Главная arrow Аналитика arrow Интеграционные инициативы Президента РК Н.А. Назарбаева в регионе Центральной Азии
Интеграционные инициативы Президента РК Н.А. Назарбаева в регионе Центральной Азии Печать E-mail
Автор Жоламанова Г.Е.   
03.02.2010 г.

         Как показывает опыт развития интеграционных процессов в мире, в результате которых удалось найти адекватные ответы на многие важные проблемы, именно коллективное осуществление суверенитета является в современном взаимосвязанном мире наиболее оптимальным путем обеспечения национальных интересов и реальной самостоятельности. Участие меньших по размеру, менее развитых и мощных в военном отношении государств в региональных интеграционных объединениях дает им дополнительную гарантию и реальную возможность более эффективно противостоять политике диктата, давления и насилия. Поэтому основным приоритетом в обеспечении безопасности в регионе Центральной Азии продолжает оставаться  предупреждение угроз национальной безопасности.

В настоящее время практически все государства мира приходят к осознанию того, что обеспечение национальной безопасности, только опираясь на собственные силы, представляется малоперспективным [1]. Это касается не только стран со средним и низким уровнем развития, но и государств-лидеров. Отсюда потребность в формировании коллективных систем безопасности, которые берут на себя солидарную ответственность за безопасность каждого государства-члена такой системы.

Страны Центральной Азии находятся на важном этапе политического и экономического взаимодействия. Центральноазиатский регион переживает перемены, геополитическая ситуация постоянно развивается. В настоящее время очевидно, что Центральноазиатский регион стал зоной столкновения геополитических интересов крупнейших мировых игроков, ареной негласного противостояния мировых центров силы. Неоднозначные события, произошедшие в Кыргызстане, Узбекистане в 2004г. – последствия того, что эти страны столкнулись с неприкрытым давлением со стороны внешних сил, приложивших немало усилий для «демократизации» стран региона. Опыт так называемых цветных революций в Грузии и на Украине был перенесен на центральноазиатскую почву [2]. Тяжелые последствия этого до сих пор сказываются на внутриполитической и внешнеполитической жизни Кыргызстана и Узбекистана. Как показали вышеуказанные события, мир в Центральной Азии – ее самое уязвимое место. В связи с этим, основная цель внешней политики независимых государств центрально-азиатского региона состоит в активизации и налаживании интеграционных процессов между странами Центральной Азии с целью недопущения реализации подобных «сценариев».

С первых дней независимости Казахстан продемонстрировал миролюбивый характер своей внешней политики, основной целью которой явилось формирование и дальнейшее развитие концепции «многовекторной дипломатии», согласно которой Казахстан развивает равноправные и диверсифицированные отношения по всем важным для страны направлениям: СНГ, Центральная Азия, Восток и Запад, Европа и Азия, мусульманский мир, АТР, индустриальные державы [3]. Казахстан успешно осуществил вхождение в мировое сообщество и различные международные структуры глобального, регионального и субрегионального уровня. На сегодняшний день Казахстан является членом авторитетных как европейских, так и азиатских международных организаций.

Стабильный уровень экономического развития, который страна поддерживает и в период мирового экономического кризиса благодаря взвешенному курсу внешней и внутренней политики, проводимому  Главой Государства позволяет быть Казахстану не только так называемым «островком стабильности, но и  безопасности»  в регионе Центральной Азии. Сохраняя баланс между крупными игроками в данном регионе – Москвой, Пекином, Вашингтоном республика более нацелена на реализацию собственной многовекторной политики, чем на развитие целостных взаимоотношений Центральной Азии с другими странами. Республика Казахстан занимает уникальное место в интеграционных процессах ЦАР. Это связано с тем, что Казахстан занимает выгодное положение в системе международных отношений, т.к. относится одновременно к тюркоязычному миру и имеет религиозную общность с исламскими государствами, исторические корни и психологические особенности национального духа, обусловливающие его принадлежность к Востоку. Однако Казахстан относится и к Западу, т.к. евро-принадлежность Казахстана обусловлена факторами демографического и политического свойства, характером построения светского государства.

