всеобщей и всесторонней трансформации.

Нейтральный статус  обеспечил Туркменистану:

  • o сохранность суверенитета, территориальной целостности и гарантию национальной безопасности;
  • o благоприятные условия для эффективной реализации сырьевого потенциала государства;
  • o пересмотр военной доктрины государства и переброску из госбюджета части расходов на армию на народное хозяйство.

Исходя от своего нейтрального статуса, Туркменистан обозначил следующие принципы:

- развитие со всеми без исключения государствами осмотрительных и обдуманных отношений;

  • - исключение враждебности из взаимоотношений с зарубежными государствами;
  • - тесное сотрудничество с ООН для решения возникших проблем и изложения своих взглядов по тем или иным волнующим вопросам;
  • - неприсоединение к военным, военно-политическим, экономическим интеграционным блокам;
  • - невмешательство во внутренние дела других государств;
  • - недопущение размещения на своей территории военных баз иностранных государств;
  • - непризнание никаких территориальных претензий к себе.

Принципы нейтралитета тесно связаны с национальными интересами государств и являются надежной основой внешнеполитического курса. В свою очередь внешняя политика нейтрального Туркменистана, будучи логическим продолжением его внутренней политики, направлена на реализацию энергетического потенциала страны посредством вывода сырьевых ресурсов на международные рынки. При этом страна придерживается:

  • 1. многовариантного подхода в развитии международной энергетической трубопроводной инфраструктуры, основанной на экономической целесообразности;
  • 2. принципа дополнения, а не замещения одного проекта другим (Север - Прикаспийский трубопровод, Юг - Иран, Запад - Набукко, Восток - Китай, Юго-восток - Афганистан-Пакистан-Индия);
  • 3. балансирования интересов и взаимной выгоды всех вовлеченных сторон;
  • 4. идеи обеспечения безопасности транзита энергоносителей через создание универсальной модели отношений на мировом энергетическом пространстве (Резолюция ГА ООН «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества», принятая по инициативе Туркменистана консенсусом 19 декабря 2008 года).

Туркменистан строит отношения и с соседями и крупными региональными игроками исходя из этих позиции. Так как он не является членом многосторонних региональных структур, в своей внешней политике придерживается двустороннего формата сотрудничества (напр. отдельные Программы долгосрочного сотрудничества до 2010 года). Это объясняется восприятием региональных  организаций в качестве  декларативных и бездействующих образований. Тем не менее, имеются ряд таких проблем, которые требуют тесного взаимодействия с соседями и не решаться лишь двусторонними контактами как:

  • - предотвращение угроз, исходящих от Афганистана;
  • - нерешенность статуса Каспийского моря;
  • - транспортировка энергоресурсов и транзит;
  • - вопросы трансграничных рек;

Не смотря на это, в целях пресечении террористических и наркотически угроз, Туркменистан преисполнен желания действовать в одиночку, и применяет собственную (демилитаризованную) модель решения афганских проблем и противоречий, что выражается в гуманитарной поддержке, строительстве объектов социальной инфраструктуры, поставке электроэнергии и.т.д.

В вопросах Каспийского моря Ашхабад в большей мере полагается на содействие Запада, нежели на решение проблемы на компромиссной основе в рамках переговоров прибрежных стран. Это во многом связано с тем, что лоббируемый Западом проект Набукко рассчитан на газ Туркменистана и Азербайджана.[6]

В урегулировании вопросов доступа к водным ресурсам Туркменистан призывает к коллективному решению этой проблемы. Для Туркменистана наиболее  оптимальным выходом является привлечение к мониторингу ситуации специалистов Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии, что предполагает дальнейшее применение уже имеющихся методик и правовых механизмов ООН (в том числе арбитражных органов).

Таким образом, Туркменистан продолжает использовать объявленный статус нейтралитета в целях осуществления приоритета - через реализацию энергетического потенциала страны к внутреннему развитию и процветанию. При этом он опирается на площадку и структуры ООН и заинтересованность Запада в альтернативных поставках энергоресурсов. В решении региональных проблем предпочитает действовать в одиночку и в двустороннем формате. Это обусловлено конфигурацией внутриполитических процессов, которая создает впечатление самодостаточной страны. 

 

Внешнеполитические приоритеты Узбекистана

Во внешней политике Узбекистан всегда исходил из сугубо практических и достаточно конкретных краткосрочных и долгосрочных интересов национальной политики. Поэтому было бы ошибкой воспринимать периодически усиливающееся сближение, к примеру, с США, Россией, Турцией, КНР или с Индией,  как выражение принципиальных стратегических целей и намерений.

В первую очередь руководство Узбекистана стремиться удерживать баланс в отношениях с внешними партнерами с учетом национальных интересов. При этом пока удается реализовывать принцип неучастия в любых военно-политических блоках и альянсах. Приоритет отдается развитию двусторонних отношений.

Западные страны поняли, что перевод вопросов в политическую плоскость чреват негативными последствиями. Это привело к взвешенной политике в отношении Узбекистана, отмене всех санкции наложенных после Андижанских событии.

