Главная arrow Аналитика arrow ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Печать E-mail
Автор Чуланова З.К.   
15.01.2010 г.

 Image

Экономический кризис, начавшийся в финансовом секторе многих стран мира, не мог не отразиться и на других сферах экономики. В условиях недостатка финансовых ресурсов, как правило, в первую очередь страдают отрасли социальной сферы. Так, высшее образование, являясь бенефициарием и показателем экономического роста и благосостояния населения, в сложных условиях снижения потребительского спроса и бюджетной неопределенности испытывает определенные трудности.

Сложившаяся ситуация на рынках труда, сокращение рабочих мест, уровня заработной платы по всему миру, снижение покупательной способности в результате повышения цен на товары и услуги, коммунальные услуги, расходов на проезд, снижая уровень доходов населения, заставляет многих студентов перейти с дневного отделения вуза на заочное, отложить получение второго высшего образования или высшего образования вообще.
В России в результате проведенного осенью 2008 г. экспертами ГУ-ВШЭ исследования о воздействии экономического кризиса на систему образования были определены следующие основные направления влияния кризиса на образование: сокращение спроса на платное образование, сокращение госфинансирования, снижение спроса на выпускников со стороны бизнеса, сокращение возможностей финансирования вузов бизнесом. Министерством образования и науки РФ для сохранения контингента студентов-платников была начата разработка антикризисных мер в помощь системе образования. В начале этого года российский президент Дмитрий Медведев для облегчения трудностей с получением платного образования, предложил три меры: 1. вузам пойти на уступки должникам, зафиксировав стоимость обучения в рублях и оставив ее неизменной на весь срок обучения; 2. активнее развивать систему образовательных кредитов и выдавать деньги под минимальные проценты; 3. переводить отличников с коммерческих отделений на свободные бюджетные места, при условии, что учащиеся демонстрируют успехи. Предложение президента поддержали 91% российских вузов, в частности, 59% вузов федерального подчинения зафиксировали плату за обучение в рублях по всем направлениям подготовки, 11% вузов - по отдельным направлениям, 21% вузов - с учетом прогнозируемого уровня инфляции, не превышающего 13% .
В Казахстане, к сожалению, в антикризисных мерах и программах правительства поддержки системы образования не предусмотрено. Сегодня некоторые студенты платного образования сталкиваются с проблемой, когда, проучившись 2-3 года, не имеют средств, чтобы закончить образование. Особенно остро эта проблема стоит для детей из малообеспеченных или сельских семей, инвалидов. Даже поступив по квоте или получив грант на обучение, студенты из малообеспеченных семей, тем более приезжие, испытывают значительные проблемы, связанные с материальным обеспечением – это и оплата за проживание, и проезд к месту учебы, и питание и т.д.
В наиболее же благополучных и богатых странах высшее образование более доступно для населения. В частности, во Франции и Скандинавских странах оно бесплатное, в Германии обучение в вузах в среднем составляет 500 евро в семестр, а в некоторых регионах оно полностью бесплатное, в Швейцарии семестр стоит около 1000 долларов. Причем эти цифры не являются полной стоимостью обучения, это некая доплата к бюджетным средствам, необходимая для повышения ответственности студента, во избежание случаев, когда студенты учились по 10 и по 15 лет.
Руководство вузов в развитых странах старается быть солидарным со своими студентами. В Великобритании поддержка студентов закреплена законодательно с учетом доходов семей. При этом индивидуальное финансирование идет из расчета: 50% - на стипендии для особенно нуждающихся и 50% на целевые льготные кредиты. Как правило, более 60% студентов охвачено другими видами социальной поддержки, в частности субсидии на питание, наем жилья, проезд и даже спортивные занятия. Подрабатывающим студентам в трудоустройстве помогают специальные студенческие биржи труда. В китайских вузах пятая часть обучающихся студенты из бедных семей, для которых оплата за учебу в 600 долларов - сумма неподъемная. Наиболее распространенным методом обеспечения доступа к высшему образованию представляется практика ежегодных студенческих кредитов, которые студент должен вернуть после окончания вуза, причем половину процентов по кредиту оплачивает государство.
По данным Информбюро, на сегодня в частных вузах Казахстана 90% студентов получают знания на платной основе . Средние расходы на обучение по гранту в 2009 году составили 227,6 тыс. тенге в год , в частных вузах обучение стоит от 200 тысяч до полутора миллионов тенге. Несмотря на то, что государство с каждым годом увеличивает финансирование высшего образования (в частности, расходы на обучение бюджетников за последние несколько лет выросли втрое), вузы гораздо больше зарабатывают на платных студентах.