В начале XXI века в связи с распространением непростых вызовов и угроз в современном меняющемся мире для Казахстана наиболее приоритетными стали вопросы обеспечения национальной и региональной безопасности, борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и наркотраффиком, что связано, как с внутренними трансформационными процессами, так и с влиянием внешних факторов в самом регионе. Последние несколько лет принесли ощутимое усиление азиатского направления, в связи с чем, в казахстанской политике набирает силу так называемый «азиатский вектор» [4]. Азиатское направление обусловлено непосредственной принадлежностью Республики Казахстан к этому динамично развивающемуся региону мира. Президент РК Н.А. Назарбаев неоднократно заявлял о том, что «общие подходы к комплексу мировых проблем, идентичные интеграционные усилия, а также растущий взаимный интерес в экономической сфере подчеркивают многогранность и перспективы казахстанско-азиатского диалога».  Свидетельством тому являются  ежегодные  Послания Президента страны народу Казахстана, где Глава государства напоминает о том, что приоритетным направлением во внешнеполитическом курсе нашей страны является интеграционный вектор развития. Подтверждением тому служат тезисы из «Стратегии 2030: «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния  всех казахстанцев» – долгосрочного пути развития Казахстана до 2030-го  года, где сказано: «Будут усиливаться наши связи и интеграционные процессы с центральноазиатскими государствами. Лучшим нашим оружием, обеспечивающим защиту национальных интересов и паритет сил на ближайшую и дальнюю перспективу, должна быть политика интеграции, в первую очередь – укрепление и развитие Центральноазиатского Союза между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, невмешательства в дела других государств, доминирования актов согласия, а не противостояния» [5]. О том, что этому направлению будет уделяться повышенное внимание, свидетельствует и  создание в структуре внешнеполитического ведомства Казахстана специального подразделения по углублению многостороннего сотрудничества в Азии. Это объясняется тем, что Центральноазиатский регион (ЦАР) в силу своего геополитического расположения имеет важнейшее стратегическое значение.

В этой связи в 2005г., обращаясь к народу Казахстана с ежегодным Посланием, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выдвинул идею создания Союза Центральноазиатских государств, которая явилась своевременной инициативой, реализация которой в этих странах станет важным фактором устойчивого развития, повышения уровня конкурентоспособности национальных экономик и успешной интеграции их в мировое сообщество, то есть объединения на сугубо региональной основе [6]. Данный проект сейчас находится на стадии проработки у субъектов региона. Тот факт, что по прошествии 15-ти лет с момента обретения независимости появляются новые интеграционные инициативы, свидетельствует о продолжении нашей страной поиска оптимальных вариантов многостороннего межгосударственного сотрудничества в рамках региона.

Современные тенденции глобального развития обуславливают то, что  регион в настоящее время постепенно превращается в один из самых перспективных геополитических регионов мира, где пересекаются  интересы ведущих мировых игроков. Во внешней политике Республики Казахстан приоритетным направлением является приверженность интеграционным процессам в регионе.

По мнению эксперта М.Ш.Губайдуллиной, «Республика Казахстан, в лице Президента Н.А. Назарбаева выступает с различными интеграционными инициативами, проявляя политическую волю, которая сегодня признается одним из основных условий для успешного продвижения интеграции, это государство выступает вперед по сравнению с остальными участниками центральноазиатского интеграционного процесса» [7].

