Главная arrow Аналитика - Архив arrow О некоторых вопросах формирования казахской государственностина современном этапе
О некоторых вопросах формирования казахской государственностина современном этапе Печать E-mail
Автор Айдар Амребаев   
14.01.2010 г.

Image

Как известно, современное государство Казахстан формировалось казахским народом на протяжении столетий, на огромной территории в центре Евразии, волею исторической судьбы в тесном взаимодействии и взаимопереплетении с разнообразными этнокультурными субстратами (термин Л.Н.Гумилева), определившими культурное содержание и современный облик нашей страны. Из столетия в столетие передавался ценностный мир, язык, территория, культурный код народа Казахстана, определивший его самобытность и своеобразие.

рного сообщества с устойчивой толерантной социальной средой, обладающей значительным конструктивным зарядом для реализации высоких гуманистических задач всестороннего гармоничного развития личности.
Необходимо отметить, что в условиях транзита к демократическому государственному устройству, процессы национальной идентификации идут параллельно процессам оформления гражданской идентичности. Это взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. И совершенно ошибочна попытка противопоставления одного типа или уровня идентичности другому, это взаимодополняющие факторы одного и того же процесса поиска приемлемой формы и содержания национальной (т.е. государственной) идентичности Казахстана на современном этапе. Эта идентичность призвана ответить на фундаментальные  вопросы собственного бытия народа: Кто мы? Что нас объединяет? Куда мы движемся? Какие цели и результаты мы желаем достичь в будущем? И вообще, каковы социальные контуры нашей будущей перспективы? Неверное построение и трактовка самой идентификационной модели  может привести к непоправимым и трагическим социальным последствиям. Но построение казахстанской модели идентичности – это длительный процесс, который иные государства проходили столетиями, а мы находимся лишь в начале этого пути. Важным аспектом, влияющим на процессы национальной идентификации и, следовательно, построение адекватной ее требованиям модели государственности, является современный процесс глобализации, нарушающий привычные тренды и темпы нациестроительства, разрушая не только установившиеся национальные межгосударственные границы, но, что особенно важно,  также размывая культурные, языковые, духовные «границы» между народами, «торопливо» маргинализируя мировое пространство. В условиях еще формирующейся, становящейся национальной идентичности этот процесс обладает разрушительной, деконструктивной силой, подтачивающей сами основы этноса, возможности и способности его к самовыживанию, ценностной, а иногда и физической его регенерации. Т.е. в этой ситуации для растущего этноса актуализируется вопрос этнической консолидации, формирования объединяющей идеологии. И здесь вполне оправданными выглядят лозунги «национализма»: самоценности и исключительности того или иного народа, защиты «родной земли», языка, «веры отцов» и т.д. Ведь они ставят вполне позитивную задачу сохранения этнокультурной уникальности народа в условиях наступления «безликой глобализации» с ее вездесущей массовой культурой.
Другим отрицательным фактором в процессе нациестроительства выступает, как правило, негативная историческая память народа, закрепившая в сознании растущего, только формирующегося этноса, прежние стереотипы и клише «постоянной борьбы» за самовыживание народа, которые дополняют «негативный фон» в процессе формирования адекватной идентификационной модели. Так, в условиях Казахстана, таким «негативным фоном» служит: опыт Российского царского колониализма; репрессии в отношении казахской интеллигенции; голодомор 30-х годов; неравноправное социально-экономическое развитие Казахстана в советский период; отсутствие однозначной оценки событий 1986 года и деятельности лидеров в этих событиях; приоритетное участие иностранного капитала в процессе приватизации государственной собственности Казахстана и преференции в ведении бизнеса; отсутствие целенаправленной государственной (центральной и региональной политики) по возрождению государствообразующего казахского этноса в сфере социально-экономической, демографической, языковой, миграционной, информационной, культурно-образовательной политики и т.д.
Нерешенность и бюрократизм в решении ряда актуальных практических вопросов в сфере межэтнической, культурной и информационной политики государства создает «иллюзию», а порой и реальность противостояния этнокультурному возрождению автохтонного этноса со стороны различных «враждебных сил». В Казахстане проблемными стали вопросы принятия закона «О государственном языке»; действенной стратегии востребованности казахского языка в различных сферах общественной жизни Казахстана с перечнем конкретных государственных мероприятий и требований; «переформатирование» деятельности Ассамблеи народа Казахстана из культурно-представительской организации в общественно-бюрократическую структуру, разрабатывающую и реализующую на практике национальную политику государства в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений; реализация на практике стратегии формирования в Республике Казахстан суверенного информационного пространства;  создание правовых гарантий обеспечения равных прав и свобод граждан независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности и т.д.
Стратегия нациестроительства предполагает определение некой общей парадигмы развития, понятной и принимаемой всеми социальными, этническими, конфессиональными и политическими группами, составляющими весь спектр народного волеизъявления. Такой классической парадигмой может выступать концептуализация нации как исторически возникшей устойчивой общности людей, характеризуемой общностью их территории, экономических связей, языка, особенностей психологического склада, культуры и самосознания. При этом, в данном случае понятие «нация» не тождественно таким категориям, как «этнос» и «национальность», и построено на основе общегражданских и надэтнических, универсальных критериев, которые, впрочем, включают в себя все многообразие его глубинного, поликонтекстуального содержания. Можно сказать, что нация отождествляет собой всю совокупность граждан страны, независимо от их социальной, политической, этнической, конфессиональной и иной принадлежности, в качестве единого народа на основе общности их гражданства. В связи с чем, в процессе обеспечения национального единства следует исходить не только из этнического и религиозного, но и всей палитры социального, политического, культурного и иного многообразия казахстанского общества. Тем более, что такое требование диктует не только теория, но и реальное состояние современного казахстанского общества. И здесь краеугольным камнем формирования модели национальной идентичности, на наш взгляд, должна выступать система ценностей. Базовые ценности, в том числе и ценности гражданского общества, любого государства, как территориальная целостность, государственный язык, историческая судьба, национальные символы, морально-этический социальный кодекс и видение перспектив государственного развития имеют вполне конкретного носителя-этнос, который стоял у истоков формирования государственной идентичности и несет прямую ответственность за дальнейшее существование государства. В условиях формирования молодой казахской государственности, необходимо ясно осознавать историческую миссию казахского народа как «цементирующую» основу и источник нашего государства, носителя базовых ценностей народа. В связи с этим, хотелось бы предложить ряд ценностных ориентиров вокруг которых возможно национальное конструирование:
  1. Ценность территории и природных ресурсов Казахстана.