Как показывает практика, уровень взаимоотношений между Узбекистаном и Россией может повышаться, или понижаться, в связи, с чем можно ожидать самое разное развитие ситуации. В любом случае развитие этих отношений имеет большую значимость для обеих стран. Россия явно демонстрирует готовность к углублению экономического сотрудничества и выполнению роли гаранта безопасности в регионе. Со своей стороны, в Москве понимают значение действий Ташкента для восстановления и закрепления своих доминирующих позиций в регионе.

Характер таких отношений можно проследить и на уровне сотрудничества в рамках ШОС, ОДКБ и других аналогичных организации. При этом Узбекистан рассматривает их, в первую очередь, как условие обеспечения безопасности, мира, стабильности и устойчивого развития в регионе.

В основу курса внеш­­ней политики страны положены следующие  принципы:[7]

  • 1. верховенство национально-государственных интересов при всемерном учете взаимных интересов;
  • 2. равноправие и взаимная выгода, невмешательство во внут­рен­ние дела других государств;
  • 3. открытость для сотрудничества вне зависимости от идеоло­ги­чес­ких воззрений, приверженность общечеловеческим ценнос­тям, сох­ра­нению мира, стабильности и безопасности;
  • 4. приоритет норм международного права перед внутри­госу­дар­ственным;
  • 5. развитие внешних связей как на основе двусторонних, так и многосторонних соглашений.

Внешняя политика Узбекистана в некоторой степени совпадает с политикой соседей, в части наличии так называемой многовекторности. Но в то же время имеет значительные отличия. Объясняется это тем, что Узбекистан больше и экономически сильнее Кыргызстана с Таджикистаном, что обуславливает его более выигрышную позицию по сравнению с ними. Одно время Ташкент претендовал на роль своего рода регионального лидера и неофициально соперничал с Казахстаном.

Маловероятно, что Ислам Каримов, который всегда негативно  воспринимал интеграционные инициативы Астаны, будет активно поддерживать стремления Казахстана по ускорению создания единого экономического, таможенного пространства и расширению торговых связей. [8]И.Каримов во время своего визита в Казахстан заявил, что Узбекистан в ближайшее время не намерен создавать союзы с соседними государствами, т.е. интегрироваться. По мнению президента Узбекистана это не отвечает их интересам. Это объясняется тем, что в Узбекистане за годы независимости сложилась своя командно-административная система. Либерализация экономики и внешней торговли не в интересах политической элиты страны. Причина тому - страх перед экспансией внешних капиталов, которые могут подорвать подконтрольность экономики и политики режиму страны. Поэтому И.Каримову гораздо выгоднее дозировано запускать инвесторов, держа их под мощным контролем. Соответственно инвестиционный климат в стране оставляет желать лучшего.

Для Узбекистана участие в таких региональных организациях, как ОДКБ, ШОС, СНГ, ЕврАзЭС и.т.д. является политической акцией, которая должна продемонстрировать Западу наличие внешнеполитической альтернативы. Однако Узбекистан приостановил свое членство в ЕвАзЭС из-за его аморфности и дублировании его функции в других организациях.  Большинство членов ЕвразЭС, включая Узбекистан и Казахстан, входили в ОЦАС, которая с самого начала была неэффективной организацией. Получается, что объективные и субъективные причины неработоспособности ОЦАС достались в наследство ЕвразЭС.

Также Ташкент все еще не выполнил обязательства ратифицировать все необходимые документы в формате ОДКБ, не участвует в КСОР и  военных учениях организации.  Недовольство Узбекистана в СНГ и ШОС тоже сводится к их дублированию друг другом и неэффективностью этих организации. Инертность  участия страны в вышеуказанных межгосударственных структурах можно объяснить еще тем, что руководство страны не видит плодотворно и эффективно функционирующей структуры (соответственно удовлетворяющих результатов) и старается не распылять внешнеполитические ресурсы. Формальное присутствие Узбекистана в указанных  структурах может дать определенные дивиденды в случае противостояния с Западом, в противном случае у Узбекистана всегда имеется  возможность безубыточного выхода из организации.

Таким образом, неопределенность и резкие повороты во внешнеполитических приоритетах Узбекистана обусловлены внутренними факторами,  исходящих из авторитарной политической и командно-административной  экономической системы. Сложившийся порядок требует постоянной поддержки как внутренних, так и внешних ресурсов, но при этом руководство страны старается не попасть в поле влияния определенных игроков в регионе.


 


[1] Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики (Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана.) // http://www.zakon.kz/141573-poslanie-prezidenta-respubliki.html

[2] Доктрина Великого Шелкового пути 17 сентября 1998 // http://www.mfa.kg

[3] Концепция национальной безопасности 12 февраля 2009 года // http://www.mfa.kg

[4] Концепция внешней политики Кыргызской Республики 10 января 2007 года // http://www.mfa.kg

[5] Мы обречены быть вместе (Об отношениях Таджикистана и России)
 // http://www.tajembassy.ru

[6] Туркменистан предложил США разрабатывать каспийские нефтяные месторождения //  http: //www.vlasti.net

[7] Становление и приоритетные направления внешней политики Республики Узбекистан // www.history.uzsci.net

[8] Союз центральноазиатских государств. Есть ли у него перспективы // http://www.islam.ru

Последнее обновление ( 14.03.2010 г. )
 
« Пред.   След. »