Свидетельством того, что приоритетным вектором развития нашей страны является интеграция  являются выдержки из Послания Президента страны народу Казахстана от 19 февраля 2005 года: «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», где отмечено, что «Казахстан был инициатором и активным участником интеграционных процессов на евразийском пространстве. Без преувеличения можно сказать, что имя нашей страны на международной арене непосредственно связано с предложением о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Последняя встреча министров иностранных дел в Алматы, принявших уникальный документ — Каталог мер доверия, является свидетельством успешной реализации инициативы, которая была высказана мной еще в 1992г. на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Наша дальнейшая интеграция – это путь к стабильности, прогрессу региона, экономической и военно-политической независимости. Только в этом случае регион будут уважать в мире. Только так мы обеспечим безопасность и будем эффективно бороться с терроризмом и экстремизмом. Предлагаю создать Союз центральноазиатских государств. Такое объединение, наконец, отвечает интересам простых людей, живущих в нашем регионе. Договор о вечной дружбе между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном может послужить прочной базой для такого объединения. Я не исключаю и другие страны региона. У нас общие экономические интересы, культурно-исторические корни, язык, религия, экологические проблемы, внешняя угроза. О таких предпосылках архитекторы строительства Европейского союза могли только мечтать. Нам надо перейти к тесной экономической интеграции, двигаться к общему рынку и общей валюте» [8].

Данное направление сохраняет преемственность и актуальность, которая прослеживается  в Послании Президента народу Казахстана от 1 марта 2006 года: «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира», где первым приоритетом обозначена «Успешная интеграция Казахстана в мировую экономику – основа качественного прорыва в экономическом развитии страны». «Казахстан может и должен активно участвовать в многосторонних международных экономических проектах, что будет способствовать нашей интеграции в глобальную экономику и поддержит наших экспортеров», – из Послания Президента народу страны от 1 марта  2006 года.  Также в Послании от 2006г.  сказано: «Мы должны укреплять сотрудничество государств центрально-азиатского региона для противостояния этим вызовам современности, в том числе, участвуя в проведении совместных учений в рамках ОДКБ и ШОС» [9].

Об актуальности и стратегической значимости интеграционной роли Казахстана свидетельствуют и слова Н.А. Назарбаева, сказанные им на конференции, посвященной 10-летию Cтратегии 2030: «Доказали свою востребованность созданные по инициативе Казахстана межгосударственные объединения. Деятельность региональных объединений – СВМДА, ШОС, ОДКБ создала прочную основу для стабильности и взаимодействия в регионе. С государствами соседями по всему периметру нашей границы Казахстан имеет дружественные отношения. Вместе с тем, начало 21 века не принесло миру больше стабильности и безопасности. Напротив, стало очевидным, что борьба с такими угрозами как международный терроризм, экстремизм, наркоторговля, незаконный оборот оружия и ядерных материалов будет затяжной. Поэтому в предстоящие годы мы будем укреплять нашу систему национальной безопасности, интегрировать ее с глобальными и региональными системами, внедрять современные технологии в систему обеспечения безопасности. Казахстан останется активным участником международной деятельности, направленной на борьбу с новыми угрозами и вызовами. Мы также намерены укреплять свою роль как гаранта стабильности и безопасности в Центрально-азиатском регионе». Следует отметить, что адаптированная концепция внешней политики Казахстана, изложенная на заседании Совета безопасности министром иностранных дел Казахстана Е.А. Идрисовым (15марта 2001г.), утверждала следующую стратегическую линию – «развитие интеграционных процессов, в первую очередь, в рамках ЕврАзЭС, ШОС, СВМДА, ОДКБ, ЦАЭС». В Послании Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007г.: «Новый Казахстан в новом мире» Президент также продолжает данный вектор, выделяя, что одним из основных направлений внешней политики РК является интеграция в рамках СНГ, ШОС, ЕврАзЭС. Кроме того, Президент предлагает выйти «на создание Евразийского экономического союза, сделать его выгодным для вступления других наших соседей». Таким образом, анализируя ежегодные послания Президента народу страны ясно прослеживается, что приоритетным направлением в концепции внешней политики Республики Казахстан является приверженность политике интеграции в регионе.

Проведем краткий обзор деятельности основных интеграционных структур, созданных по инициативе Президента РК Н.А.Назарбаева в регионе, выделим приоритеты и подведем итоги их работы. 