Казахский народ - исторический наследник огромной территории от Алтая до Каспия, которую наши предки сумели отстоять перед лицом многочисленных завоевателей и передать как историческое наследие-ценность современному народу Казахстана. Конституцией и соответствующими международно-правовыми документами зафиксировано право казахского народа на данную территорию. Именно казахский народ несет в связи с этим историческую ответственность за территориальную целостность страны, нерушимость ее границ и справедливое распределение среди народа Казахстана природных ресурсов, имеющихся на этой территории.

  1. Казахский язык как государственный язык современного Казахстана. Казахский язык в восприятии народа является не только средством коммуникации, но предметом осознанной гордости и надежды народа на сохранение своей культурной самобытности и международного самовыражения-самопрезентации как на официальном, так и неофициальном уровнях. Государство как институт является гарантом сохранения казахского языка, несет прямую ответственность за развитие и продвижение государственного языка. В связи с этим, необходимо четко обозначить приоритет патронажа государства (политического, экономического, культурного, информационного) над государственным языком и правовые гарантии и возможности для функционирования языков других этнических групп Казахстана.
  2. Общая историческая судьба народа Казахстана. В процессе формирования нашей государственности казахский народ, как народ основатель этого государства, пережил столетия трагической, но одновременно героической и созидательной деятельности. При этом при формировании основных принципов и системных характеристик современного государства был использован весь позитивный международный опыт и многообразный, культурный потенциал всех этнических групп населения Казахстана. На этом пути совместной судьбы были периоды, как размежевания, так и теснейшего переплетения интересов, ценностей и судеб различных народов. Это осуществилось естественным образом волей исторической судьбы и является безусловным достоянием, «визитной карточкой» толерантности казахского и других народов страны и абсолютной непреходящей ценностью полиэтнического и многоконфессионального народа Казахстана.
  3. Казахские национальные символы являются основными формальными атрибутами идентичности Казахстана. Такими символами являются герб, флаг, гимн, Конституция, президент, столица, паспорт гражданина Казахстана, в котором должна быть ясно обозначена графа «гражданство» (в соответствии с международной практикой) и по желанию гражданина названа «этничность». Все формальные символы государственности являются национальным брендом и должны отображать эстетические каноны и представления казахского народа. К примеру, архитектура новой столицы государства должна нести в себе наряду с модернизационным посылом и этнокультурную и языковую семантику казахского народа. Предметом национальной гордости и источником  патриотического сознания является национальный гимн страны, ее флаг и герб, которые также нуждаются в государственной охране и пропаганде. Конституция и деятельность Президента отражают национальные интересы всего народа Казахстана и являются по своему характеру интернациональными.
  4. Морально-этический социальный кодекс народа Казахстана.

Эта система сложившихся в обществе принципов и моделей социального поведения является результатом исторического культурного опыта и сознания представителей всех этносов населявших и проживающих ныне на территории Казахстана, поэтому является поликультурным универсальным явлением. Этот кодекс является также органичной частью мировой этической культуры. В нем сосредоточены основные этические нормы, лежащие в основе общечеловеческих ценностей, таких как гуманизм, уважение прав и свобод личности, толерантность, веротерпимость и т.д. В данном негласном кодексе находят отражение также моральные принципы, зафиксированные как в мировой духовной традиции, так и в традициях народов Казахстана. Следует отметить, что в казахской народной традиции сохранились и получили широкое распространение морально-нравственные нормы поведения, которые вошли в сокровищницу мировой этической культуры. Это уважение к старшим, гостеприимство, комплиментарность, способность к состраданию, патриотизм. В этой связи необходимо особо подчеркнуть значение формирования общих этических норм, объединяющих представителей разных этносов и конфессий, и, следовательно, формирующих единое этическое пространство взаимодействия людей, представляющих различные этносы, культуры, религии.

     6. Общее ответственное видение будущих перспектив развития народа Казахстана. Казахский народ, стоящий у истоков национальной государственности и являющийся государствообразующим этносом, несет полную ответственность за благополучное и равноправное будущее всех граждан Казахстана. Выбранная руководством страны перспектива построения демократического, правового, рыночного и социально ориентированного, светского, поликультурного государства отражает стратегический выбор всего народа Казахстана. Идеология Развития, Прогресса и Процветания всех граждан нашей страны является основой национального развития. Стремление народа Казахстана войти в семью наиболее развитых стран мира с развитой экономической инфраструктурой, уникальной культурой, обеспечивающей полноценное гармоничное развитие всех граждан Казахстана является главным мотивом и перспективой развития казахской государственности на современном этапе.
 
След. »