Согласно сообщению Kazakhstan Today, с начала 2010 г. около 30% казахстанских вузов понесут убытки. Как отмечает председатель ассоциации вузов Р.А. Алшанов, во многих образовательных учреждениях сегодня растут долги по заработной плате преподавательскому составу, некоторые вузы не в силах даже оплатить налоги. В то же время в государственных вузах, как утверждают их представители, ситуация значительно лучше. Связано это с тем, что здесь в настоящее время практикуют две формы оплаты: наличные и предоставление госкредитов .
Между тем следует отметить, что в Казахстане недавний кредитный бум практически не затронул сферу высшего образования. Кроме того, при проведенном обследовании состояния параметров кредитного рынка превалируют оценки сохранения высоких индивидуальных рисков заемщиков. Банки поддерживают жесткую кредитную политику, уменьшая тем самым емкость внутреннего кредитного рынка, что, разумеется, снижает возможности получения льготных образовательных кредитов.
Среди причин финансовых потерь вузов эксперты также называют завышенные цены на обучение. Согласно опросу, проведенному центром социальных и политических исследований «Стратегия» в г. Алматы, отмечена тенденция экономить на образовании, поскольку люди не хотят платить завышенные суммы за образование. В США, где нет бесплатного обучения, стоимость может достигать 30-60 тысяч долларов в год, в зависимости от престижности вуза. Там действуют такие рыночные понятия как конкурс и спрос. У нас же сегодня более высокую цену платят не столько за качественное, сколько за престижное образование. При этом подготовка во многих вузах не соответствуют современному спросу, предъявляемому рынком труда. Высокая плата за образование сейчас складывается преимущественно в области экономики, социологии, права и т.п. Стоимость же образования в технических вузах, где конкурс меньше, гораздо ниже. Хотя обучение в них, требующее большой технической базы, лабораторий, оборудования, стоит гораздо дороже. При этом во время кризиса растет спрос на старые зарекомендовавшие себя вузы, качество образования в которых проверено временем, хорошие технические вузы, гарантирующие трудоустройство, а также на заведения, дающие конкретные специальности (технолог в пищевом производстве, инженер в цветной металлургии) вместо абстрактных (менеджер, маркетолог).
На доходы вузов немалое влияние оказало то, что уже сегодня более 140 тыс. выпускников ушли обучаться в колледжи, где ниже оплата и сроки обучения, а полученная специальность более востребована на рынке труда. В Казахстане после бума высшего образования, начавшегося в начале 2000-х годов, когда получение дипломов о высшем образовании и ученой степени давалось легко, в последние годы количество высших учебных заведений и численность обучающихся в них стало снижаться. Количество вузов постепенно сокращалось со 181 в 2005-2006 учебном году до 143 в 2008-2009, численность учащихся – с 775762 до 633814 соответственно. Количество же колледжей возросло со 180 в 2003-2004 учебном году до 471 в 2008-2009, численность учащихся – с 250935 до 504742 соответственно .
Анализ рынка труда показывает, что сегодня повышается спрос на квалифицированных работников, возрастают требования к их профессионализму, некоторые специальности себя изжили, а качественный состав трудового потенциала страны мало соответствует задачам ускоренного инновационного развития экономики. Из общего числа занятого населения 26,6% работников имеют высшее и незаконченное высшее образование, 26,9% - среднее профессиональное (специальное), 46,5% - основное среднее , т.е. это - неквалифицированные работники.
Ситуация в перерабатывающих отраслях стран СНГ, и в том числе Казахстана, показывает, что в целом ряде этих отраслей возникнут сложности с освоением высокотехнологичных наукоемких производств. При этом часть трудоспособного населения в связи со своими квалификационными параметрами не сможет найти свое место. Уже сейчас работодатели и предприниматели ряда отраслей экономики, особенно машиностроения, металлообработки, совершенствуя технологии, отмечают нехватку профессионально подготовленных инженерно-технических и рабочих кадров.
Глобализация рынков труда, индустриально-инновационное развитие страны подразумевают высокие качественные параметры работников, если не всех, то, по крайней мере, большей ее части. Чем выше качество специалиста, тем больше вероятность успешного освоения сложных технологий и технического оборудования.