Так, одним из логических шагов по развитию интеграционных процессов в Центральной Азии стала идея со стороны Казахстана в лице Президента Н.А. Назарбаева о создании нового объединения из стран-участниц СНГ – так называемого Евразийского Союза (ЕАС), впервые озвученная им 29 марта 1994г. на лекции перед преподавателями и студентами МГУ. «Как вы помните, проект Евразийского Союза не был адекватно воспринят. Но в то же время он не был и категорически отвергнут. Я по-прежнему остаюсь сторонником интеграции постсоветского пространства. Мною двигали два соображения. Первое – обобщить в единое целое наиболее реалистические предложения по дальнейшему развитию интеграции постсоветского пространства. Второе – прервать уже неприлично затянувшуюся паузу в деятельности институтов СНГ. Проект был включен в повестку дня октябрьского саммита 1994г. глав государств СНГ. Если смотреть на вещи непредвзято, нельзя не отметить, что предложенный  нами евразийский проект значительно ускорил все эти процессы». С целью создания единого экономического пространства предлагалось формирование ряда наднациональных координирующих структур, в их числе – Комиссия по экономике при Совете глав государств, Комиссия по сырьевым ресурсам стран-экспортеров ЕАС, Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям, Комиссия по вводу расчетной денежной единицы. В сфере обороны предлагалось заключить договоры по совместным действиям по укреплению национальных Вооруженных сил стран-членов ЕАС и охране внешних границ, созданию единого оборонного пространства, по формированию коллективных миротворческих сил ЕАС, по созданию межгосударственного совета по проблемам ядерного оружия.

По сути, речь идет  «о стратегическом курсе взаимоотношений государств Центральной Азии с Россией и другими бывшими советскими республиками, о будущем взаимоотношений азиатской и европейской части постсоветского пространства. Сама идея создания ЕАС во многом аналогична успешно действующей интеграционной организации – Европейского Сообщества.

Говоря об интеграционных инициативах Президента РК Н.А.Назарбаева в Центральной Азии нельзя обойти тему формирования механизма коллективной безопасности в континентальном масштабе, что стало возможным благодаря реализации казахстанской инициативы о созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, обнародованной мной именно с этой трибуны в 1992 году. Идея созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии впервые была представлена Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1992г. Идея о созыве СВМДА была поддержана 16 азиатскими государствами, суть которой заключается в идее создания всеобъемлющей и универсальной системы азиатской безопасности. Одним из пунктов условий членства в СВМДА является наличие части территории государства на Азиатском континенте. В настоящее время двадцать стран состоят в членстве в СВМДА, шесть государств и три организации, такие как ООН, ОБСЕ и ЛАГ, имеют статус наблюдателя. Вступление в СВМДА таких перспективных государств, как Таиланд (2004 год), Республика Корея (2006 год), Объединенные Арабские Эмираты и Хашимитское Королевство Иордания (2008 год), стало очевидным доказательством того, что оно становится все более востребованным и значимым форумом на Азиатском континенте.

Это является свидетельством того, что цели и деятельность СВМДА получили широкое признание мирового сообщества. А это подтверждает то, что актуальность и дальновидность интеграционных инициатив Президента РК Н.Назарбаева очевидна.

В свою очередь, первый саммит государств–участников СВМДА был проведен по инициативе главы государства Н.А. Назарбаева в июне 2002г. в Алматы. Тогда впервые была предпринята попытка создания структуры глобальной безопасности на Азиатском континенте. Участники форума подписали итоговый документ саммита – Алматинский акт, а также приняли декларацию СВМДА об устранении терроризма и содействии диалогу между цивилизациями, которая стала актуальным документом в свете борьбы против терроризма и отразила сложившуюся ситуацию в мире в этой области. Декларация выразила взгляд азиатских государств на проблему борьбы с терроризмом. Проведение первого саммита СВМДА в Алматы, также принятие вышеуказанного документа  способствовало укреплению позиций страны и повышению статуса республики на международной арене. Проведение в Казахстане первого саммита СВМДА внесло существенный вклад в дело укрепления мира на Азиатском континенте. По результатам прошедшего саммита в Алматы удалось добиться конкретных результатов, достигнув консенсуса по многим вопросам мира и безопасности в Азии. С момента проведения первого саммита СВМДА проделана значительная работа, подписан ряд документов, принят каталог мер доверия СВМДА, а также одобрены правила процедуры СВМДА. С 1992 по 2002 гг. процесс СВМДА прошел несколько этапов. В первоначальный период были проведены встречи экспертов МИД азиатских стран (Специальной Рабочей группы – СРГ), которые пришли к мнению о том, что разногласия, существующие в регионе, не должны стать препятствием для выработки государствами региона общих подходов к проблемам безопасности и сотрудничества. В ходе заседаний Специальной рабочей группы государств-участников СВМДА были рассмотрены проекты базовых документов – «Правила процедуры СВМДА», «Декларация принципов взаимоотношений государств-членов СВМДА», «Структура и институты СВМДА». Всего с 1995 по 2000 гг. состоялось девять заседаний Специальной рабочей группы. На встрече заместителей министров иностранных дел государств-членов СВМДА в декабре 1997г. участники приняли Итоговое заявление Совещания.

В соответствии с Меморандумом, распространенным казахстанской стороной, была создана постоянно действующая Контактная группа, состоящая из представителей Посольств государств-участников, аккредитованных в Алматы. В сентябре 1999г. была проведена встреча министров иностранных дел государств - членов СВМДА, на которой была подписана Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами - членами СВМДА. В тексте Декларации отражены базовые положения обеспечения международной безопасности в Азии: уважение суверенитета и прав государств-участников, сохранение территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга, мирное урегулирование споров, отказ от применения силы, разоружение и контроль над вооружениями, сотрудничество в социальной, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, уважение основных прав человека в соответствии с принципами ООН и международного права.

Первый саммит СВМДА был запланирован на ноябрь 2001г., но из-за событий в Афганистане осенью 2001г. был отложен на лето 2002г. По итогам саммита в июне 2002г. в Алматы были подписаны два документа: Алматинский акт и Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействии диалога между цивилизациями. Алматинский акт стал главным итоговым документом саммита. Данный документ состоит из преамбулы и четырех основных глав, затрагивающих широкий спектр вопросов сотрудничества в рамках Совещания. Документ выразил основную суть деятельности СВМДА, призывая ее членов к укреплению мира, стабильности и безопасности в регионе и во всем мире через сотрудничество и взаимодействие. Декларация СВМДА об устранении терроризма и содействию диалога между цивилизациями стала актуальным документом в свете борьбы против терроризма и отразила сложившую ситуацию в мире в этой области. Декларация выразила взгляд азиатских государств на проблему борьбы с терроризмом. Как известно, Казахстан  является председателем СВМДА до конца  первой  половины 2010 года.

Для Казахстана проведение международного форума такого масштаба способствовало укреплению позиций страны и увеличению  авторитета республики на международной арене, что в свою очередь «повышает кредит доверия к Казахстану не только как к стабильному государству, но и как к государству, открытому для сотрудничества и диалога в различных сферах» [10]. Первый саммит глав-государств СВМДА состоялся 4-6 июня 2002 года в Алматы. СВМДА стал хорошим форумом для установления более доверительных отношений между государствами Азии. Первые шаги СВМДА в решении проблем безопасности посредством диалога способствуют преодолению таких барьеров, как недоверие и подозрительность между государствами. С одной стороны, в этом и состоит задача Совещания – обеспечение сотрудничества через диалог и взаимодействие, а также рост доверия между государствами в решении важных проблем регионального и глобального характера.