Отдельная проблема - качественный состав преподавателей повышения квалификации кадров в системе образования и на производстве. В учебных заведениях начального и среднего профессионального образования отмечается снижение доли численности преподавателей высшей категории.
Не вызывает сомнений, что в настоящее время образование становится одной из главных ценностей. При этом меры по развитию образования сегодня ни в коем случае нельзя сводить к вопросам преодоления кризиса. Государство, со своей стороны, не должно сворачивать никакие важные образовательные и научно-исследовательские проекты. При этом следует учитывать, что кризис несет не только разрушения, но и возможности. Прежде всего это относится к необходимости мобилизации педагогических коллективов на улучшение качества образования, повышения его конкурентоспособности.
Чтобы сделать высшее образование доступным для населения в условиях кризиса и не допустить ослабление качества преподавания представляется целесообразным:
1. Предоставлять студентам отсрочки по оплате на сроки от месяца до полугода, разрешить вносить плату не сразу за год или на семестр, а раз в месяц.
2. Отработать механизм перевода на бюджетные места. Например, студенты должны проучиться два курса на «отлично», без четверок. После этого они могут написать заявление и по просьбе Ученого совета университета, их переводят на бюджет, разумеется, при наличии свободных мест. Дважды в год, после окончания сессии, все студенты факультета должны быть извещены о количестве таких вакантных мест. По распоряжению декана создается комиссия, в которую обязательно должны входить представители студенческого самоуправления. Комиссия определяет сроки и порядок работы, рассматривает заявления студентов о переводе и выносит решение, руководствуясь следующими тремя основными критериями: успеваемость студента, активная общественная работа и материальное положение студента. Все это документально оформляется. Результаты должны быть опубликованы на сайте факультета и университета, на доске объявлений.
3. Естественно, следует учесть, что массовый перевод на бюджетные места невозможен, в силу того, что на разных факультетах ситуация различна. Скажем, на физико-математических факультетах, где традиционно большой отсев студентов, появляется больше вакантных бюджетных мест, а на гуманитарных специальностях (юристы, иностранные языки) отсев небольшой. В то же время такая система может создать определенные этические проблемы по отношению к студентам-бюджетникам, сдавшим экзамены. Следовательно, следует увеличивать количество бюджетных мест.
3. Совершенствовать методы и направления развития студенческого кредитования. Министерству образования и науки РК принять участие в разработке программы доступных образовательных кредитов на льготных условиях, чтобы стоимость обучения не росла с текущим ростом инфляции, с установлением фиксированного нижнего предела срока погашения кредита для всех вузов вне зависимости от сотрудничающего с вузом банка.
5. Выделение грантов предприятиями с учетом имеющихся положительных примеров: ежегодно Национальный банк выделяет на бесплатное обучение в магистратуре 30 грантов: 10 – на специализацию «Финансовый аналитик», 10 – на специализацию – «Финансовый риск-менеджер», по 5 грантов – на специализации «Актуарий» и «Страховой бизнес».
6. Ввести гибкую систему поощрения отличников, включающую назначение государственных стипендий студентам, магистрантам, успевающим на «отлично» и «хорошо»; скидки за обучение абитуриентам, набравшим при поступлении высокий балл, но не проходной на бюджетное место; создание особого фонда для студентов, которые учатся на «отлично» и активно участвуют в жизни университета, но не могут быть переведены из-за отсутствия вакантных бюджетных мест.
5. Плату за обучение необходимо понизить до себестоимости. Вузы могут устанавливать тарифы самостоятельно, но в увязке со стоимостью обучения студента на бюджетном месте. Плата за обучение должна быть более взвешенной и соответствовать его качеству.
6. Повысить конкурентоспособность рабочих мест в системе образования. Стабильная занятость и более конкурентоспособная зарплата будут способствовать притоку в бюджетный сектор профессионалов из частного сектора.
7. Университетам принять участие в переподготовке кадров, что также способствовало бы решению проблемы подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда.
8. Вузам заключать контракты со школами на преподавание университетских преподавателей в школах. Это станет материальной поддержкой преподавателям и поможет решить одну из наиболее сложных проблем в сфере образования – нехватки учителей, в особенности математики, физики, информатики и английского языка. 
9. Вузам активизировать работу по установлению партнерских связей и поиску различных образовательных грантов для ослабления зависимости от госфинансирования и платы студентов. 10. Развивать дистанционное образование, что повысит доступность к получению образования инвалидов, молодежи из сельской местности.
 
« Пред.