С другой стороны, Совещание является ограниченным инструментом в практическом решении важных проблем на многостороннем уровне. Географический охват участников СВМДА очень широк, и внешнеполитическому ведомству Казахстана еще предстоит большая работа в поиске общих точек соприкосновения национальных интересов государств-членов. В настоящее время СВМДА не является реальным механизмом обеспечения региональной безопасности в Азии и может играть лишь дополняющую роль к остальным инструментам обеспечения безопасности в ЦА.В 2006г. под председательством Казахстана состоялся второй Саммит СВМДА и второй Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане. 17 октября 2007г. в Алматы состоялось торжественное заседание Комитета старших должностных лиц СВМДА на уровне заместителей министров иностранных дел. По мнению экс-министра иностранных дел Марата Тажина, общими усилиями СВМДА достигло следующей стадии своего развития - исполнения мер доверия среди государств-членов в гуманитарном, экономическом и экологическом измерениях, а также в области борьбы с новыми вызовами и угрозами. Таким образом, к настоящему времени казахстанское внешнеполитическое руководство провело два саммита СВМДА в 2002 и в 2006гг.

Идея созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии была стратегическим суверенным шагом для Казахстана, как инициатора подобного форума. Из концепции оно преобразовалось в заметный на международной арене и деятельный форум – площадку для диалога и поиска взаимоприемлемых мер по разрешению проблем и противоречий в регионе.

В ближайшее время ожидается, что Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии получит полноправный статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

По мнению Президента РК Н.А. Назарбаева, «время доказало востребованность процесса СВМДА, в рамках которого набирает темпы политический диалог азиатских государств…». Этот авторитетный форум стал гордостью нашей внешней политики, продемонстрировал состоятельность нашего государства в качестве влиятельного субъекта международного сообщества. Данное обстоятельство свидетельствует об активности нашей страны в рамках СВМДА и, следовательно, о перспективности казахстанского участия в этой интеграционной организации.

Укреплению занимаемых позиций  Казахстана в системе азиатской интеграции способствовало и четвертое совещание министров иностранных дел Азиатского диалога сотрудничества (АДС) в Исламабаде, состоявшееся в апреле 2005г. Где министр иностранных дел РК  К.Токаев сфокусировал внимание лидеров Азиатского региона на том, что в условиях растущего мирового энергодефицита Казахстан способен удовлетворить спрос Азии на энергоносители и готов на равных участвовать в важных проектах в этой области. Показательным является то обстоятельство, что Казахстан является единственным государством в ЦАР, представленным в столь авторитетном форуме, каким является АДС. В состав этой организации входит 28 государств, сосредоточивающих несколько миллиардов населения с динамично растущими экономиками.

В 2006 году наша страна выступила председателем в СНГ, предложив программу реформирования Содружества, которая заключалась в  понимании СНГ как свободного пространства постсоветской интеграции. Предложенная тогда Президентом нашей страны  Концепция реформирования СНГ или как ее обозначили на нынешнем саммите «Концепция дальнейшего развития и совершенствования СНГ», а также план по ее реализации  являлись основными составляющими повестки дня  саммита Содружества Независимых государств в 2007 году.

Таким образом, инициатива о реформировании СНГ, выдвинутая Президентом нашей страны Н.Назарбаевым еще в 2006г. заняла центральное место в повестке дня саммита СНГ спустя год, оказавшись стратегической по своему содержанию. Необходимо отметить, что решение о создании Содружества независимых государств было принято в Алматы в 1991 году. Следует отметить, что СНГ с 1991 по 2002 гг. претерпело сильную эволюцию, в ходе которой значение этой международной организации для ее участников все более падало. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. отчетливо проявились различные внешнеполитические и геополитические ориентации его участников, усилившие тенденции дезинтеграции. Тем не менее, Казахстан всегда оставался активным сторонником интеграционных процессов на пространстве СНГ в различных формах.

По мнению казахстанского эксперта М.Т.Лаумуллина, главная историческая заслуга СНГ состояла в том, что оно помогло осуществить цивилизованный «развод» бывших советских республик, сохранить на первом этапе экономические связи между ними и предотвратить межгосударственные конфликты. Однако СНГ не превратилось в новую форму федерации или конфедерации на пост-советском пространстве.

Участие Казахстана в Содружестве Независимых Государств (СНГ) имело большое значение для его внешней политики и процесса становления в качестве суверенного государства, особенно в первой половине 1990-х гг. В дальнейшем место многостороннего сотрудничества занял двусторонний уровень.

Стоит обратить внимание на то, что серьезной проблемой стран Центральной Азии все еще продолжает оставаться распространение угроз терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотиков. Поэтому  актуальное значение приобретает дальнейшая интеграция стран региона Центральной Азии в области принятия совместных мер в сфере укрепления безопасности ЦАР. Реализация указанных направлений предполагает, прежде всего, усиление эффективного развития регионального сотрудничества стран ЦАР.

В связи с этим, актуальное значение приобретает разработка механизма углубления интеграционного взаимодействия стран Центральной Азии и формирования в перспективе Единого экономического пространства. Заметим, что инициатива о создании Союза Центральноазиатских государств уже вызвала одобрение со стороны многих субъектов мирового сообщества.

В 2005 году азиатские внешнеполитические форумы с участием Казахстана подтвердили прочные международные позиции нашей страны и статус нашей республики, претендующей на роль лидера в Центральноазиатском регионе. В 2006 году Казахстан также развивает активность во внешнеполитической сфере. Сфера международных отношений была наиболее показательной и результативной. В этом аспекте актуальным представляется мнение Генерального секретаря Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) Онг Кенг Йонга, который высоко оценивает усилия Казахстана в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Также, по его мнению страны - члены АСЕАН рассматривают Казахстан в качестве потенциального стратегического партнера в Центральной Азии. Он выразил поддержку намерению республики по подключению к работе Регионального форума АСЕАН по безопасности (РФА).

Участие стран ЦА в деятельности Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭс) уходит корнями первую половину 1990-х гг., и является одним из составляющих сложившейся конфигурации интеграционных процессов на пространстве Центральной Азии. В этом ключе следует рассматривать выдвинутую Президентом РК Н.А. Назарбаевым инициативу о создании Евразийского Союза, с которой он выступил в конце марта 1994г. во время своего визита в Москву. Однако, несмотря на возникший интерес к этой идее со стороны ряда стран Содружества, эта идея не получила своего развития в качестве интеграционного института или надгосударственного формирования. В 2001г. пять государств-участников Таможенного Союза образовали новое интеграционное объединение – ЕврАзЭС с целью дальнейшего углубления экономической интеграции между ними. Очередной саммит Евразийского экономического сообщества состоялся в Душанбе 6 октября 2007 года. Где одним из главных итогов стала смена генерального секретаря организации. Новым генеральным секретарем организации стал Таир Мансуров. «Убежденный евразиец»,–именно так его характеризуют российские эксперты [11]. Таира Мансурова знают как опытного управленца, дипломата, а также человека, который последовательно  реализовывал идеи евразийства во время восьмилетнего периода его работы послом Казахстана в России.  По мнению Андрея Грозина, эксперта Института стран СНГ, назначение Т.Мансурова Генеральным секретарем ЕврАзЭС –«свидетельство растущего влияния в центрально-азиатском регионе Казахстана как ведущей, в экономическом плане страны среди постсоветских азиатских государств». Очевидно, приход нового генерального секретаря обозначит новый период в развитии ЕврАзЭС, где упор будет сделан на экономической составляющей и прежде всего на двусторонних связях России и Казахстана.

Вместе с положительными тенденциями развития интеграционного взаимодействия в регионе имеется комплекс нерешенных проблем: Отсутствие механизма реализации принимаемых решений. В странах Центральной Азии по многим вопросам наблюдается несовпадение позиций государств-участников. Низким остается уровень выполнения принятых решений, и сами документы носят общий, рекомендательный характер [21, c. 164]); один из наиболее острых - вопрос рационального использования водно-энергетических ресурсов стран Центральноазиатского региона. (Решение его приведет к устойчивому развитию региона, так как вода является основой социально-экономического благополучия  государств ЦА); отсутствие единой системы энергообеспечения региона; отсутствие единой транспортно-коммуникационной системы региона; сырьевая направленность экономик стран Центральной Азии, необходим прорыв в сторону модернизации экономик; экологическая неустойчивость, сейсмичность, селеопасность в странах региона; отсутствие центральноазиатской идентичности между народами; угрозы терроризма, экстремизма, транснациональная организованная преступность, иные вызовы современности.

Существование множества нерешенных проблем и отсутствие согласованных действий всех сторон в их преодолении препятствуют развитию интеграционных процессов. В частности, до сих пор не реализован проект создания Международного транспортного консорциума, функционирование которого способствовало бы формированию общей транспортной политики государств Центральной Азии, эффективному развитию их транзитного потенциала. В аграрной сфере – также наблюдается несогласованность сторон в реализации отраслевой политики.

Указанные выше тенденции свидетельствуют о наличии серьезных проблем в развитии интеграционного сотрудничества государств Центральной Азии, несогласованности в проведении ими экономической политики, что противоречит принятым в рамках ЦАС договорам и соглашениям и, прежде всего, базовому Договору о создании Единого экономического пространства.

Что касается дальнейших перспектив развития стран ЦА в их интеграционном направлении, то их следует рассматривать с точки зрения взаимодействия с единой Европой. Европейский Союз, имеющий богатый и сложный опыт интеграционного развития, в долгосрочной перспективе представляет для данного региона важное направление в движении к стабильному и бесконфликтному регионально-интегрированному центрально-азиатскому сообществу. Он уже имеет систему международных институтов и организаций, но она крайне противоречива. Регион также обладает собственной идентичностью, которая также достаточно противоречива. Это сказывается на очень высокой степени неопределенности во внешнеполитических ориентациях центрально-азиатских государств, в конкуренции интеграционных проектов, в противоречиях между региональными институтами и отсутствием эффективного сотрудничества в деятельности международных организаций.

Отсюда следует, что государства Центральной Азии пока не достигли пика своего развития, а потому интеграция в Центральной Азии рассматривается пока как процесс.

Что касается интеграционных инициатив Главы государства в регионе, то следует отметить, то, что стратегические интеграционные инициативы озвученные Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым доказали свою востребованность и дальновидность. Республика Казахстан была и остается не только наиболее активным участником интеграционных процессов в регионе,  но и инициатором и сторонником реализации идей региональной интеграции. Однако, на сегодняшний день, более эффективному процессу  интеграции регионе  препятствует ряд неурегулированных вопросов, которые затрудняют дальнейшее динамичное развитие интеграции в странах региона, преодоление которых возможно лишь совместными усилиями. В целях более эффективного интеграционного сотрудничества стран региона необходимо решить вышеназванные проблемы путем консолидации усилий самих участников процесса интеграции в регионе  Центральной Азии.

 

Список использованной литературы:

1 Лаумулин М.Т. Азиатская безопасность и СВМДА // Казахстан и мировое сообщество. - 1995. - №1. - С. 44

2 Назарбаева Д.Н. Выступление на международной конференции «Динамика политических процессов в Центральной Азии». - Алматы, 2005. - /www.iimp.kz/

3 Токаев К.К. Внешняя политика в эпоху глобализации. - Алматы, 2000. - С. 123.

4 Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы, 1996. - С. 34.

5 Назарбаев Н.А. «Казахстан 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». - Послание Президента Республики Казахстан // Казахстанская правда. - 1997. - 12 октября.

6 Назарбаев Н.А. Послание Президента РК народу Казахстана. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации // Казахстанская правда. - 2005. - 19 февраля.

7 Губайдуллина М.Ш. Казахстан и государства Центральной Азии в межрегиональных отношениях: проблемы и перспективы //  Худжанд, 2007. - С. 117.

8 Назарбаев Н.А. Послание Президента РК народу Казахстана. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации // Казахстанская правда. - 2005. - 19 февраля

9 Назарбаев Н.А. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана // Казахстанская правда.- 2006. - 1 марта.

10 Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. - М., 2002. - С. 65.

11 Небезразличный человек и убеждённый евразиец // http://www.evrazes.com/ru/main/infopage/145/

 

Последнее обновление ( 04.02.2010 г. )
 
« Пред.   След. »